Лицом к лицу с врагом в Вормсе. Мартин Лютер – Робертс Леордон

20:12 -- 17.03.2017

За свои скандальные работы, от которых становилось не по себе дворянам и Папе Римскому, Мартина Лютера подвергли суду... Но его арест был не настоящим...

Послание немецкому дворянству

Четыре тысячи копий написанного Лютером «Обращения к христианскому дворянству немецкого народа «разошлись в течение восемнадцати дней с момента их выхода из печати. »Обращение« прочитала практически вся немецкая знать. В своей работе Лютер заявил, что: (1) каждый человек, принявший крещение, является священником перед Богом; (2) не существует никакого духовного предпочтения одного человека другому; (3) в отношениях человека с Богом не может быть никакого посредника (имеется в виду священника); (4) любой христианин может провозглашать Слово Божье.

Правители пытались помешать распространению этого документа. Один из них говорил, что изначально документ показался ему оскорбительным, однако размышляя над ним, он обнаружил, что ему открываются истины. В конечном счете истина стала ему настолько очевидной, что этот правитель написал письмо в Рим: «Написанное здесь не является исключительно неправдой, и я считаю, что нет никакой необходимости скрывать это от света. Если никто не отважится выступить против зла, присутствующего в церкви, и если каждый будет молчать, то камни возопиют» (см.: Евангелие от Луки 19:40). Лютер писал:

«Папа Римский, или епископ, помазывает, бреет головы, посвящает в духовный сан, освящает и предписывает, какие одеяния нужно носить священникам, чтобы отличаться от простых людей, но этими действиями он никогда не сделает человека духовным христианином. Он может с легкостью сделать человека лицемером или же болваном и плутом, но никогда – разумным верующим. Тем не менее, мы все через крещение становимся царственным священством, как об этом говорит святой Петр в 1 Петра 2:9».

Лютер яростно атаковал правило католической церкви, позволявшее толковать Библию исключительно Папе Римскому. Реформатор не нашел этому никакого библейского подтверждения, так же как и тому, что Иисус дал ключи от Царства только Петру.

В своей второй работе, названной «О Вавилонском пленении церкви», Лютер обвинил католическое идолопоклонничество таинствам. «Таинство делает эффективным вера», – писал Лютер, добавив, что само таинство не обладает никакой силой; силу ему придает вера. Лютер смело заявил, что никто не может быть спасен без веры, в то время как таинства не являются необходимым условием спасения.

Это утверждение сильнее всего задело Рим. Таинства и роль священника в превращении хлеба и вина в настоящие тело и кровь Христовы являлись одним из главных постулатов католической веры. Лютер же отбросил его в сторону, сказав людям, что таинства принадлежат всем, а не только священникам.

Лютер также подверг атаке мессу в целом и мотивы посещающих ее людей. Сбитые с толку индульгенциями и необходимостью накопления добрых дел, люди считали участие в богослужениях жертвой, увеличивающей количество благодати в их жизни.

В своей третьей книге «О свободе христианина» Лютер обсуждал вопросы, которые могли показаться католическому миру парадоксом. Люди настолько привыкли выполнять добрые дела согласно определенному плану, что в их действиях практически не было искренности. Лютер энергично атаковал подобное положение вещей, заявив, что если добрые дела совершаются без веры, они являются злыми в глазах Бога.

Дела, которые внешне кажутся восхитительными, перед Богом могут являться величайшим грехом. Бог судит не дела, но состояние человеческого сердца

Лютер писал: «Вера не является заслугой человека. Это состояние дается Богом или, точнее, оно является осознанием новой жизни, которая укоренилась глубоко в душе, получив уверенность в Божьем расположении. То, что человек делает, руководствуясь этим осознанием, является добрым, хотя со стороны может показаться и мелочью, – человек может ходить, стоять, есть, спать и даже собирать солому. С другой стороны, все, что человек делает, не руководствуясь этим осознанием, не является добрым, неважно, каким великолепным и святым это может казаться со стороны».

Эти слова Лютер использовал для того, чтобы критиковать учение о добрых делах. Дела, которые внешне кажутся восхитительными, могут быть – в зависимости от состояния сердца совершающего их человека – величайшим грехом перед Господом.

Лютер писал: «Каждый, кто не пребывает в согласии с Богом, начинает обеспокоенно искать возможность каким-то образом компенсировать свои грехи и заслужить Божье прощение многочисленными добрыми делами». Но тот человек крепкий в своей вере «служит Богу без мысли что-либо на этом заработать, довольный лишь осознанием того, что делает угодное в Божьих глазах».

Лицом к лицу с врагом в Вормсе

Все эти работы Лютера для Рима были подобны громкому реву трубы; Лютер же своими заявлениями намеревался полностью искоренить из католической церкви древние демонические учения, традиции и взгляды на жизнь.

