Чем учения Ян Гуса всколыхнули мир? - Робертс Леардон

14:15 -- 01.03.2017
SHARE
f
B
t
G+

Основные принципы учения Яна Гуса, которые привели в ярость высшее руководство церкви. Что всколыхнуло мир? Опубликовано на веб-портале imbf.org

Его послание духовенству

Несмотря на то, что Гус оставался искренним католиком, в своих проповедях он говорил о том, что ничто так не вредит духовной жизни, как грехи священников. Гус не хотел радикальных перемен в церковном учении; он стремился к тому, чтобы церковь была просто достойной своего призвания. Он считал, что если бы служители уделяли больше внимания своему внутреннему состоянию, учение было бы гораздо чище. Гус постоянно призывал вернуться к модели ранней церкви, а также полностью переоценить то, что значит быть священником.

Одно из основных положений учения Гуса, касавшееся священников, звучало так: истинная власть священника связана с его личностными качествами, но не с занимаемой им должностью.

Гус призывал вернуться к модели ранней церкви, а также полностью переоценить то, что значит быть священником

Естественно, это привело в ярость католический режим, который был убежден, что до тех пор, пока священник занимает нужную политическую позицию в отношении руководства церкви, его нравственные качества не важны. Гус же сказал, что любовь к деньгам уничтожила их нравственность. Ниже я кратко рассмотрю основные темы, затрагивавшиеся Гусом, которые наилучшим образом характеризуют его убеждения.

1. Гус ненавидел пышность и великолепие, которыми окружили себя Папа Римский и многие священники. Приводя в своей проповеди пример скромного въезда Иисуса в Иерусалим, Гус сказал: «Я не знаю, насколько хорошо Папа Римский или какой-либо епископ умеют читать... [эту историю], но, возможно, они все-таки читали ее. Ведь многие Папы, архиепископы, кардиналы, епископы, каноники и священники не умеют читать книги. Но в таком случае, как они могли ее читать, если она полностью противоречит их убеждениям?»

2. Гус осуждал напыщенность и привилегированность кардиналов, сопровождавших Папу. Он был удивлен тем, что простые люди и духовенство считали позицию кардиналов всегда правильной и истинной. Гус заметил: «Я также считал их правыми, но лишь до того момента, когда сам хорошо познакомился с Писанием и жизнью моего Спасителя; Он же даровал мне осознание того, что жизнь кардиналов является настоящим богохульством в отношении нашего Господа и отрицанием Его Слова, а также своей верности Ему; поэтому подобное отношение является откровенно антихристианским».

3. Гус осуждал руководство католической церкви, которое поддерживало войны. Он верил в то, что существует лишь два меча: первым из них было благородство, с помощью которого необходимо было защищать христианскую веру и истину; вторым же, духовным мечом, служители церкви должны были бороться против духовного зла. Католики практически ничего не знали о духовной брани. Гус считал, что католическая церковь вела и поощряла войны исключительно из-за своей любви к деньгам. Он говорил: «Христос был распят на высоком кресте, они же восседают на боевом коне; Христос нес терновый венец на голове, их же корона разукрашена драгоценными камнями и жемчугом; Христос позволил ради нашего спасения пронзить Себя копьем, они же готовы убивать своих людей ради бренности этого мира».

4. Гус обоснованно упрекал священников, которые не наставляли прихожан своей церкви, но использовали ее для личной выгоды и престижа. Он говорил: «Мы, сегодняшние пастыри, не знаем своих овец, кроме тех, с которых стрижем больше всего шерсти. Овец, которые приносят нам больше всего шерсти и прочих подношений, мы считаем лучше других и хорошо их знаем; тех же, которые приносят нам меньше, мы и знаем меньше». Гус был уверен в том, что пастор обязан знать своих прихожан; ведь не прихожанам же делать первый шаг навстречу и представлять себя пастору.

5. Во всех своих проповедях Гус осуждал аморальность, в особенности прелюбодеяние. Однажды он написал, что если бы апостол Павел писал письмо Пражской церкви, он обязательно осудил бы прелюбодеяния, творящиеся в ней, - особенно среди духовенства! Рассказывая в своих проповедях о совершаемых грехах, Гус всегда кратко рассказывал о состоянии дел в этой области. Он говорил: «Каждого, кто говорит в проповеди о том, что священники не должны прелюбодействовать, грабить людей из собственной жадности и торговать различными духовными вещами... они немедленно называют клеветником, оскорбляющим святое священство, разрушителем святой Церкви и еретиком, которому следует запретить проповедовать. Они тащат его в суд и навешивают обвинения. Когда же и этого недостаточно, они прекращают служения». Говоря другими словами, если католическому духовенству не удается запугать человека, проповедующего истину, они просто запрещают ему проводить служения!

