Урок 5. Заповеди отношений и примирения. Основы учений Христа

15:40 -- 25.09.2020

Урок 5. Заповеди отношений и примирения. Школа «Основы учений Христа» Цикл фундаментальных учений, которые Иисус Христос преподал ученикам на горе.

Школа «Основы учений Христа». Оглавление

Урок 5. Заповеди отношений и примирения.

Матф.5:21-22 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит [подвержен будет] суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит [подвержен будет] суду; кто же скажет брату своему: рака, подлежит [подвержен будет] синедриону; а кто скажет: безумный, подлежит [подвержен будет] геенне огненной.
  • гневающийся [оргидзОмэнос] —глагол, настоящее время, пассивный залог, причастие/деепричастие, именительный падеж, единственное число, мужской род. Это слово правильно переводится «гневящий брата», то есть тот, кто вводит брата своего в гнев, раздражение. Это значит делать что-то в отношении своего брата от чего он останется в гневе на вас.

Предлога на и слова напрасно нет в этом отрывке в оригинальном тексте. Дословно же это место звучит так: Я же говорю вам, что всякий гневящий (гневающий, прогневляющий) брата своего подвержен будет суду.

Иисус говорит, что будут судимы и «тот, кто убьет человека», и также «тот, кто гневит брата своего». Иисус употребляет здесь слово брат, а не слово человек. Учитывая контекст, речь идет о брате в Господе. Разумеется, это подразумевает сестер и отношение к кровным братьям.

… кто же скажет брату своему: рака, подлежит [подвержен будет] синедриону
  • рака [ракА] —пустой человек. Рака почти непереводимо, потому что это специфичное унизительное слово. Это слово передает высокомерное презрение к человеку. В нашей культуре, это что-то типа —тупой, лох, лузер и т.п.

Есть раввинская история о раввине Симоне бен Елеазаре. Как-то шел он из дома своего учителя и был в приподнятом настроении от охватившего его чувства собственной образованности, начитанности и добродетельности. Его   приветствовал какой-то некрасивый прохожий. Раввин не ответил на приветствие, а сказал только: «Ты, рака! Как отвратительно ты выглядишь! А в твоем городе, что все так отвратительно выглядят?» «Этого я сказать не могу, ответил прохожий, пойди и скажи своему Создателю, как отвратительно выглядят его создания». (Баркли)

  • синедриону [синэдрИо] —совещательный орган, совет, совет старейшин, сенат, у древних Евреев синедрион. В сирийском переводе НЗ в этом месте говорится не о «совете», а о «церкви», кроме того, в посланиях Игнатия это слово обозначает, во-первых, круг апостолов, а во-вторых, старейшин (пресвитеров) церкви.

Иисус предупреждает, что вот за такие слова на брата, согрешающий будет наказан «власть имеющими» в церкви. Таким образом, Иисус дает установление руководству церкви не оставлять без наказания за такие грехи.

… а кто скажет: безумный, подлежит [подвержен будет] геенне огненной
  • безумный [морЭ] —глупец, безрассудный, безумец. Это слово имеет отношение к уму человека, когда говорят что у него что-то не нормально с головой. В нашей культуре, это что-то типа —слабоумный, умалишенный, придурок, псих и т.п.

Разумеется, во всех случаях, речь идет не о том, что ты подумал о брате, а о том, что ты сказал своему брату «кто скажет». Враг может посылать и будет посылать разные мысли, но одно дело что-то подумать, а другое дело сказать это в лицо своему брату.

  • геенне огненной. Что это за место?
Мар.9:43-48 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает.

Крайне суровое наказание достанется тем, кто скажет брату своему «безумный». Иисус противопоставляет «жизнь в Царстве Божьем» —геенне огненной, где «огонь неугасимый и где червь не умирает». Кто-то войдет в жизнь, а кто-то в геенну.

Итак, здесь мы видим три степени греха против своих братьев и три степени наказания за совершение таких грехов.

  1. Кто будет гневить брата —будет судим.
  2. Кто будет говорить с презрением к брату —будет судим властью церкви.
  3. Кто будет говорить на брата, что он ненормальный, слабоумный —будет осужден Божьим судом в геенну огненную.

Продолжаем...

