Чувствую себя так, словно меня послал Сам Господь Бог...

2017-07-13 15:10
SHARE
f
B
t
G+

История, которая заставит плакать от величественного действия Божьего через этого парня. Дуайт Муди - не стандартный служитель всемогущего Бога.

Гражданская война

В то время как Муди завершал необходимые приготовления к полноценному служению, в Соединенных Штатах также происходили судьбоносные перемены. Авраам Линкольн, выигравший президентские выборы под лозунгами борьбы с рабством и запрета на рабовладение в каждом из американских штатов, самим фактом своего избрания сделал войну практически неизбежной. Еще до принятия им президентской присяги семь штатов заявили о своем выходе из федерации. Вскоре после инаугурации Линкольна их примеру последовали еще четыре штата. Попытки уладить противоречия дипломатическим путем не принесли успеха, и, когда войска новообразованной Конфедерации 12 апреля 1861 года атаковали форт Самтер, президент распорядился подавить восстание. Он объявил о призыве сроком на три месяца 75 тысяч добровольцев, надеясь, что демонстрация силы положит конец восстанию. Но вместо этого на сторону мятежников перешли еще четыре штата, уже раньше размышлявших об отделении. Конфедерация приготовилась к тому, чтобы вести собственную войну за независимость против вооруженных формирований «вторгшегося» к ним Севера. Каждая сторона полагала, что сумеет одержать быструю победу, поэтому никто из них не был готов к жестокой и продолжительной войне, которая вот-вот должна была разразиться на территории Соединенных Штатов.

Гражданская война стала для Дуайта Муди ускоренным практическим курсом массовой евангелизации.

Штат Иллинойс быстро ответил на призыв Линкольна. Мужская молодежная христианская организация помогла провести мобилизацию, организовав целый ряд многолюдных собраний и митингов, во время которых было собрано много средств для обеспечения армии лошадьми, провиантом и прочим снаряжением. Кроме того, во время собраний было сформировано пять отрядов добровольцев приблизительно по 150 человек. Эти отряды, соединившись с другими подразделениями, сформированными Торговой палатой и Коммерческой ассоциацией, образовали 72-й Добровольческий иллинойский полк, разбивший свой лагерь в Кэмп-Дугласе, всего лишь в трех милях к северу от Чикаго. Муди, совместно с Б. Ф. Джейкобсом и Джоном Фаруэллом, был назначен организацией ответственным за восполнение духовных потребностей этих солдат. Дуайт заказал в типографии три с половиной тысячи сборников христианских гимнов с американским флагом на обложке, которые должны были быть распространены среди солдат; кроме того, в расположении каждого полка он поставил по одной палатке Мужской молодежной христианской организации. Каждый день Муди проводил для солдат от восьми до десяти богослужений, а его организация раздавала им тысячи экземпляров религиозной литературы. Это стало первым организационным успехом Дуайта, который привлек в служение дополнительно 150 человек. В результате их деятельности сотни человек обратились к Богу и тысячи заново посвятили свою жизнь Христу.

В то время добровольцы больше всего боялись, что война закончится еще до того, как они получат возможность испытать себя в бою. В июле 1861 года не меньше 30 тысяч солдат двинулись из окрестностей Вашингтона, округ Колумбия, в сторону Ричмонда, штат Виргиния, и многие полагали, что это станет концом Конфедерации. В первые часы битвы войска северян наступали до тех пор, пока не столкнулись с подкреплением южан под командованием генерала Томаса Дж. Джексона, остановившего силы северян столь резко и внезапно, что ему было дано прозвище Каменная Стена. Рады северян были разрознены, и когда прозвучал сигнал к отступлению, битва превратилась в беспорядочное бегство армии Союза. Эта первая битва на реке Булл-Ран немедленно изменила ход войны: она показала президенту Линкольну и командующим его армией, что их солдаты нуждались в лучшей подготовке и более опытном руководстве, а также укрепила уверенность южан, которые почувствовали, что их противник не имел ни возможности, ни достаточной смелости победить их.

