Евангелизация основаная на потребности - Кристиан А. Шварц

12:00 -- 01.08.2007

Вступление от автора

Чтобы получить достаточно большую базу данных для научно значимых утверждений, наш институт должен был исследовать по меньшей мере 1000 различных общин на всех 5 континентах: больших и маленьких, растущих и уменьшающихся, преследуемых государством и получающих от него дотации, известные людям общины и те, о которых никто не слышал. Нам нужны были церкви как тех регионов, где сейчас происходит духовный прорыв (например, Бразилии, Кореи), так и тех, которые согласно мировым критериям считаются скорее «духовно развивающимися странами» (например, Германия).

Исследование разрослось до самого большого исследовательского проекта, который когда-либо был проведен для вскрытия причин роста общин. В нем принимали участие церкви из 32 стран; анкета, которую должны были заполнить 30 лидеров каждой общины, была переведена на 18 языков: под конец нам пришлось обрабатывать 4,2 млн. ответов. Если вырезать все вопросы, на которые мы получили ответы во время исследования, и склеить друг с другом, то получившийся благодаря этому рулон бумаги мог от Гамбурга достичь Милана!

В конце проекта не только прибавилось седых волос у меня на голове и долгов на моем счете в банке, но произошло нечто удивительное. В первый раз у нас перед глазами черным по белому были принципы, которые, как доказано, использует Бог, чтобы строить свою церковь, буквально от Америки до Владивостока, от Гренландии до Огненной Земли, от Северного Мыса до Мыса Доброй Надежды.

Итак …

То, что без евангелизации нельзя представить роста общины, очевидно и без затрат на исследования, охватывающие весь мир.

Как же по-другому может расти церковь, если не благодаря тому, что евангелие рассказывается другим людям, так что все больше людей приходит в церковь Иисуса Христа? Этот процесс в христианстве называется «благовестием» или «евангелизацией».

Собственно интересующий нас вопрос не был поставлен так: нужна евангелизация или нет, но, как же должна выглядеть евангелизация на практике, чтобы она способствовала росту общины.
Некоторые считают, что метод вдалбливания - самый лучший путь: попытки, порой даже методом манипуляции, подтолкнуть людей следовать христианской вере. Неудивительно, что у многих из нас появляется боль в животе, как только произносится слово «евангелизация».
Все же можно доказать, что метод вдалбливания - полная противоположность того, что можно наблюдать во время евангелизации растущих общин. Их секрет состоит в том, что они, рассказывая Евангелие, затрагивают вопросы и потребности людей, которые далеки от христианской веры.

Как люди действительно приходят к вере

У каждого из нас уже сложились определенные представления о том, как нужно проводить евангелизацию. Если бы мы начали наше анкетирова­ние с вопроса: «Какими качествами должно обладать настоящее евангелие?», то результат нас бы удивил.

В Швейцарии такой опрос был проведен в двух различных местах:

1. На конференции среди проповедников и пасторов общин, многие из кото­рых сами занимаются евангелизацией
2. В одной школе по изучению Библии среди молодых людей, которые еще только готовятся к евангельской работе.

Результаты опроса выглядят следующим образом:

Второй вопрос звучал так:
«Что бы Вы сказали о том человеке, благодаря которому Вы сами стали христианином?»

Из названных в качестве ответа прилагательных:

Из этого можно сделать вывод, что наши представления о том, каким должен быть настоящий евангелист, не соответствуют действительности.

Сокровенная тайна: - отношения

Чтобы выяснить, каким образом большинство людей приходят к вере, в 1987 году в Германии, Австрии и Швейцарии был проведен опрос более чем 1600 христиан. Каждый из них мог назвать множество факторов, которые повлияли на его решение принять Христа в свое сердце. В основном прозвучали один или несколько из приводимых нами восьми ответов;

1. Некоторые ответили, что они обратились к Иисусу и вступили в его общи­ну из-за крайне бедственного положения, в котором они оказались.
2. Другие сказали, что «просто заглянули в общину».
3. Третьи называли пастора.
4. ...указывали на «посещение на дому».
5. ...вновь упоминали «образовательную программу общин», которая их за­интересовала.
6. ...говорили о «большой евангелизации»,
7. ...ссылались на христианские программы по радио или телевидению.
8. И, наконец, отвечая на вопрос, почему они стали верующими, они гово­рили о верующем друге или родственнике,

Результат опроса по этим восьми критериям оказался следующим (при этом необходимо учесть, что более, чем один из критериев мог быть помечен кре­стиком. Поэтому в целом получается сумма больше100%):

Как вы видите, некоторые подходы для проповеди евангелия не эффективны, но именно этими методами многие церкви чаще всего и занимаются, вкладывая туда деньги и силы.

Эко-фактор

И что понимается под «эко-фактором»? «Эко» - это греческое слово, озна­чающее «дом». В греко-римской культуре «эко» включало в себя не только саму семью, с которой вместе жили, но и рабов, друзей и коллег по работе. «Эко» обозначало сферу влияния человека, совокупность его соци­альных отношений.