6. Гус резко осуждал священников, проводящих богослужения, окутанные аурой таинственности, во время которых люди больше думают об окружающей их атмосфере и одеяниях священника, чем о Боге. Гус набросился на священников, полагающихся на свои одеяния, и запутанную церемонию богослужения, позволяющую создать мистическую атмосферу, вместо того чтобы проповедовать людям истины, заложенные в Слове Божьем. Он говорил: «[Они глазеют] на картины, ризы, чаши и прочую изумительную церковную утварь. Их уши наполнены звуками колоколов, органов и маленьких колокольчиков... Они [священники] одеты в роскошные мантии, капюшоны, головные уборы, украшенные жемчугом и шелковыми кисточками... В своих руках они держат епископские посохи, жезлы и серебряные кресты... Таким образом, простой человек, пришедший в церковь, впустую тратит свое время и, вернувшись домой, целый день рассказывает о том, что он видел, ни слова не говоря о Боге».

Люди должны замечать в вас нечто необычное. Внутренняя работа, совершаемая Богом, не нуждается в каких-либо внешних знаках

Даже в современной церкви мы должны внимательно следить за тем, чтобы внешнее обрамление не заслонило сущности богослужения. Только то, что человек занимает определенную должность или надевает мантию, не делает его помазанником Божьим. Не подумайте, однако, что если вы занимаете определенную должность, носите мантию или ожерелье, то вы не являетесь помазанным. Просто эти внешние символы не имеют ничего общего с истинным помазанием. Если люди не слушают вас, когда вы одеты в костюм, платье или даже в синие джинсы, разве мантия или ожерелье смогут что-нибудь изменить? Если люди не могут отличить вас от множества других людей вокруг, не видя Божьей работы в вашей жизни, мантия вам нисколько не поможет; вам поможет только Бог.

Я никогда не слышал о симонии!

Если вы думаете, что до сих пор слова Гуса, адресованные священникам, были слишком резки, то сейчас они станут еще более резкими! Возможно, вы не знаете, что такое симония. Этот термин возник из библейских историй о Симоне, который предложил апостолам деньги за обладание силой Святого Духа, и Гиеии, который взял деньги у Немана за исцеление от проказы. Вы можете прочитать их в Деяниях 8:17-24 и 4 Царств 5:20-27.

Когда Симон изъявил желание приобрести силу Божью, Петр сказал ему, что деньги погубят его, поскольку Симон думал, будто в состоянии купить дары Бога. После этого Петр сказал Симону, что тот был преисполнен жадности, ревности и зависти - и ему следует молиться о прощении.

Во времена Гуса церковь была заражена порочной практикой симонии, преимущественно через продажу индульгенций, абсолюций и т. д. Думая о том, что происходило в то время, мы можем испытывать отвращение, но даже сегодня нам необходимо беречь свои сердца от злобного и лживого духа. Со времен Гуса ничего не изменилось. Помните: нет ничего нового под солнцем - все, что мы считаем таковым, уже было когда-то, только перед нами оно является в новой упаковке.

Я верю в преуспевание, но только в такое, каким его видит Бог. Вся Книга Притчей наполнена предупреждениями, в которых говорится о том, что если бы праведник не уделял слишком много внимания земным богатствам и не желал их больше, чем Бога. В Притчах 28:20 говорится следующее: «Верный человек богат благословениями; а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным». Если у вас возникают вопросы в этой области, прочитайте Книгу Притчей - там сказано все; вы поймете, что значит жить здоровой и успешной жизнью.

О процветании проповедуется не для того, чтобы ваши карманы наполнялись, а также не для того, чтобы возрастал уровень вашего комфорта. Процветание проповедуется для того, чтобы верующий человек имел средства для выполнения той работы, которая требуется от него на земле. Деньги финансируют мероприятия, благодаря которым люди примиряются с Богом, получают освобождение, исцеление и наставление. Деньги помогают нам исполнять поручения Призвавшего нас.

Почему некоторые люди не получают тех денег, которыми хотят обладать? Может быть много причин. Одна из них: желания Бога не совпадают с тем, чего хотят сами люди. Они думают прежде всего об исполнении своих личных желаний или же стремятся построить империи, которые славили бы их имя, а не Божье. За это они однажды ответят перед Господом.

