Вечеря Господня — Дмитрий Лео

12:00 -- 02.09.2010

Пастор церкви «Благословление Отца» Дмитрий Лео затрагивает в этой теме вопросы: Элементы Вечери Господней; Что происходит во время Вечери Господней; Кто может участвовать в Вечере Господней; Что такое чаша завета, и другие.

1Кор.11:23 Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб 1Кор.11:24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. 1Кор.11:25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. 1Кор.11:26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

Названия, данные Вечере Господней

В Священном Писании применительно к Вечере Господней используются различные термины: «Вечеря Господня» (1 Кор. 11:20); «Трапеза Господня» (1 Кор. 10-21); «приобщение» (1 Кор. 10:16) и «преломление хлеба» (Деян. 2:42). Используемая при этом чаша называется «чашей благословения» (1 Кор. 10:16), «чашей Господней» (1 Кор. 10:21) и «плодом виноградным» (Мтф. 26:29). Общепринятым считается название «Вечеря Господня».

Элементы Вечери Господней

… взял хлеб и, возблагодарив, преломил. Использованный Иисусом хлеб — это пресный пасхальный хлеб (Исх. 12:19). Во всех отрывках, где говорится о Вечере Господней, слово, переводимое как хлеб, — это «артос», означающее как заквашенный, так и пресный хлеб. Мы не можем заявить, что при Вечере Господней нужно пользоваться только опресноками (мацой), но если есть такая возможность, то используйте пресный хлеб. Если нет такой возможности, используйте любой хлеб.

… Также и чашу после вечери. С самого начала не было ясности относительно того, что именно было налито в «чаше» при Вечере Господней. До сих пор среди евреев и не евреев идут споры по этому вопросу. Для начала необходимо запомнить следующее. Нигде в Новом Завете слово «вино» («ойнос») не встречается в контексте Вечери Господней. Вместо него используются термины «плод виноградный» и «чаша». Случайно или преднамеренно не применяется слово «вино»? Греческое слово «ойнос», переводимое как «вино», может означать либо перебродившее, либо неперебродившее вино; и оно не дает оснований предполагать, какой исходный материал применяется при его изготовлении, так как использованное слово означает жидкость, полученную не только из винограда, но и из яблок, груш и фиников.1 Может быть, слова «плод виноградный» используются специально, чтобы указать на виноградный сок? Известно что древние евреи использовали для этой цели густое кипяченное вино, смешиваемое с водой.2 По указанию Божию (Лев. 10:9) и согласно учению Мишны, еврейским религиозным лидерам запрещалось пить горячительные напитки во время служения Господу. Поэтому весьма сомнительно, чтобы используемое в древности на Пасху вино было опьяняющим. Если достоверны приводимые в Мишне сведения о том, что на Пасху выпивали в общей сложности по три пинты (примерно полтора литра), то будь вино перебродившим, большинство участвующих в трапезе были бы пьяны еще до ее окончания. Как показывает история, споры по поводу применения вина или сока не утихают вот уже два тысячелетия. Этот вопрос волнует как евреев празднующих пасху, так и христиан. Если сегодня опросить разных раввинов, то вы услышите множество версий относительно того, чем необходимо наполнять чашу воспоминания.

В разные периоды времени, основываясь на культуре, времени, вероучении и т.п., разные Церкви употребляли:

  1. Красное вино.
  2. Разбавленное вино (водой).3
  3. Вино из изюма (Изюм измельчают, и заливают водой…).4
  4. Любая жидкость или любой сок (имеющиеся в наличии).
  5. Виноградный сок.

Наша Церковь применяет для Вечери Господней виноградный сок. Дело в том, что слово «новое» в Мтф. 26:29 указывает, по мнению многих, на свежий виноградный сок.5 Использование Иисусом «сока» объясняется тем, что Бог запретил присутствие дрожжей или закваски во время празднования дня опресноков. Закваска не должна была присутствовать в домах и в стране (Исх. 12:15,19; 13:7; Втор. 16:4). То, что такой виноградный сок назывался вином, видно из того, что Иосиф Флавий пишет о виноградном соке, приводя историю о том, как Иосиф истолковывает сон виночерпия.6

——————-

1 Геродот, I.193; II.86. См. также Иосиф Флавий, «Иудейские древности», II.5.2.