На поле боя

Представительства Мужской молодежной христианской организации в северных штатах решили скоординировать свои усилия в составе Христианской комиссии, созванной для того, чтобы нести служение среди солдат армии северян. Дуайт стал первым из тысяч официальных делегатов, направленных для служения в боевые подразделения. Свое первое задание он выполнял в октябре 1861 года в Кентукки, собрав достаточно средств для возведения деревянной молельни, совмещая это с миссионерской работой в Чикаго и выполнением своих обязанностей в Кэмп-Дугласе. К 1862 году генерал Улиссес С. Грант перенес главный опорный пункт северян в Кейро, штат Иллинойс, расположив его у слияния рек Огайо и Миссисипи. Он намеревался с его помощью не только защитить от атак конфедератов жизненно важные для Севера железные дороги, но также атаковать позиции противника, расположенные вдоль Миссисипи, чтобы рассечь линию обороны южан надвое. В самом начале войны Комиссия определила Кейро как еще один стратегический пункт, и Дуайт, на которого были возложены лидерские функции, принялся превращать его в командный штаб Комиссии.

Муди проходил ускоренный практический курс массовой евангелизации, к которому вскоре добавилось служение больным, раненым и умирающим. Как только в Кэмп-Дуглас начали поступать пленные солдаты Конфедерации, Дуайт внес в свой список неотложных дел служение военнопленным. Вместе с подразделениями армии генерала Гранта он девять раз побывал у самой линии фронта, чтобы там проповедовать в полевых госпиталях. Несколько лет спустя Дуайт был среди первых северян, вошедших в Ричмонд после капитуляции города, не устоявшего под натиском войск Союза. Каким-то образом посреди всего этого хаоса Муди нашел время для того, чтобы 28 августа 1862 года жениться на Эмме. Еще до окончания Гражданской войны, 24 октября 1864 года, у счастливых родителей появился на свет первый ребенок - дочь Эмма, названная в честь своей матери и бабушки.

Война также предоставила Дуайту замечательную возможность увидеть истинную силу молитвы. Однажды ночью, после ожесточенной битвы, которая оставила после себя испещренное воронками и заваленное телами убитых поле, помощники-христиане на протяжении многих часов прочесывали местность в поисках тех, кому удалось выжить в этой бойне. Их заботе были доверены сотни раненых солдат, голодных и мучимых жаждой. Волонтерам удалось обнаружить источник с чистой водой, но, несмотря на все свои усилия, они не нашли никакой пищи. Группа христиан преклонила колени и попросила Бога дать страждущим хлеб, причем многие из них позже признались, что молились без особой надежды на ответ. Тем не менее, едва на следующее утро взошло солнце, как они увидели фургон, под завязку заполненный буханками хлеба. Управлявший им кучер рассказал следующую историю:

Когда прошлым вечером я отправился спать, зная, что армия уже ушла, я не мог сомкнуть глаз, думая о бедных раненых солдатах, которые были вынуждены остаться там, позади. Кто-то словно шептал мне на ухо: «Что эти несчастные ребята будут делать без еды?». И я никак не мог заглушить этот голос.

Не в силах заснуть, этот человек разбудил свою жену и попросил ее немедленно испечь как можно больше хлеба. Сам он вышел во двор и подготовил свой фургон, попутно позвав соседей и попросив их также приготовить еду. «Несколько часов спустя, когда я вернулся домой, - рассказывал мужчина, - фургон был уже полон, но моя жена умудрилась взгромоздить еще что-то на крышу. Затем я поспешил, чтобы привезти этот хлеб раненым, и чувствую себя так, словно меня послал Сам Господь Бог».

Служение раненым и умирающим

Для Дуайта, которому не исполнилось еще и двадцати пяти лет, это было время трудностей и серьезных испытаний: практически каждый день ему приходилось нести служение у постели умирающих солдат. Много лет спустя одну из проповедей он проиллюстрировал такой историей, связанной с событиями того времени:

После битвы под Питтсбургом я находился в госпитале у Мерфрисборо. Посреди ночи меня разбудили, сообщив, что раненый, лежавший в одной из палат, хотел меня видеть. Когда я пришел к нему, он назвал меня «капелланом» (хотя я им не был) и попросил помочь ему умереть. «Я бы прямо сейчас взял вас на руки и отнес бы в Царство Небесное, — ответил я, — если бы только мог это сделать, но мне это не под силу. Я не могу помочь вам умереть!» — «А кто же может?» - спросил он. «Господь наш Иисус Христос, — объяснил я. — Он пришел на землю с этой целью». - «Он не может меня спасти, - раненый грустно покачал головой, - я грешил всю свою жизнь». - «Но ведь Он для того и пришел, чтобы спасти грешников», - был мой ответ. Я подумал о его матери, которая осталась на севере. Будучи уверен в том, что она беспокоилась о том, умрет ли ее сын с миром в душе, я решил остаться рядом с ним. Я помолился два-три раза и повторил все известные мне обетования, потому что было очевидно, что жить этому парню оставалось лишь несколько часов.

Я спросил позволения прочитать ему диалог, который Иисус вел с человеком, беспокоившимся о спасении своей души. Когда я открыл третью главу Евангелия от Иоанна, его взгляд был прикован ко мне. Я дочитал до четырнадцатого и пятнадцатого стихов, где были такие слова: «И как Моисей вознес змия в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Раненый остановил меня и спросил: «Там так и написано?». Я ответил: «Да». Он попросил меня прочитать эти слова еще раз, и я так и сделал. Тогда он положил свои локти на постель и, сцепив руки, произнес: «Это хорошо, но не могли бы вы прочитать это снова?». Я повторил этот отрывок в третий раз и продолжил читать без остановки до конца главы. Когда я закончил, его глаза были закрыты, руки сложены, а на лице играла улыбка. О, как же его лицо сияло! Как же оно изменилось! Я видел, как губы юноши подрагивали, и, наклонившись к нему, услышал едва различимый шепот: «И как Моисей вознес змия в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Он открыл глаза и произнес: «Достаточно; больше не читайте». Он пролежал еще несколько часов, повторяя эти два стиха, а затем отправился в одной из колесниц Христа в Царство Божье, где занял ожидавшее его место.

Во время войны работа в Чикаго не прекращалась, принося обильные плоды. Первые ученики воскресной школы Дуайта постепенно взрослели, и, поскольку миссия имела огромный успех, другие парни также начали посещать библейские занятия. Несмотря на то, что Муди всегда стремился иметь добрые отношения с пасторами других городских церквей и направлял к ним своих воспитанников, последние не чувствовали себя комфортно во время строгих традиционных богослужений. Поэтому незадолго до окончания войны, 30 декабря 1864 года, воскресная школа Иллинойской уличной миссии превратилась в Иллинойскую уличную церковь, независимую евангелическую общину с активной миссионерской программой. Конгрегационалисты предложили рукоположить Муди, но он почувствовал себя недостаточно подготовленным к этому и отказался, сохранив верность своему желанию не быть связанным, но при этом иметь одинаково дружеские отношения со всеми деноминациями.

Гражданская война способствовала появлению у Дуайта настойчивости, которая до конца жизни являлась характерной его особенностью. И хотя в 1865 году война между штатами завершилась, но война против сил тьмы за человеческие души была еще в самом разгаре. Складывается впечатление, что и впоследствии Дуайт проповедовал, словно все еще был на войне, относясь к каждому служению так, будто это была его последняя возможность поделиться с кем-либо Благой Вестью, и делая все возможное для того, чтобы люди принимали ее безотлагательно — здесь и сейчас. Кроме того, он развил в себе достаточно практичное видение основ Евангельской Вести - видение, которого он будет придерживаться до конца своего служения. Спасение было тем учением, вокруг которого могли сплотиться представители всех христианских деноминаций, и потому эта концепция давала ему экуменический ключ для работы с церквами везде, где бы он ни был. Дуайт понял также, что он не нуждается в какой-либо специальной подготовке или звании, чтобы эффективно выполнять доверенную ему Богом работу, и до конца своего служения он постоянно напоминал людям о том, чтобы его назвали просто «мистер Муди», а вовсе не «преподобный Муди».

