Уважение к женщине начинается с сотворения мира

2017-08-10 07:54
SHARE
f
B
t
G+

Бог утверждает, что мужчина один, сам по себе, не достаточен для выполнения Божьего замысла, – и этим подчеркивается высокая ценность и необходимость женщин.

Библию зачастую обвиняют в том, что она не наделяет женщин равным статусом с мужчинами. Действительно, поверхностное прочтение отдельных отрывков закона Моисеева и посланий апостола Павла на первый взгляд наводит именно на такой вывод. Однако более внимательному читателю Писания открывается особое уважение к женщинам, берущее начало еще в библейской истории Сотворения, – и даже фрагменты с неоднозначным толкованием не противоречат этому, если рассматривать их в историческом контексте.

Хотя неканоническая иудейская литература обвиняет в грехопадении Еву, Библия последовательно и неизменно утверждает, что именно Адам своим грехом навлек грех и смерть на потомков.

Начиная с первой главы Писания женщинам отводится более высокое место, чем в других древних текстах; в Бытии 1:27 сказано, что женщины, как и мужчины, сотворены по образу Божию, но с самого начала между ними установлено различие. «Хотя мужчины и женщины наделены Богом одинаковым уникальным статусом носителей образа Божия, они безусловно различаются по половой роли, а это предполагает, что между ними имеются и другие различия». Комментатор подробнее останавливается на сотворении женщины, обсуждая описание шестого дня Творения во второй главе Книги Бытия. До этого момента Бог, оценивая результаты творения, характеризовал его словом «хорошо». А в этой главе, в первом и единственном отрицательном высказывании, Бог говорит, что «не хорошо быть человеку одному», ему нужен «помощник, соответственный ему» (2:18).

По сути, Бог утверждает, что мужчина один, сам по себе, не достаточен для выполнения Божьего замысла, – и этим подчеркивается высокая ценность и необходимость женщин с библейской точки зрения. Радостное восклицание Адама (2:23) при знакомстве с Евой закрепляет ее онтологическое равенство с Адамом; в то же время Адам дает ей имя, а значит, в определенном смысле она подчинена ему. Этот важный факт свидетельствует о том, что субординация в отношениях между мужчиной и женщиной существовала еще до грехопадения. Следовательно, главенство мужа, хотя и бесспорно искаженное грехопадением, не было следствием греха.

ЖЕНЩИНЫ И ГРЕХОПАДЕНИЕ

К сожалению, первое упоминание поступка женщины в Писании связано с одним из самых бесславных библейских событий: Ева ест от запретного плода и убеждает Адама сделать то же; результат – грехопадение и смерть для них и для всех их потомков. Неканоническая иудейская литература, в частности «Откровение Моисея», имеет тенденцию винить в грехопадении Еву и по этой причине относиться к женщинам не столь уважительно, как к мужчинам. Однако Писание никогда не возлагало на Еву всю ответственность за грехопадение. Приход смерти в этот мир в Библии последовательно связывается с грехом Адама. В упомянутом отрывке Бог провозглашает смертный приговор Адаму, а не Еве. С Адамом сравнивает Христа и апостол Павел, утверждая, что подвиг Христа принес жизнь всем, кто во Христе, – так же, как и поступок Адама, а не Евы, принес смерть всем, кто в Адаме (Рим. 5:12 и далее4, 1 Кор. 15:21-22, 45).

ЖЕНЩИНЫ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Свидетельства говорят о том, что со времен патриархов духовная жизнь женщин считалась не менее полноценной, чем духовная жизнь мужчин. Когда Исав и Иаков бились в утробе Ревекки, она вопросила о них Бога (Быт. 25:22-23) напрямую – а это значит, что женщины были вольны обращаться к Нему без мужчины-посредника. Некоторые женщины, например Мариам (Исх.15:20) и Олдама (4 Цар. 22:14, 2 Пар. 34:22), были известны как пророчицы и, по всей видимости, пользовались таким же уважением, как и пророки-мужчины. Говоря о женщинах-судьях, стоит вспомнить Варака, который не соглашался вступить в битву без Деворы и этим показывал свою уверенность в том, что с ней пребывает Бог (Суд. 4). Женщины могли принимать – на абсолютно тех же условиях, что и мужчины – обет назорейства, который был высшей степенью посвящения Богу для иудеев не из колена Левиева. (Чис. 6). В этом тексте «открыто подчеркивается, что женщины имели возможность нести священное служение Иегове. В иудейской культовой практике женщины не могли выполнять священнические функции, однако такое [назорейское – прим. перев.] служение было им доступно, и благодаря ему они реализовывали свое стремление к святости и подвижничеству».