2 Во всем древнем мире соки сохраняли длительное время неперебродившими при помощи различных способов. Один из них — сгущение сока до консистенции сиропа путем кипячения. При хранении в холодном месте такой концентрат не подвергался брожению. Разбавляя его водой, получали безалкогольное вино. (Интернет)

3 Пасхальное вино разбавлялось водою — 2 Макк. 15:39; Мишна, Пасхальные празднества, VII.13; Х.2,4,7. Во втором веке в церкви существовал обычай смешивать во время причащения вино с водою. Юстин Мученик, Апология, I.67.5.

4 Одна часть изюма на три части воды. При этом напиток нужно обязательно процедить до наступления праздника. (Интернет)

5 Греческое слово „ойнос“ (вино) обозначает также перебродивший виноградный сок, если не добавлено слово „новое“… Новое вино, — это муст, виноградное сусло (сок, который спонтанно вытекает еще до того, как виноград начинают давить, или который только что получен из винограда) становящийся вином лишь при брожении. (Интернет)

6 Иосиф Флавий пишет о соке, только что выжатом в чашу фараона.

Что происходит во время Вечери Господней?

Воспоминание

Как Еврейскому народу было заповедано совершать Пасху в вечное воспоминание об исходе из Египта (Исх 12:24 и след.,42), так и новозаветная Церковь должна вспоминать о смерти Господа: «Сие творите в Мое воспоминание!» (Лк 22:19). Когда совершается Вечеря Господня, то в ходе трапезы верующие вспоминают о великом подвиге спасения, который Бог совершил во Христе. Церковь вспоминает о Его жертве.

Возвещение

Возвещать — значит открыто и громко говорить, объявлять для всеобщего сведения. Все участники Вечери своим действием — вкушением хлеба и питием из чаши возвещают спасительную весть в смерти Христа. Одновременно Вечеря Господня указывает на то, что скоро «Он придет» (1 Кор 11:26). То есть наш взгляд направлен не только НАЗАД — на воспоминание происшедшего, но и ВПЕРЕД — на тот великий день, когда Господь с нами будет пить «новое („вино“ – нет в греческом тексте ) в Царстве Отца» Своего (Мф 26:29). Поэтому на Вечере Господней должна быть ощутима радость, присущая первой Церкви, когда верующие «преломляли по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога» (Деян 2:46- 47).

Самоиспытание

Когда коринфяне собирались на Вечерю Господню, каждый приносил свою пищу. Кто побогаче, у того пища была получше. Приходил он раньше других, и, никого не дожидаясь, начинал есть. Когда же приходили бедные, пришедшие раньше, были уже сыты и даже пьяны. Потому-то Павел и пишет: поступая так, вы пренебрегаете Церковь Божию и унижаете неимущих. Неужели у вас нет домов, чтобы есть и пить? Апостол упрекает коринфян за то, что «…всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается». Иисус отдавал Свое Тело и проливал Свою Кровь за каждого. Об этом как раз и нельзя никогда забывать, чтобы не быть виновным против Его Тела. «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает». (1Кор.11:29-30)

Вечеря Господня, это не место для объедения и пьянства, поэтому всем необходимо приступать к Вечере осмысленно и участвовать в ней достойным образом.«Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение» (1Кор.11:33-34). Именно непочтение, пренебрежение или неуважение к другим членам Тела Христова является главной проблемой. Вечеря Господня реально испытывает человека: во-первых, является ли он настоящим христианином, во-вторых, насколько он находится в единстве со всеми. И это не означает, что на Вечере нужно вести себя прилично, а после нее можно будет пренебрегать другими. Ты всегда должен осознавать, что Иисус проливал кровь не только за тебя, но и за того, кто слева и справа от тебя. За того, кто впереди и позади тебя. Ведя себя с непочтением, пренебрежением или неуважением к другим членам Тела Христова, мы выражаем этим непочтение, пренебрежение или неуважение к Телу Христову, а поэтому становимся виновными против Его Тела и Его Крови.

Кто может участвовать в Вечере Господней?

Когда Вечеря совершалась ранней Церковью, никто не думал включать кого-то еще помимо христиан (Деян. 2:42-43; 1 Кор 1-1-2 и 11:23-26). Вопрос состоит не в том, кто может участвовать в Вечере Господней, ибо все согласны с тем, что это привилегия лишь для христиан. Лучше поставить вопрос таким образом: все ли являются настоящими христианами, кто посещают сегодня Церковь и участвуют в Вечере? В большинстве Церквей сегодня принято, что участвовать в Вечере Господней могут только: уверовавшие и крещенные в воде.