В то время как книга, адресованная немецкому дворянству, не вышла за пределы страны, работа, посвященная Вавилонскому пленению, разошлась по всей Европе. Она вызвала гневную реакцию английского короля Генри VIII, который написал жесткое ее опровержение и заявил, что Лютер является его врагом до конца жизни.

Европейские правители решали, что им следует делать с растущим влиянием Лютера; но и друзья реформатора в это время также не сидели сложа руки, а выбирали, к кому им лучше присоединиться в грядущей войне. Некоторые из них сохранили свою верность Лютеру, другие же оставили его. Часть друзей реформатора застыла в нерешительности, пытаясь сформулировать систему своих убеждений. Один из преданных сторонников Лютера, изо всех сил стараясь понять его писания, отшвырнул в ярости книгу, казавшуюся ему слишком сложной, но затем поднял ее и прочитал снова. Окончив чтение, он обнаружил, что книга стала ему совершенно понятна, и поднялся поддержать Лютера, как сделали и многие другие люди. Этому человеку принадлежат следующие известные слова: «До этого момента весь мир был ослепшим».

В ответ на многочисленные работы Лютера католическая церковь предприняла очередную попытку заставить его замолчать, пригласив на ежегодное заседание светского суда, получившее название Конгресс в Вормсе, которое прошло в немецком городе Вормс. На дворе стоял 1521 год, и Лютер был вызван в суд, чтобы ответить на вопросы, возникшие в связи с выходом его работ. Заседание возглавлял сам император. Фридрих надеялся, что суд благосклонно отнесется к Лютеру, поскольку именно император утверждал ранее, что нельзя обвинять человека в ереси, не выслушав его. Лютер был рад представившейся ему возможности защитить свою позицию, но вскоре понял, что повестка дня на суде была точно такой же, как и при его встрече с Каэтаном.

Император Карл V Испанский не был заинтересован в том, чтобы тратить на Лютера много времени, поэтому заседание было предельно кратким и конкретным. Судьи, указав на стопку книг, лежавших на столе, спросили у Лютера, является ли он их автором и не желает ли отречься от написанного в них.

Суд с нетерпением ждал, когда же Лютер даст ответ, будто тот должен был дать его немедленно, чтобы сразу же перейти к рассмотрению других дел. Лютер, не желая, чтобы на этом все закончилось, попросил предоставить ему еще немного времени: «Это касается Бога и Его Слова. Это может повлиять на спасение душ... Прошу вас, дайте мне еще время».

Лютеру дали еще один день. Весь вечер он провел, размышляя над вопросом, хотя решение было принято им уже давно. На следующий день Лютер снова предстал перед судом. Один из судей обратился к нему: «Вы должны дать простой, ясный и точный ответ... Вы отрекаетесь от написанного там или нет?» Лютер ответил следующим образом:

«До тех пор, пока мне не объяснят и не докажут мою неправоту на основании Священного Писания или же используя понятные, внятные и ясные аргументы... я не отрекусь от написанного мною, поскольку глупо и небезопасно действовать против своей совести. Я стою перед вами. И ничего более я сделать не могу. Да поможет мне Господь! Аминь».

Указ, изданный в Вормсе

Лютер был осужден, но получил гарантии безопасности сроком в двадцать один день, в течение которых он мог беспрепятственно вернуться в Виттенбург. В мае 1521 года, сразу же после окончания Конгресса в Вормсе, вышел соответствующий указ. Этого решения с нетерпением ожидал Папа Римский, а также все его сторонники. Наконец-то Лютер был официально признан еретиком, что позволяло любому человеку убить его. Если бы Рим мог схватить Лютера, его наверняка ожидала бы участь Яна Гуса.

В указе было отмечено, что учение Лютера, представлявшее собой выгребную яму, наполненную старыми и новыми ересями, с этого момента запрещалось на всей территории империи. Указ также запрещал печатать, продавать и читать книги Лютера. Кроме того, жителям империи не разрешалось оказывать Лютеру какую-либо помощь. Но даже несмотря на все это, Фридрих Мудрый, правитель и друг Лютера, не лишил того своей поддержки.

Фридрих сымитировал арест Лютера, когда тот возвращался назад, в Витгенбург. Он схватил Лютера и отправил его в один из своих замков, Вартбург. На протяжении десяти месяцев Лютер прятался в одной из комнат замка, за раздвижной лестницей. Он отрастил волосы, бороду, его называли «рыцарем Георгом». Лютер настолько хорошо замаскировался, что позже, покинув замок, он оказался неузнанным своим другом-художником, некогда писавшим его портреты.