Матф.5:23-24 Итак [поэтому, следовательно], если ты принесешь дар твой к жертвеннику [в Н.З. алтарю ] и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
  • дар [дОрон] —подарок, даяние, подношение.

Иисус здесь учит, что дары Господу не будут приняты, пока виновный не исправит своей ошибки перед теми, кого он обидел. Подарок можно принести, но будет ли он принят Господом или нет, зависит от того, о чем говорит Иисус в этом месте.

Важно понимать, что здесь речь идет не о том, что кто-то на кого-то что-то имеет. Речь идет о случаях, когда ты виновен против брата, и он из-за этого имеет против тебя.

Например. Если ты не повинен против брата, а он имеет что-то на тебя, то это его проблема и он несет за это ответственность. Против Иисуса также многие что-то имели, но это не было Его проблемой. Однако если ты сказал или сделал что-то, из-за чего брат имеет против тебя, то это уже твоя проблема и ты несешь за это ответственность.

Иисус показал, как мы можем проверять себя.

Если мы приносим Господу какой-то дар (подарок, приношение) и вспомним о нашем брате или сестре, что они (из-за наших поступков) гневаются на нас, то нам нужно идти и искать примирения с ними.

Если мы сказали им унизительные или оскорбительные слова типа «Рака» или «Морэ», нам нужно просить у них прощения. В нашем сердце не должно быть братьев и сестер, которых мы обидели и не примерились с ними. Иначе наши дары, приношения пред Господом не будут приняты.

Важен еще один момент, что Иисус не говорит, чтобы мы уносили дар —Он говоритоставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Иисус говорит, чтобы мы примирились, возвратились и принесли этот дар.

Матф.5:25-26 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
  • мирись [зуноОн] —быть благосклонным, быть расположенным, благоволить, быть дружелюбным. Дословно; благоволи к сопернику.

Заканчивая тему «отношений и примирения между братьями» Иисус учит, как правильно искать примирения. Ты должен приходить к сопернику как друг, быть расположенным к нему, дружелюбным и благосклонным. Ты должен выяснить и уладить дело прежде, чем соперник дойдет до суда, ибо, если он дойдет до суда и суд примет дело на рассмотрение, то это принесет еще большие проблемы.

Если мы пропустим момент примирения с соперником, то мы угодим в темницу. Если брат пострадал через тебя и обратился в суд, то в худшем случае тебя могут судить и отправить в место заключения. Иисус предупреждает; «истинно говорю тебе», если ты угодишь в темницу, то не выйдешь оттуда, пока не отдашь всё, кому что должен.

Итоги

А). Мы можем видеть три степени греха против своих братьев и три степени наказания за совершение таких грехов.

  1. Кто будет гневить брата —будет судим.
  2. Кто будет говорить с презрением к брату —будет судим властью церкви.
  3. Кто будет говорить на брата, что он ненормальный, слабоумный —будет осужден Божьим судом в геенну огненную.

Б). Если мы приносим Господу какой-то дар и вспомним о нашем брате или сестре, что они (из-за наших поступков против них) гневаются на нас, то нам нужно идти и искать примирения с ними. Если мы сказали им унизительные или оскорбительные слова типа «Рака» или «Морэ», то нам нужно просить у них прощения. В нашем сердце не должно быть братьев и сестер, которых мы обидели и не примерились с ними. Иначе наши дары, приношения пред Господом не будут приняты.

В). Мы видим, что за грехи против своих братьев или сестер виновные подлежат суду. Иисус же учит нас, как избежать суда. Нужно спешить примириться с соперником пока не поздно. Нужно приходить к сопернику не как враг, но как друг, быть расположенным к нему, дружелюбным и благосклонным, чтобы найти примирение.

Если мы находим примирение, то у нас исчезают проблемы с человеком и проблемы с Богом. Если же мы не успеем примириться, то мы подвергнемся суду и получим по заслугам. Иисус сказал «истинно говорю тебе», что ты будешь сидеть в темнице столько, сколько потребуется пока эта проблема полностью не будет решена.

Конец урока.

Источник: Церковь Благословение Отца
Учитель: Дмитрий Лео

Пожертвования
Ваши пожертвования помогают нам служить множеству людей. Спасибо за вашу щедрость!