Как часто можно вкушать Вечерю Господню и где?

Павел не использует по отношению к Вечере Господней каких-либо особых терминов, отличных от бытового языка. Словом «едите» переведено обычное греческое слово [фаго], которым означается еда, как процесс; «вечеря» — [дейпнео], что означает всякий прием пищи, трапезу. «Есть» — [естио] (еда, как акт), «пить» — [пино]. Речь явно идет об обыкновенной пище: вы собираетесь поесть, но делаете это не так, чтобы это была Вечеря Господня, потому что тот, кто пришел раньше не ждет остальных, и богатые пренебрегают неимущими. Чтобы ваша трапеза стала Вечерей Господней, в нее нужно внести два изменения: (1) ждите друг друга, (2) не забывайте, почему собрались — рассуждайте о Теле Господнем. Таким образом, выражение «всегда, когда будете есть хлеб и пить чашу» означает — всегда, когда собираетесь за одним столом. Иисус, по сути дела, сказал, что теперь, всякий раз, когда вы едите, вы делаете это в воспоминание обо Мне, вы возвещаете Мою смерть. Для остальных людей это будет просто еда, банкет, трапеза, вы же собираясь за столом, будете видеть в этом совершенно другой смысл.

Давайте вспомним практику иерусалимской церкви: «они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деяния 2:42); и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деяния 2:46). Таким образом, вы можете проводить Вечерю Господню на каждом собрании домашней группы (если только пожелаете, и это будет там уместно). Разумеется, ввиду того, что мы не накрываем столы и вместе не ужинаем ежедневно как это делала первая церковь, мы можем делать «символическую Вечерю», или «причастие». Это значит, только разделять между собой хлеб и чашу без совместного ужина.

Например, в конце домашнего собрания, вы можете поставить на стол разнос с ранее приготовленными (хлебом и чашей сока) и затем с молитвой совершить причастие. Только имейте ввиду, что Вечеря Господня предназначается только для христиан. Если у вас на группе будут новые люди, то вам лучше перенести вечерю на другой раз. А если вообще делать все по правильному, то дружите друг с другом, ходите в гости, ужинайте вместе и разделяйте между собой хлеб и чашу. Вот это точно будет Вечеря Господня. А за столом не болтайте, о чем попало, не сплетничайте и т.п., но говорите о Господе, делитесь свидетельствами, молитесь, пойте, благодарите Его и т.п. Еще вы можете перед каждым приемом пищи (у себя дома) молиться и разделять со своими родными хлеб и чашу. Так приятно вспоминать о дарованном нам спасении и о том, что Иисус скоро вернется за нами. Наша семья это делает три раза в день, и мы рады.

Что значит чаша завета?

1Кор.11:25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.

Чтобы иметь представление о «Чаше Завета», предлагаю вам древнееврейскую свадебную церемонию. Вхождение в брачные отношения проходило тогда в три этапа — Клятва (заключение завета), Обручение (обновление завета) и Возвращение жениха (свершение завета).

Клятва (заключение брачного завета)

Характерной особенностью первого этапа являлось то, что ни жених, ни невеста участия в нем не принимали. Многие браки устраивались родителями уже тогда, когда их дети были ещё младенцами. При этом другие проходили через следующую процедуру: в возрасте, подходящем для вступления в брак, молодому человеку могла приглянуться молодая девушка, или его родители выбирали для него подходящую невесту. Ответственность за этот этап лежала на отцах — отец жениха приходил для переговоров к отцу невесты.

Поначалу переговоры носили чисто деловой характер, когда же отцы достигали согласия, отец невесты приносил в жертву пару птиц или животное (ягненка, козленка или бычка), в зависимости от достатка, изливал кровь на землю и аккуратно раскладывал в два ряда разрубленные туши животных. После этого оба отца обменивались клятвой отдать своих детей друг другу и скрепляли эту клятву, проходя босиком по крови между разрубленных туш животных и призывая на свою голову всевозможные проклятия в случае нарушения этой клятвы. Заветный союз был заключен, закланных животных приготовляли в пищу и начинали пировать, отмечая событие. Когда пир заканчивался (то ли к вечеру, то ли через несколько дней), отец жениха возвращался домой, и жизнь продолжалась своим чередом, за одним исключением: их дети существовали теперь лишь друг для друга. Они были женихом и невестой. Любое нарушение этих отношений, то ли по воле одного из них, то ли из-за изменившегося решения одного из отцов, отныне считалось прелюбодеянием — нарушением брачного завета.