Лютеру ужасно не нравилось находиться в Вартбурге, он писал:

«Я находился в тюрьме, на своем Патмосе, в высокой башне, являвшейся царством птиц, где меня часто атаковал дьявол. Я противостоял ему в вере и отвечал словами: »Мой Бог создал человека и «все положил под ноги его» (Псалом 8:7). Попробуй сделать то же самое, если ты обладаешь властью над Ним!«

Несмотря на то, что Лютер провел то время в страдании, он максимально использовал его. Лютер получил возможность продолжить работу над некоторыми своими книгами, и, возможно, величайшим его достижением стал полный перевод Нового Завета с латыни на немецкий язык. Простой человек никогда еще не имел Библии. Немногие отрывки из Писания, которые им доводилось слышать, зачитывались во время мессы на латыни. Теперь же весь христианский мир стоял на пороге значительных перемен. Простой человек наконец получил свет!

Разорение, хаос и восстание в Виттенбурге

Но прежде чем простой человек получил доступ к Библии, «Девяносто пять тезисов» в одиночку стали причиной образования массового движения. То, что до этого являлось войной одного человека, Лютера, превратилось в лютеранство. Один из сторонников Лютера, Карлштадт, взял управление новым движением в свои руки, пока Лютер находился в Вартбурге. Однако он выбрал неверное направление, что вывело Лютера из себя, и он вырвался из своего укрытия, дабы остановить беспредел, творившийся в Виттенбурге.

В соответствии с распоряжениями Карлштадта монахи и монахини оставляли монастыри. Но не это расстроило Лютера – он выступал против монашеских обетов. Ему не понравилось то, что начались разрушения церковных росписей и алтарей. Священников забрасывали камнями; алтарь монастыря францисканцев был полностью разрушен. Священники, проводившие мессу, были силой изгнаны из городской церкви. Когда же члены нового движения были арестованы, по всему городу вспыхнули мятежи. Церковные богослужения были остановлены, дом приходского священника в Айленбурге оказался разграблен, а монахи-августинцы торжественно сожгли все картины, украшавшие стены монастыря.

Лютер ворвался в город и набросился с резкой критикой на Карлштадта. Он напомнил ему, что людские души завоевываются любовью. Он спрашивал у людей, пойманных в огне восстания, почему те сбрасывали статуи и картины, которые могли многое значить для других людей, поклонявшихся Господу. Лютер просил их не забывать о тех, кто слабее и нуждается в их монашеских обетах, их картинах и их статуях.

Лучше всего истинная природа Реформации раскрывается в словах самого Лютера:

«Дайте людям время. Мне потребовались три года постоянной работы, размышлений и дискуссий, чтобы прийти к тому, что я сейчас имею; как же может простой человек, не сведущий в этих вопросах, пройти эту же дистанцию за три месяца? Не думайте, что злоупотребления исчезнут вместе с разрушением объектов, с помощью которых эти злоупотребления и происходили. Мужчины могут согрешить с женщинами и вином. Должны ли мы, зная это, запретить вино и уничтожить женщин? Люди поклонялись солнцу, луне и звездам. Должны ли мы сорвать их с небес? Подобные опрометчивые действия и сопровождающее их насилие свидетельствуют о недостаточном доверии к Богу. Посмотрите, как многого Он смог достичь через меня, хотя я всего лишь молился и проповедовал. Все, что произошло, стало возможным лишь благодаря Слову. Если бы я захотел, то мог бы разжечь разрушительное пламя в Вормсе. Однако пока я спокойно сидел и пил пиво с Филиппом и Амсдорфом, Бог подготовил Папе Римскому сокрушительный удар».

Лютер был реформатором, и его основной задачей было проведение реформ. Исправив неверный дух, он тем не менее не отказался от многих реформ Карлштадта и начал проводить в жизнь свои идеи. Лютер снова вернулся за кафедру и стал ежедневно выступать с проповедями. Он реструктурировал богослужение, самостоятельно написал многие гимны и напечатал первую мессу на немецком языке.

Свои реформы Лютер начал в Витгенбурге. Там он был в безопасности – люди любили, уважали и защищали его. Однако Лютер не мог покинуть территорию Саксонии. Фридриху, саксонскому правителю, не нужно было даже пальцем шевелить для того, чтобы защитить его, поскольку поддержки людей было для этого достаточно. Выступить против Лютера означало выступить против народа. Никто же из представителей религиозной или светской власти в стране не хотел вызвать своими действиями настолько отрицательную реакцию по отношению к себе.

Реформы Лютера включали в себя также и заботу общества о бедных. В то время попрошайничество было запрещено. Деньги, которые раньше выделялись монастырям, теперь использовались для поддержки сирот, студентов, а также выплат приданого бедным девушкам.

Месса была видоизменена. Старая, нудная рутина была заменена проповедью Евангелия. Карлштадт стал совершать нападки на обет безбрачия, в чем Лютер его безоговорочно поддержал. Он же был лично ответствен за побеги монахинь из их монастырей. Когда же те оказались под опекой Лютера, он благословил их сочетаться браком со священниками, также оставившими монастыри.

Пожертвования
Ваши пожертвования помогают нам служить множеству людей. Спасибо за вашу щедрость!