Я расскажу об убеждениях Гуса относительно симонии, поскольку считаю, что для каждого из нас важно знать их - особенно в такое время, когда кажется, что деньги всецело управляют нашим обществом, нашей культурой и, не удивляйтесь, иногда даже нашим служением в церкви.

Несколько веских слов о симонии

Мне кажется, Гус понимал Божий взгляд на предназначение денег. Если же они использовались не так, как было нужно, он называл это «контрабандой под прикрытием святости» и ставил на один уровень с вероотступничеством и богохульством.

1. Гус утверждал, что каждый, кто несет служение ради денег, земных богатств и влияния, виновен в симонии. О таких людях он говорил следующее: «Именно в этой области служитель чаще всего подвержен падению... Поэтому каждый, кто стремится занять какую-либо должность в церкви ради материальной выгоды и высокого положения, виновен в симонии».

Если вы занимаетесь служением в церкви не ради Бога, у вас еще есть время, чтобы раскаяться и измениться. Но если вы не изменитесь, то, несомненно, ваши недобрые мотивы рано или поздно проявятся и дадут о себе знать окружающим вас людям. Но еще более страшной и отрезвляющей для вас должна стать мысль о том, что придется предстать перед Богом и дать Ему полный отчет о своих мотивах.

2. Гус неодобрительно относился ко всем представителям духовенства, бравшим деньги за «внеурочные» службы. Он считал, что священники должны получать деньги, достаточные для исполнения их основных потребностей, однако осуждал тех, кто брал деньги за такие дополнительные служения, как, к примеру, рукоположения. Гус был убежден, что рукоположение является духовным служением, которое невозможно купить. Также он упрекал священников за то, что те брали деньги за проведение бракосочетаний и похорон, рассматривая это как духовный долг церкви. Тех же, кто брал деньги за покаяние и абсолюции, Гус и вовсе назвал «безбожниками», обращая внимание на то, что Иисус никогда не брал деньги и не проверял, исправно ли платят десятину обращающиеся к Нему за помощью.

Гус осуждал действия монахов, плативших деньги для того, чтобы быть принятыми в орден. Что же касается обета пребывать в бедности и не любить деньги, даваемого монахами, Гус говорил, что для них эта клятва представляет собой «то же самое, что для проститутки непорочность».

3. Гус призывал верующих не приходить на мессы, проводимые священником, уличенным в симонии или аморальности, а также не платить ему десятины. Многие священники платили деньги епископу, чтобы тот разрешил им иметь любовниц. Некоторые из них имели от этих любовниц детей, за которых приходилось платить дополнительный, так называемый «колыбельный», налог. Гус говорил: «Я не знаю, каким образом святая церковь может избавиться от всего этого, если только сами прихожане не начнут следовать установленному Христом и святым Павлом порядку».

4. Гус был убежден, что наилучшим способом избежать симонии являлось назначение епископами и священниками праведных людей, чьи сердца горели бы желанием служить Богу, а не деньгам. Естественно, в таком случае вся папская система оказалась бы подверженной радикальному реформированию.

Понимая, что он может только осуждать подобное зло в своих проповедях, Гус каждую из них заканчивал словами, на которых он всегда настаивал и которые даже сегодня являются самым известным его изречением: «Истина все побеждает».

Каждую свою проповедь Гус заканчивал словами, на которых он всегда настаивал и которые являются самым известным его изречением: «Истина все побеждает »

Гус был твердо убежден, что, отрекаясь от истины, мы предаем ее. Он знал, что истина всегда победит, невзирая на то, что будет ей противостоять, сколько будет у нее врагов и сколько времени понадобится для полной победы. Мне же остается только сказать «Аминь!»

Его слова, повлиявшие на людей

Душа Гуса болела за простых людей; он смотрел на их жизнь, как любящий пастух, оберегающий свое стадо. Большая часть его упреков в адрес католического духовенства была вызвана тем, что оно приводило людей к разочарованию, вводило их в заблуждение и своими действиями причиняло им боль. Гус был глубоко убежден: Богу очень не нравилось то, что священники обманывали его стадо.

В то же время Гус пытался помочь людям в достижении духовной зрелости, чтобы те могли понять то, что Слово Божье говорит о правильном и праведном поведении.

Кроме призывов меняться изнутри, Гус учил людей мудрости, а также тому, как не утратить чувство здравого смысла только из-за того, что они являются христианами.