Тем временем, жених и невеста росли, беззаботно играя со сверстниками, и так продолжалось, пока не приходила полнота времени — жених и невеста достигали брачного возраста. Невеста более не принимала участия в детских играх, а изучала науку ведения домашнего хозяйства. Если она и появлялась на улице, то не иначе как закрыв лицо вуалью. Наступало время Обручения.

Обручение (обновление брачного завета)

Обручение было официальной связью, так же как и замужество. Только разница в том, что еще не вступали в брачные отношения. Лишь только жених был готов заплатить, брачный выкуп за невесту, он появлялся в доме родителей невесты с друзьями-свидетелями. Он брал с собой три вещи: большую сумму денег, чтобы заплатить цену за свою невесту, брачный контракт, называемый Шитре Эрусин, и мех вина. Накрывался стол, женщины (кроме невесты, скрывавшейся на женской стороне дома или за ширмой) подавали еду, мужчины же вели неторопливую застольную беседу.

Ничто не выдавало истинной цели визита, хотя все прекрасно понимали, зачем пришел жених, и почему ему так трудно скрывать свое волнение. Когда застолье было закончено, наливалась последняя чаша, с которой возносилось благодарение Богу за трапезу, за всех присутствующих, за их хозяйство, за членов их семей. А после молитвы жених, как бы невзначай, говорил хозяину дома, своему тестю: кстати, а почему мы не видим дочь твою? Все ли с ней в порядке? Здорова ли она? Отец заверял гостя, что все в порядке и посылал за дочерью. Чуть помедлив, невеста с покрытым вуалью лицом не спеша выходила к гостям.

И вот тут наступал самый главный момент: жених, взяв свою чашу, подносил ее невесте со словами: «это — чаша завета между мной и тобой, вместе с ней я отдаю тебе свою жизнь». Сперва из чаши вкушал жених, а затем она давалась невесте. Если невеста была согласна на такое предложение, она открывала лицо и, приняв чашу, пила из нее. С этого момента она была обручена своему жениху, и они обладали всеми юридическими правами мужа и жены, включая права вдовства и наследования имущества. Отныне их будут называть мужем и женой, и их союз может быть расторгнут только через развод.

Обручение было обновлением заветного союза: жених и невеста больше не находились под старым заветом, за заключение и сохранение которого были ответственны их отцы. Это был новый завет, заключенный непосредственно между ними двумя.

Хотя невеста имела право отвергнуть чашу, само собой разумеется, все ожидали, что раз уж дело зашло настолько далеко, она примет ее — в противном случае событие расценивалось бы как позорное и для жениха, и для отца невесты. Поэтому, если невеста по какой-либо причине не хотела выходить за жениха, она, как послушная дочь, заранее должна была упрашивать своего отца: если только возможно, да минует меня чаша сия; впрочем, пусть будет не как я хочу, но как ты. И если такая возможность действительно была, сострадательный отец мог попытаться уладить этот вопрос с семьей жениха, подыскав тому другую достойную невесту и заплатив откуп, достаточный на вено для нее. Впрочем, практика расторжения заветных союзов была крайне редкой, и, как, правило подобные события старались не разглашать. Так, Иосиф, обрученный муж Марии, матери Господа нашего, узнав, что Она беременна и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее (От Матфея 1:18-19).

Когда невеста принимала чашу, компаньоны жениха передавали выкуп ее отцу. За невесту нужно было заплатить цену. Размер брачного выкупа был оговорен заранее и отражал либо общепризнанные достоинства невесты, либо знатность ее положения, либо то, насколько жених ценил свою избранницу. Далее, жених одаривал невесту особыми подарками. Причина этих подарков, чтобы показать признательность жениха к невесте. Они также помогали невесте помнить о женихе в течение долгого периода обручения.

