Основы учений Христа 09 - Не противься злому, - Дмитрий Лео

Дмитрий Лео | 17:40 -- 01.11.2010
Матф.5:38-42 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

Ключевая заповедь Иисуса в этом отрывке нагорной проповеди; « не противься злому ». Иисус учит о злых людях, которые вступают с нами в конфликт, кто судятся с нами, принуждают нас к чему-то или требуют от нас что-либо, что им не принадлежит.

Матф.5:38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб

Иисус напоминает, что раньше в законе предписывалось отвечать противнику тем же самым, что и он сделал. Но теперь Он заповедует жить совсем по другому, совершенно противоположно тому, что было сказано в законе.

Матф.5:39 А Я говорю вам: не противься злому...
Слово «противься» [антистЭнай] – противиться, восставать против, сопротивляться, противостоять, противоборствовать.

Говоря «не противься злому», Иисус говорит; « не воздавайте в ответ злом ».

Зло заразительно и нам нужно бодрствовать, чтобы не подхватить эту заразу.

Когда нас обидели, нам не нужно противодействовать в ответ, нам не нужно ввязываться с ними в борьбу, нам не нужно искать отмщения.

Матф.5:39 … Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую

Возможно, Иисус не призывал нас это делать буквально, но приводил это как понятный пример. Он мог просто сказать « если кто ударит тебя », но Он упомянул именно щеку. Почему? Удар в правую щеку (тыльной стороной руки) был по иудейскому раввинскому закону вдвое оскорбительнее для человека, чем удар открытой ладонью.

Таким образом, Иисус говорит: «Даже если человек наносит вам унизительное  или намеренное оскорбление, ни в коем случае не мстите, и не отвечайте тем же».

Слова Иисуса о том, чтобы после удара подставить другую щеку смущают многих, но очевидно то, что лучше остаться оскорбленным и униженным, чем ввязываться в еще большие проблемы.

Матф.5:40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду

Рубашка ( хитон - нательная одежда) по стоимости была меньше чем верхняя одежда ( гиматий - накидка, платье носившееся поверх хитона).

Речь идет о злом человеке, который хочет судиться с нами, чтобы забрать что-то наше. Иисус учит нас избегать судов и если для этого потребуется отдать что-то большее, то лучше сделать это.

Это звучит не ободряюще, но если этому учит Иисус, значит, так будет лучше для нас. Иисус вовсе не против суда и законов страны, которые могут защитить нас, Он говорит здесь о ситуации, когда враг провоцирует нас на борьбу с ним, на ответную реакцию. Дело ведь не в рубашке, она и так была нашей, и суд нас оправдает. Дело в желании врага вовлечь нас в более глубокое противостояние и причинить нам больше неприятностей и вреда.

Лучше не давать злу никакой возможности вовлечь нас в еще большее зло.

Матф.5:41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
Слово поприще [мИлион] – миля. Это слово обозначает определенное расстояние пути, равное примерно 2 км (римская миля – тысяча двойных шагов).

Слово принудить - греческое [аггарЭисей]. Это слово происходит от персидского [аггареус], что значит курьер . У древних персов была удивительная для того времени почтовая система. Все дороги были разделены на отрезки длиною в дневной путь; в конце каждого отрезка были свежие лошади, корм и вода, а также пища для курьера. Но, если на станции чего-нибудь не было или недоставало, могли принудить любое лицо дать пищу, приют, помощь, лошадей и даже самому везти почтовое сообщение до следующей станции. Вот такое принуждение и называлось [аггарЭисей].

В оккупированной стране население могли принудить поставлять пищу, давать постой, перевозить грузы. Палестина была завоеванной и оккупированной страной, и любой иудей мог в любой момент ощутить на плече прикосновение копья римского воина и услышать, что он призван служить римлянам, может быть для выполнения самой тяжелой и черной работы. Именно так случилось с Симоном Киринеянином, когда его принудили [аггарЭисей] нести Крест Иисуса.

Иисус учит нас о тех, кто имеет над нами силу или власть. Если таковые заставят нас совершить какую-то работу, то нам лучше не противостоять им, но сделать это.

Например . Руководитель, будучи во зле принудил вас сделать определенную норму тяжелой работы, которую вы не должны делать. Согласно заповеди Иисуса нам не нужно устраивать протест, но как христианин явить смирение и не только выполнить навязанную работу, но сделать больше чем требуется.

Матф.5:42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

Чтобы лучше понять этот стих, нужно посмотреть в Евангелии от Луки, где эта заповедь повторяется и описана с большими деталями.

Лук.6:27-30 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего [захватившего, отнявшего] твое не требуй назад. Лук.6:35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

Как мы видим понятие «просящему у тебя дай», относится к врагу, кто пытается взять у нас взаймы.

Скажите, как часто враги пытаются у вас занять деньги? Не часто. Очевидно, что здесь продолжается мысль о противоборстве между нами и врагом. Иисус снова говорит о том, чтобы мы любым способом расстались с врагом в мире и не начинали с ним никакой борьбы. Иисус учит нас отдать в таком случае и не ожидать обратно.

Разумеется, если таково повеление Иисуса относительно наших врагов, то с нашими братьями и сестрами вопрос тем более ясен.

Но почему мы должны поступать так?

«Нет, это не справедливо», может возразить наша плоть. «Это не правильно…»

Есть причина, почему Иисус учит нас именно так поступать со злом, а не иначе. Неужели Иисус дал эти заповеди, чтобы нам было плохо? Неужели Он не понимал, о чем говорил? Неужели Он не понимал, что так мы теряем, что-то? Он понимал.

Это многие из нас не понимают духовных принципов и законов, но Иисус знал, почему Он так говорил и для чего это нам нужно делать.

Складывается такое впечатление, что Иисус учит нас проигрывать злу; - ударяющему тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую - хотящему судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду - принуждающему тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два - просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся

Но в реальности Иисус не учит нас проигрывать злу, но учит, как победить это зло. Иисус не разоружает нас этими заповедями перед злом, напротив Иисус дает нам сильное Божье оружие, которым можно победить зло. Зло может атаковать нас через плотских людей, но оружие против этого зла не плотское.

2Кор.10:3-4 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение [разрушение, снос, уничтожение] твердынь [укрепленное место, крепость] …

«Оружие Божье» в отличие от « плотского оружия » не просто защищает нас от зла, но разрушает его крепости и лишает зло силы и защиты.

Зло – это оружие врага. Добро и любовь – это оружие Бога. Зло невозможно победить злом, но победить его можно только добром. Апостол Павел в послании к Римлянам объясняет эту тему очень понятно.

Рим.12:17-21 никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

Получается, что если мы отвечаем злом на зло (17 стих), то мы терпим поражение, мы проигрываем, мы побеждаемся этим злом (21 стих).

Вот почему Иисус учит нас;

Если мы отвечаем злом на зло, так мы только умножаем зло! Если мы отвечаем на зло добром, тогда мы побеждаем это зло и разрушаем его укрепления.

Иисус не отвечал на зло, оскорбления, клевету и унижения. Этим Он показал нам пример, как и нам нужно поступать. Когда побивали камнями Стефана, он не просил отмщения, но просил о прощении тех людей. Итак, Иисус учит нас поступать с нашими врагами совершенно противоположно тому, как они поступают с нами.

Лук.6:35-36 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Если мы любим, благотворим и взаймы даем врагам - мы теряем что-то, но это не поражение, потому что мы получаем затем намного больше от Бога.

За это смирение нам обещаны, два больших благословения:

X