Недовольство библейским патриархатом по большей части связывают с законом Моисеевым. Однако в области прав женщин он во многом превосходил другие кодексы древности. Например, в случае прелюбодеяния закон Моисеев предписывал предать смерти как женщину, так и мужчину (Лев. 20:10) – в отличие от других древних кодексов, по которым наказывали только женщину. Если же закон и подходил по-разному к мужчинам и женщинам, то всегда ставил женщин в более выгодное положение: например, женщина, поспешно давшая обет, освобождалась от его исполнения, если ее отец или муж (в зависимости от семейного статуса) не давали на это своего согласия (Чис. 30), мужчины же такой возможности не имели.

ЗАКОНЫ ОЧИЩЕНИЯ

Некоторые усматривают крайнее женоненавистничество иудейских законов об очищении на основании двух примеров: один связан с нечистотой во время менструального цикла (Лев. 15:19-24), другой с нечистотой после родов (Лев. 12). Рассмотрим эти примеры раздельно.

Нечистота, связанная с менструацией, очевидно, считалась не столь существенной, как нечистота во второй ситуации; человек, дотронувшийся до женщины в период менструации, считался нечистым до вечера, но при этом ему не надо было совершать омовение, как требовалось в других случаях. Хартли отмечает, что этот закон не является дискриминацией по отношению к женщинам, потому что мужчины и женщины одинаково становились нечистыми при любом истечении; последние считались нечистыми в течение более долгого срока только по той причине, что менструальный цикл проходит дольше, чем семяизвержение. Этот закон скорее был полезен для женщин, так как мужьям было запрещено вступать с ними в половые отношения в столь затруднительное для женщин время6.

После рождения дочери женщина считалась нечистой вдвое дольше и одновременно на нескольких уровнях – на более серьезном и менее серьезном. Общий период нечистоты после рождения сына длился сорок дней, а после рождения дочери – восемьдесят дней. Причина такой разницы неизвестна, но это никоим образом не является показателем сопоставительной ценности сыновей и дочерей – более длительный период нечистоты не символизировал меньшую социальную значимость последних. Например, считалось, что Священное Писание «оскверняет руки» – именно тем, что оно свято, и об этом свидетельствует раввинистическая литература:

«Саддукеи говорят: «Как нам не возопить против вас, фарисеи, ибо вы говорите «Священные Писания оставляют руки нечистыми», [а также] «писания эллинов не оставляют рук нечистыми». Рабби Йоханан бен Заккай сказал: «За исключением этого мы ничего против фарисеев не имеем! Вот, они говорят: «Кости ослиные чисты, а кости Йоханана, первосвященника, нечисты». Они отвечали ему: «Какова любовь наша к ним, такова и их нечистота – дабы никто не соделал ложки из кости отца или матери». Он отвечал им: «Не тем более ли Священные Писания – какова любовь наша к ним, такова и их нечистота; писания эллинские, которые почитаются никчемными, не оставляют рук нечистыми».

Следует отметить, что за мальчиков и девочек была установлена одинаковая жертва, это является однозначным подтверждением того, что в глазах Бога сыновья и дочери имели одинаковую ценность8. Грехом ритуальная нечистота не считалась в любом случае, даже в раввинистической литературе, да и избежать ее в жизни обычному иудею было не по силам. Суть ритуальной чистоты сводилась к тому, чтобы регламентировать участие в храмовом богослужении и праздниках (за исключением Пасхи), поэтому маловероятно, чтобы она играла какую-то роль в обыденной жизни человека.

Другие законы также пеклись о благе женщин. В случае изнасилования закон обязывал мужчину материально обеспечивать пострадавшую женщину до конца ее жизни (Втор. 22:28-9). Закон также требовал достойно относиться к женщинам из завоеванных народов. Если у иудея не было сыновей, его дочери имели право наследовать землю (Чис. 27, 36).