1. Гус учил людей, что они должны искренне раскаиваться в грехах в отсутствии священника. Он упрекал верующих, ставших чрезмерно суеверными и веривших в то, что прощение они могут получить только от священника. Гус объяснял, что простить грехи человека может лишь один Бог, священник же может только подтвердить, истинно ли раскаялся грешник. Он учил: «...священники, думающие или говорящие, что они по своей собственной воле могут освободить или наказать человека, не обращая внимания на то, как к нему отнесся Христос, просто безумны».

Раскаяние идет от сердца. Прощение же дарует один лишь Бог. Священник может только подтвердить истинность раскаяния

2. Гус учил, что люди должны подчиняться священникам исходя из их нравственности, а не занимаемой должности. До сих пор это утверждение вызывает горячие дискуссии! Гус был убежден, что каждый человек должен внимательно смотреть на жизнь людей, стоящих над ним, или же он легко может стать их рабом, веря, что священники всегда правы и их указаниям следует подчиняться так, как если бы они исходили от Самого Бога. Гус учил людей, что если священник либо кто-то, стоящий выше него, приказал сделать что-либо противоречащее Библии, христианин не должен подчиняться ему.

Гус говорил, что люди имеют право знать то, о чем их учит священник, а также сравнивать его жизнь с тем, что написано в Библии

Гус говорил людям, чтобы те никогда не позволяли священнику говорить им: «Какое твое дело до того, как мы живем и что делаем?» Он был убежден, что жизнь церковных служителей всегда должна быть на виду. Люди имели право знать то, чему их учит священник, а также о том, живет ли он в соответствии с Писанием. К этому Гус добавлял еще и следующее: «Потому что нет совершенно безгрешных людей».

3. Гус учил, что люди наполнятся истинной жизнью Божьей только тогда, когда их сердца будут обрезаны. Гус не был человеком, любящим играть на публику. Его вера в Бога шла из глубины сердца и не была наигранной. Гус стремился объяснить людям, что церковь не была ограничена Папой Римским, кардиналами, епископами и прочими представителями духовенства; прихожане тоже занимали важное место в Царстве Божьем.

Только тот человек, которому нечего было скрывать - уверенно чувствующий себя в своей роли или на своей должности, - мог учить подобным вещам в то время, когда простой человек не имел права голоса.

Возвращаясь же к истории жизни Гуса, мы не только находим его проповедующим перед людьми, изголодавшимися по истине, но также видим и дверь, открытую в самое сердце католической церкви при помощи архиепископа, выразившего Гусу свое благорасположение.

Важность положения

Збынек был молодым, энергичным и богатым Пражским архиепископом. Он уважал и любил Гуса, считая его своим другом и доверенным лицом. В 1403 и 1404 годах Збынек организовал два собрания синода, на которые пригласил Гуса в качестве главного докладчика. Эти собрания посетило большое количество разодетых и чопорных представителей духовенства. Заняв место за кафедрой, долговязый и худощавый Гус использовал эту возможность для того, чтобы с помощью своей проповеди открыть священникам глаза на их порочность. Когда Гус обратился к Библии, переполненный зал будто застыл. Священники оказались настолько шокированы его смелостью, что просто не могли пошевелиться. Збынеку же чрезвычайно понравилось услышанное, и он, увлеченный идеями Гуса, даже обязал ввести некоторые его учения в церквах Праги!

На протяжении последующих пяти лет Збынек был ярым сторонником чешского движения Реформации. Но, к сожалению, его любовь к деньгам и власти все же взяла верх. Однако в течение некоторого времени Гус являлся одним из наиболее любимых Збынеком священников.

Например, в 1405 году Збынек получил сообщения из Италии и некоторых частей Богемии о предполагаемом появлении на некоторых освященных предметах истинной Крови Христовой. Подобные сведения вызвали у архиепископа подозрения, и он отправил Гуса, Станислава и еще одного человека, чье имя до нас не дошло, проверить их.

Трое устрашающего вида мужчин допросили нескольких чехов, вернувшихся из того региона. Те сразу же рассказали Гусу о совершенном обмане - чудо было придумано одним священником, который пытался таким образом собрать деньги для восстановления сгоревшей церкви. Гус внимательно слушал рассказ о том, как священник обмакнул облатку в кровь, а затем истерично закричал, что она чудесным образом преобразовалась. До поры до времени это срабатывало; люди приходили даже издалека, принося щедрые дары священнику и церкви. Очень скоро Гус задержал священника и предъявил ему обвинения. Перед лицом бесспорных улик и большого количества возникших вопросов тот вынужден был признаться в мошенничестве.