После окончания Гражданской войны в Америке наступил период Реконструкции (продолжавшийся с 1865 по 1877 год), а также период экономического роста и социальных реформ, получивший название «Позолоченный век» (с 1865 по 1893 год). Это время стало для Соединенных Штатов вторым индустриальным веком, в то время как страна вновь объединилась после войны и начала расширяться в западном направлении. Также это было время широкомасштабной иммиграции, и города во всех уголках страны росли невиданными ранее темпами. Основанное на одноименной книге Эндрю Карнеги, «евангелие процветания» стало повсеместно доминирующим и популярным, тогда как многие преуспевающие предприниматели с радостью жертвовали часть заработанных средств на благо общества. В такой атмосфере организации, подобные Мужской молодежной христианской организации, получали колоссальное преимущество благодаря своему фокусу на помощи бедным.

Война также показала экуменическую сущность Молодежной организации, которой можно было доверить лидерство, а благодаря Усилиям Муди ее чикагское отделение заметно выделялось на фоне Других отделений по всей стране. В скором времени Дуайт стал президентом чикагского отделения Мужской молодежной христианской организации и занимал эту должность в период с 1865 по 1870 год. Он пользовался большим уважением и оказывал заметное влияние на все городские события. Во многом благодаря влиянию Дуайта Муди христианство в течение первых пяти послевоенных лет переживало в Чикаго самый настоящий «золотой век».

Первое путешествие в Англию

У Эммы Ревелл Муди были серьезные проблемы со здоровьем: она страдала от приступов астмы. Кроме того, она мало виделась со своим мужем, который трудился в поистине сумасшедшем темпе. Поэтому в 1867 году супруги решили совершить совместное путешествие в Англию, чтобы там женщина смогла отдохнуть и восстановить силы, а также посетить родственников, с которыми она не виделась восемнадцать лет, с момента своей иммиграции в Соединенные Штаты. Дуайт, в свою очередь, хотел встретиться с сэром Джорджем Уильямсом, основателем Мужской молодежной христианской организации, который жил в Лондоне. Кроме того, он надеялся встретиться с Джорджем Мюллером, свидетельство которого так сильно его вдохновило, и послушать проповеди Чарльза Хэддона Сперджена. Дуайт и Эмма также собирались принять участие в Международном съезде служителей воскресных школ, который должен был проходить в Лондоне. Все эти планы достаточно успокоили совесть Дуайта для того, чтобы он смог оставить свою работу в Чикаго, передав ее в надежные руки своих единомышленников. Свою трехлетнюю дочку Эмму супруги оставили на попечение матери Дуайта, жившей в Нортфилде, штат Иллинойс.

Простоватый, но очень искренний Дуайт сразу же во время своего первого публичного выступления произвел на англичан хорошее впечатление. Перед началом упомянутого выше съезда его пригласили выйти вперед и рассказать о своей работе в Америке. Как позже вспоминал один из очевидцев тех событий:

...вице-председатель объявил, что они рады приветствовать своего «американского кузена, преподобного мистера Муди из Чикаго», который сейчас собирается выступить с благодарственной речью в адрес благородного Эрла, председательствующего на этом съезде. С подкупающей искренностью и непосредственностью, полностью отбросив какие-либо условности, мистер Муди смело обратился к почтенной публике:

«Председатель допустил две ошибки. Начнем с того, что я вовсе не »преподобный« мистер Муди. Я являюсь просто Дуайтом Л. Муди, служителем воскресной школы. Кроме того, я вовсе не ваш »американский кузен«! По милости Божьей я ваш брат, также весьма заинтересованный в той работе, которую наш Отец делает для Своих детей.

А теперь, что касается благодарственной речи в адрес «благородного Эрла» за то, что этим вечером он согласился председательствовать здесь. Не понимаю, за что мы должны его благодарить и, более того, за что он должен благодарить нас. Когда однажды нашего мистера Линкольна хотели поблагодарить за председательствование на собрании в Иллинойсе, он это тут же пресек, заявив, что лишь выполняет свои обязанности так же, как они свои. Оц полагал, что все были вовлечены в это в равной степени«.

Эту речь все собравшиеся слушали, затаив дыхание. Она не вписывалась ни в одни из известных рамок. Ее непосредственность восхищала; и с тех пор мистер Муди завладел сердцами своих английских слушателей.