В Писании запечатлено множество положительных женских образов. Еврейские повитухи сохраняли жизнь родившимся мальчикам-евреям, и за это Бог благословлял их семьи (Исх. 1:15-21). Библия одобрительно отзывается о Раав, которая укрыла соглядатаев из еврейского народа (Чис. 6, Евр. 11:31, Иак. 2:25) и впоследствии, присоединившись к нему, даже вошла в число предков Иисуса Христа (Матф. 1:5). В это родословие вошла еще одна женщина, образец верности и преданности – Руфь (Матф. 1:5), ставшая прабабушкой царя Давида (Руф. 4:17). Есфирь, повинуясь своему двоюродному брату Мардохею, спасла еврейскую диаспору в Персии. Книга Притчей Соломоновых персонифицирует Мудрость, изображая ее в женском образе; и трудно найти в древней литературе более возвышенный гимн женщине, чем 31 глава Притчей.

В отличие от некоторых произведений раввинистической литературы, Библия никогда не высмеивала и не злословила женщин. В Писании есть отрицательные женские образы, в частности Далила и Иезавель, но Библия не делает обобщений о порочности женской природы. Идея женоненавистничества Писания необоснованна еще и потому, что в Библии немало отрицательных персонажей-мужчин.

Как это ни парадоксально – особенно в свете обвинений против патриархального засилья в иудаизме, – женщине-язычнице было проще принять иудаизм, чем мужчине. От мужчин требовалось обрезание, поэтому зачастую они предпочитали оставаться «богобоязненными», то есть поклоняться Богу истинному, не обращаясь при этом в иудаизм; женщинам же обратиться в иудаизм было гораздо легче.

ЖЕНЩИНЫ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Почтительней, чем иудаизм, к женщинам относится, пожалуй, только христианство. В Новом Завете описано множество достойных женщин. Мария, мать Иисуса, решилась поверить Богу и стать матерью Мессии, рискуя быть оглашенной, всеми уничиженной и даже побитой камнями за внебрачную беременность (Матф. 1; Лук. 1). Хотя апостолами были избраны только мужчины, в окружении Иисуса было немало женщин, среди которых встречались и состоятельные, в частности, Мария Магдалина (возможно, они служили Ему своим имением); в Библии сказано, что среди последователей Христа были «многие женщины», которые служили Ему (Матф. 27:55).

Примечательно, что первыми свидетелями Воскресения тоже оказались женщины. И это при том, что ко времени жизни Христа иудейская культура значительно отошла от библейского мировоззрения, и свидетельство женщин, как правило, уже считалось менее достоверным, чем мужское; оно даже не имело силы в суде.

Некоторые утверждают, что Сам Иисус высоко ценил женщин, но Его последователи якобы исказили учение и перевели женщин во «второсортных» членов Церкви. Однако авторы этих заявлений упускают из виду, что положительные женские образы, упомянутые в контексте служения Христа, были описаны и дошли до нас благодаря тем самым людям, которых сегодня обвиняют в женоненавистничестве. Не вызывает сомнений, что в ранней церкви женщины занимали важное положение; Прискилла (или Приска) активно участвовала в служении наравне со своим мужем Акилой, а если учесть, что ее имя нередко упоминается перед именем мужа, возможно, она в чем-то его даже превосходила (Деян.18, Рим. 16:3, 1 Кор. 16:19, 2 Тим. 4:19). Через Фиву, по видимости, передавались письма римским верующим (16:1). Женщины могли молиться и пророчествовать на собраниях ранней церкви; апостол Павел учит женщин делать это по определенным правилам – например, с покрытой головой, – но не запрещает (1 Кор. 11:1-16).

Самого апостола Павла тоже часто называют «женоненавистником», поскольку он проповедовал, что женщина не должна учить, а также главенствовать над мужчинами (1 Тим. 2:12). Но в данном случае Павел только утверждает ранее сотворенный порядок, в котором между мужчиной и женщиной есть различия, поэтому они выполняют в служении разные функции. На мужчин возложена роль учить, на женщин – с покорностью учиться. При этом Павел не говорит, что учитель онтологически превосходит учащихся у него женщин. Павел лишь запрещает женщинам учить мужчин в церкви; тем не менее, они могут свободно наставлять других женщин и своих детей, в том числе сыновей (2 Тим. 1:5, 3:14-15), и это только приветствуется9.