После того жених объявлял, что идет в дом своего отца приготовить место для невесты. Перед уходом он говорил жене: «Я ухожу приготовить нам жилище, и когда все будет готово, я вернусь и заберу тебя. Когда это произойдет — не знаю ни я, ни мои спутники, знает лишь мой отец. Ты только жди. Если же случится что-либо непредвиденное, ты знаешь, где я». С момента одобрения девушка посвящалась, отделялась для своего мужа.  Невеста после обручения совершала микву, или очистительное омовение. Миква это то же самое, что люди называют крещением в воде (баптизм). До сих пор в консервативном Иудаизме невеста не может выйти замуж без миквы. Невеста должна была подготавливать себя к тому, чтобы быть женой и матерью. Дни ожидания брака проводились в изучении того, как следует угождать своему мужу. Чаша завета оставалась у нее, и она пила из нее в память о своем возлюбленном. Невеста не знала, когда ее жених придет за ней, поэтому она должна была быть всегда готова. Так как женихи обычно приходили за своими невестами в полночь, «украсть их», невеста должна иметь ее лампу и ее вещи готовыми все это время. Ее сестры и подружки невесты должны тоже ждать, заботясь о лампах, в ожидание ночных празднеств.

Сам же жених возвращался в дом своего отца и начинал обустраивать семейный очаг. Молодой человек мог идти за своей невестой только когда его отец разрешит. Если молодого человека спрашивали, когда назначен день свадьбы, он отвечал: “ Никто не знает, кроме моего отца”. Отец должен был удостовериться, что сын подготовил всё необходимое, прежде чем дать согласие сыну пойти и привести невесту. Отец внимательно следил за его работой, и вот, по истечении некоторого времени (обычно составлявшего не меньше года), наступал момент, когда он говорил: «ты готов, сын мой, иди, забирай свою жену». А в это время, невесте нужно было усиленно ждать возвращения жениха. Невеста чувствовала, что жених может придти в любой момент, даже в полночь. Поэтому, ей нужно было быть всегда готовой.

Возвращение жениха (свершение брачного завета)

Вне зависимости от времени суток, жених бросал все свои занятия, созывал друзей и отправлялся за столь желанной невестой. Сопровождавшие его друзья восклицали: «Жених идет!», трубили в рога, и, если было темно, несли факелы. Всякий же, увидавший их шествие или услыхавший этот возглас, также кричал: «Жених идет!», чтобы благая весть как можно быстрее достигла невесты и та поскорее выходила! Процессия подходила к дому невесты и останавливалась на улице. Та, взяв заранее приготовленное имущество, выходила в сопровождении подруг, и все отправлялись обратно. Подруги также должны были в любой момент быть готовы к этому событию, поскольку как только шествие заходило в дом жениха, ворота закрывались. Те же, кто не успевал зайти вместе со всеми (например — из-за нехватки масла для светильников), оставались на улице, поскольку невеста к воротам больше не подходила — ей было не до этого.

Войдя в дом, жених и невеста становились под заранее приготовленной ритуальной кущей, и над ними читалась молитва благословения, после чего невеста, отпив из чаши завета, возвращала ее жениху. Тот допивал чашу и, положив на землю, сокрушал ее своей стопой — она больше была не нужна ни невесте в память о женихе, ни жениху, чтобы предлагать ее кому-либо еще. Друг жениха тут же отводил молодоженов в брачные покои, и, вернувшись, объявлял всем, что брачный союз свершился, после чего начинался свадебный пир, длившийся целую неделю. В день свадьбы жених представал как царь, а невеста как царица.

После свадебной вечери, невеста и жених должны оставить дом отца жениха. Они должны идти в собственный дом, который жених уже приготовил для своей семьи.

Заключение

Еф.5:25-32 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.

Мы, Церковь — обрученная Невеста Иисуса Христа, Который возлюбил нас настолько, что не пожалел отдать Свою Жизнь в качестве «выкупа» за нас, грешных. Имея такой «залог», такое свидетельство Его любви, мы живем в постоянном ожидании Его возвращения, чтобы вместе с Ним отправиться в дом Небесного Отца.

Когда мы участвуем в Вечере Господней, мы как Невеста пьем из чаши Нового Завета в память о своем Возлюбленном Господе. И мы будем это делать до тех пор, пока Он не придет за нами.

Мы храним себя в чистоте и непорочности, чтобы в любой момент быть готовым выйти Ему навстречу, как говорит Святое Писание:

1Фесс. 4:15-17 Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.

P.S.

Если вы научены по другому, и (или) в вашей церкви заведено проводить «Причастие», «Хлебопреломление», «Вечерю Господню» по другому, то не нужно ничего менять. Я делюсь лишь тем, что мне открыто и то, что мы делаем в нашей церкви.

X