На Британских островах супруги провели четыре с половиной месяца, и, что было характерно для Дуайта, они выполнили все изначально задуманное. Муди удалось посетить несколько выступлений Чарльза Сперджена (он даже лично встретился с прославленным проповедником), после чего он покинул Англию, лелея внутри вполне обоснованные надежды на скорое прибытие Сперджена в Америку с проповедями.

Дуайт и Эмма также совершили путешествие в Бристоль, где встретились с Джорджем Мюллером, о котором Муди писал Фаруэллу: «У него дома находятся 1150 детей, но ему никогда не приходится ни у кого просить денег на их содержание. Он уповает на Бога, и Господь посылает ему деньги. Удивительно видеть, что делает Бог для мужей молитвы».

Большое влияние на Муди оказало также разработанное Мюллером учение. Мюллер посещал Плимутскую братскую церковь, члены которой славились своей исключительной честностью и чистотой, а также упованием на Писание. Плимутские братья проповедовали обращение как мощное, радикально преобразующее жизнь событие ц верили в возвращение Христа в период тысячелетнего Царства. Позже Дуайт тоже стал проповедовать эти две доктрины. Вполне вероятно, что эти братья оказали на него влияние подобное тому, которое моравские братья оказали на Джона Уэсли. Их учение в гораздо большей степени, чем какое-либо другое, повлияло на формирование теологического основания Дуайта.

Со своей стороны, Дуайт Муди оказал не менее важное влияние на Англию. К примеру, шестнадцатилетний Джон Кеннет Макензи 10 мая услышал выступление Дуайта в Бристоле и впоследствии стал известным врачом-миссионером в Китае. Находясь в Ливерпуле, Дуайт вдохновил преподобного Чарльза Гарретта открыть недорогой ресторан как здоровую альтернативу городским барам и борделям. Другой человек начал проводить в Лондоне полуденные молитвенные собрания, взяв за образец собрания в чикагском отделении Мужской молодежной христианской организации, и продолжались они непрерывно в течение сорока одного года.

Муди также вдохновил молодого пастора Генри Мурхауса, бывшего до своего обращения вором-карманником, покинуть Англию и отправиться в Ирландию, где он тогда проповедовал. Едва достигавший плеча Дуайта, этот «маленький проповедник» был лишь на несколько лет его младше; он убедил Дуайта и Эмму пригласить его выступить в Чикаго, если он когда-либо окажется в Америке. Никто тогда не мог предположить, сколь благословенным станет эта встреча для служения Муди.

1 июля в альдерсгейтском отделении Мужской молодежной христианской организации Лондона для четы Муди был организован прощальный прием. Во время этого мероприятия один из выступавших обратился к Дуайту со следующими словами:

Лишь немногим из тех, кто приплыл в чужую для себя страну, удалось за столь короткое время влюбить в себя так много сердец или же, будучи совершенно безвестными и лишенными каких-либо рекомендаций, покорить такое огромное количество слушателей, как это удалось мистеру Муди. Лишь немногие слышали о нем раньше, но, поговорив с ним и услышав, как он говорит об Иисусе, они буквально искупали его в своей любви.

В память о путешествии Дуайту подарили золотые часы и конверт с хорошим гонораром.

Вскоре после этого супруги Муди покинули гостеприимную Англию и отправились домой, тепло вспоминая все, что произошло с ними за это время; они даже не думали, что когда-либо сумеют повторить это путешествие. Поездка оказала на Дуайта колоссальное влияние, поскольку была совершена как раз в тот период, когда он, словно губка, впитывал в себя новые знания о Боге и о служении людям. Вряд ли он тогда догадывался, что Бог открыл ему еще далеко не все результаты поездки, как не догадывался и о том, что спустя несколько лет он снова вернется в Великобританию, чтобы стать для нее еще большим благословением, чем она была для него.

Портал «Благословение Отца» (www.imbf.org)

Интересно
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
f
B
t
G+
Вы хотите перемен? Приглашаем вас посетить конференцию Центра «Благословение Отца» и получить исцеление от болезней, освобождение от демонов, духовный или финансовый прорыв.
Администрация сайта может не разделять мнение авторов статей и не несет ответственности за их содержание. Если у вас есть вопросы или замечания, просим связаться с администрацией нашего сайта.

Рекомендовано для вас