Также в Центральной Европе того времени очень многие люди поклонялись различным предметам, и Гус хотел положить этому конец. Как бы цинично это ни звучало, но я хочу немного рассказать вам о том, что творилось в те времена. Руководители католической церкви в Риме утверждали, что у них есть даже крайняя плоть Иисуса! В Праге церковь выставляла напоказ настоящую Кровь Христа, Его бороду и молоко Девы Марии!

Гус объявил войну всем этим чудовищным недоразумениям. Он страстно стремился защитить сердца людей и отучить их верить и поклоняться подобным фальшивым реликвиям. Он осуждал жульничество и лицемерие католической церкви, а также священников, поощрявших идолопоклонничество. Гус заявлял: «Эти жрецы заслуживают того, чтобы их вздернули в аду, ибо они являются не кем иным, как блудниками, паразитами, скрягами и жирными свиньями». Говоря о своей апостольской преемственности, священники в то же время являли себя полной противоположностью апостолов. Гус справедливо отмечал абсолютную фальшивость всех вышеупомянутых реликвий.

Гус, как и раньше, своими действиями продолжал лишать церковь денег, которые она могла бы заработать на доверчивости людей, приходящих поклониться лживым реликвиям.

Живой голос Евангелия

К тому времени Гус являлся пастором уже на протяжении четырех лет. Заботясь о людях, он искал любую возможность для того, чтобы осчастливить их и содействовать их благополучию. Одной из таких возможностей стало возрождение чешского языка. Гус потратил некоторое время на то, чтобы усовершенствовать чешский алфавит, взяв за основу алфавит латинский. Каждый звук должен был выражаться одной буквой вместо комбинации нескольких. Изменения, внесенные Гусом в чешский язык, сохранились и ныне.

В 1406 году Гус внес исправления и улучшил перевод чешского Нового Завета. Также он внес правки и в некоторые книги Ветхого Завета. Ближе к концу своей жизни Гус решил просмотреть еще раз всю чешскую Библию и сделать ее более легкой для чтения.

Гус храбро сражался за право чешского народа читать Библию на своем родном языке. Когда он слышал о том, что некоторые священники запрещали своим прихожанам читать Писание на чешском языке, он упрекал их, говоря, что Иоанн написал свое Евангелие на греческом языке, Симон проповедовал на персидском, а Варфоломей нес Слово Божье на еврейском языке. «Почему же тогда вы потакаете священникам, запрещающим людям читать Закон Божий... на чешском языке?»

По мере того как чехи все глубже и глубже понимали Слово Божье, читая Его на родном языке, Гус начал говорить им о важности проповедования того, что они узнали. В те времена печатный станок еще не был изобретен, и Гус подчеркивал необходимость становиться «живым голосом Евангелия».

Для Гуса знаком истинной церкви являлось открытое проповедование людям истин Писания. Он считал, что Библия должна проповедоваться совершенно свободно, без каких-либо ограничений и цензуры. Проповедование являлось даром Господа, поэтому отказ от него означал создание препятствий на пути Его распространения Слова.

Иоанн писал на греческом языке. Симон проповедовал на персидском. Варфоломей говорил на еврейском. Гус считал, что чехи должны слышать Евангелие на своем родном языке - чешском

Гус говорил, что поскольку проповедование вдохновляется Богом, никто не обладает властью остановить его. Оно является призванием, а не выбором. Естественно, руководство католической церкви яростно отреагировало на подобный комментарий, поскольку считало, что только оно имеет право определять, кому можно служить, а кому нельзя. Гус был уверен, что если какая-нибудь власть попытается запретить священнику проповедовать, тот должен проигнорировать ее запрет. Он утверждал: «Проповедники в церкви значат гораздо больше прелатов [высокопоставленных епископов]». Гус верил, что все служители имеют право провозглашать истину, в которую они верят. Точно так же считал и Уиклиф.

Гус постоянно призывал духовенство и своих молодых студентов «проповедовать Евангелие, а не какие-то веселые истории, басни или откровенную ложь, чтобы пытливые люди могли принять Слово Божье, а проповедник и слушатель оказались вместе на едином, библейском, основании».

Однако Гусу было не суждено при жизни увидеть подобную свободу. Многие поколения после него также не смогли вкусить ее в полной мере. Лишь в конце семнадцатого века, когда был принят закон о веротерпимости (смотрите главу 6, посвященную Джорджу Фоксу), в Европе было разрешено проповедовать без всякого наказания.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Facebook
B
t
G+

Вы хотите перемен?

Приглашаем посетить конференцию Центра «Благословение Отца» и получить от Господа исцеление от болезней, освобождение от демонов, духовный или финансовый прорыв.

Популярное на сайте

Популярное сейчас

Наверх