Слово “αúθεντε¡ν” (authentein) из 1 Тим. 2:12 для Нового Завета является гапаксом (hapax legomenon), то есть встречается в нем только однажды, а в светской греческой литературе – лишь несколько раз. Есть мнение, что оно несет в себе негативную коннотацию, в отличие от более нейтрального “εΕoνσ¡αςω”, приобретающего в зависимости от контекста положительный или отрицательный оттенок. Впрочем, Д. Мо утверждает, что “authentein” означает просто «применять власть» или «главенствовать» в самом нейтральном значении, в отличие от отрицательного «помыкать».

Об этом свидетельствует анализ значений этого слова в период, наиболее близкий ко времени написания посланий Павла, и именно в таком значении оно преимущественно встречается в святоотеческой литературе. Д. Мо также указывает, что Павел употребляет слово “εΕoνσ¡αςω” всего трижды, а значит, оно, скорее всего, не было характерно для его речи.

Следует также отметить, что Павел строит свое учение не на культурных предпосылках, а на ясном и последовательном понимании летописи Сотворения из Книги Бытия. Адам и Ева были для него реальными людьми, и он заново подтверждает следующие факты: Адам был сотворен первым (Быт. 2) и в отличие от Евы не был обольщен, но все равно согрешил (Быт. 3).

Стихи 1 Кор. 14:34-35 – «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви», – следует рассматривать в их контексте. Тремя главами ранее Павел не запрещает женских пророчеств в церкви, а это означает, что в определенных случаях женщинам разрешалось говорить в собрании верующих. В 14 же главе 1 Послания к коринфянам Павел говорит уже о порядке в церкви. Карсон полагает, что здесь Павел запрещает женщинам принимать участие в устной оценке пророчеств, т.е. женщинам разрешалось пророчествовать, но они должны были молчать, когда пророчества взвешивались.

УНИЖАЕТ ЛИ ЖЕНЩИНУ РАЗДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ?

Мало кто станет спорить с тем, что Библия предписывает мужчинам и женщинам разные роли (полемика в основном ведется вокруг того, какие заповеди определяют различие ролей – культурные или всеобщие). Некоторые утверждают, что женщин унижает сам факт разделения ролей и что Библия отказывает женщинам в ценности, не позволяя им делать то же, что делают мужчины. В ответ можно было бы возразить, что, подчеркивая благость отличий, присущих природе каждого пола, библейское мировоззрение защищает интересы женщин гораздо больше, чем феминизм – это он обесценивает женщин, недооценивая или игнорируя различия мужчин и женщин. С точки зрения феминисток женщины и мужчины взаимозаменяемы (не считая их пресловутого «все мужики сволочи»); с точки зрения христиан – и мужчины, и женщины незаменимы.

Христиане всегда подчеркивали, что подчинение другим не обязательно означает онтологическую неполноценность. Бог-Сын покорил Себя Отцу (Лук. 22:42), и никто из традиционных христиан не скажет, что от этого Иисус является Богом в меньшей степени, чем Отец (Фил. 2:6, Иоан. 10:30). Фактически Он подчинялся также Марии и Иосифу (Лук. 2:51), несмотря на то, что был несравнимо совершеннее их. Аналогичным образом заповедь подчиняться своим мужьям (Ефес. 5:22 и сл.) не лишает женщину человеческих прав – тем более что после этих слов Павел повелевает мужьям любить жен так же жертвенно, как Христос возлюбил Церковь.

Потому, Библейское мировоззрение не только не унижает женщин, но, напротив, отводит им гораздо лучшую роль, нежели мировоззрение светское, поскольку признает и ценит имманентные различия между мужчинами и женщинами и в то же время утверждает их онтологическое равенство как существ, сотворенных по образу Божьему.

Портал «Благословение Отца» (www.imbf.org)

Интересно
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
f
B
t
G+
Вы хотите перемен? Приглашаем вас посетить конференцию Центра «Благословение Отца» и получить исцеление от болезней, освобождение от демонов, духовный или финансовый прорыв.
Администрация сайта может не разделять мнение авторов статей и не несет ответственности за их содержание. Если у вас есть вопросы или замечания, просим связаться с администрацией нашего сайта.

Рекомендовано для вас