Эко-фактор в Новом Завете

В Новом Завете хорошо показано, как Бог постоянно использует эко-фактор (друзья, семья, знакомые), чтобы познакомить людей с Евангелием. Несколь­ко примеров:
• После того, как он исцелил бесноватого, Иисус сказал ему: «иди домой (эко), к своим и расскажи им, что сотворил с тобой Господь и как помиловал тебя» (от Марка 5,19).
• Когда Закхей пришел к вере, Иисус сказал ему: «ныне пришло спасение дому (эко) сему...» (от Луки 19,9).
• После того, как Иисус исцелил сына царедворца, «тот уверовал сам и весь дом (эко) его» (от Иоанна 4,53).
• Левий последовал за Иисусом и пригласил многих из своих коллег - своих (эко) - на обед. Результат: многие последовали за Иисусом (от Марка 2,14).
• Апостол Петр пришел к Иисусу благодаря стараниям одного человека из своего «эко», а именно своего брата Андрея: «Он первый находит брата сво­его Симона и говорит ему: мы (эко) нашли мессию, что значит «Христос» (от Иоанна 1,45).
• Другой ученик Христа, Нафанаил, стал верующим благодаря своему другу Филиппу, который пришел к Нафанаилу и сказал ему: «мы (эко) нашли того, о котором писал Моисей в законе и пророки Иисуса, сына Иосифова, из На­зарета» (от Иоанна 1,45 ).
• В деяниях святых Апостолов рассказывается о том, как первый неиудейский дом поверил в Бога через послание Апостолов. Прежде, чем Петр и другие верующие пришли к Корнилию, он уже созвал «родственников своих и близ­ких друзей» - свой «эко» (Деяния святых Апостолов 10,24).
• Павел и его спутники рассказали о Христе одной женщине из города Фиатир по имени Лидия, которая торговала багряницею. Библия повествует о том, что она приняла послание и затем крестилась сама и крестились до­машние ее (эко) (Деяния святых Апостолов 16,15).
• Когда же темничный страж спросил Павла и Сила: «Что мне сделать, чтобы спастись?», они ответили ему: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой (эко)». И тогда страж темницы «крестился сам и все до­машние его. И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога» (Деяния святых Апостолов 16,30-34).

Почему эко-фактор так эффективен?

1. Эко-отношения образуют естественную сеть, с помощью которой Благая Весть передается другим. Кто познал спасительную любовь Господа, тот, как правило, горит желанием поведать об этом другим. Именно те, кто окружа­ют его и близки ему, должны познать радость веры.
2. Эко-отношения представляют возможность свободно, в спокойной обста­новке сообщать о послании любви Господа. Отношения между эко-участниками естественны и стабильны. Жизненный стиль христианина может вопло­тить любовь Христа в самых различных ситуациях.
3. Эко-отношения помогают людям стать христианами. Когда друг или род­ственник христианина становится верующим, у него по меньшей мере есть один христианин в его окружении, который близок ему. Он заинтересован в наблюдении духовного роста в своей жизни.
4. Эко-отношения ведут к активной интеграции в общину новообращенных. Это вполне естественный процесс, когда новые христиане присоединяются к общине, к которой принадлежат также их друзья или члены их семей. Этот мостик облегчает контакты с другими членами общины.
5. У эко-отношений есть тенденция охватывать целые семьи. Если к вере в Иисуса Христа пришли сразу один или два члена семьи, то впоследствии этот процесс может охватить уже всю семью.
6. Эко-отношения способствуют постоянному расширению круга общения. Каждый человек, уверовавший в Христа и посещающий его общину, приводит с собой новую группу родственников, друзей и коллег, которые стоят внутри его структуры, но еще не стали христианами. Но на этом процесс, в резуль­тате которого появляются люди, готовые принять Иисуса Христа, не заканчи­вается.

Ситуация рыбной ловли

Так как я сам с удовольствием хожу на рыбалку, то особенно люблю приво­дить этот пример. Какому нормальному рыбаку пришло бы в голову повесить на крючок в качестве наживки большой кусок торта, помидор, огурец или жевательную резинку? Я ничего не могу поделать с тем, что рыбы охотнее пожирают влажных, липких червей! Это значит, что другие («рыбы») не обяза­тельно любят то, что нравится мне. У них есть свой собственный вкус.

Если мы хотим проводить евангелизацию среди незнакомых нам людей, нуж­но сначала познакомиться с их потребностями и нуждами. Только после того, как мы установим, на какую «приманку может клюнуть» наш ближний, мы можем эффективно нести послание Иисуса. Мы призваны для этой цели. Наш ближний может понять любовь Господа только в том случае, если мы его дей­ствительно любим и если он чувствует, что его здесь смогут понять.

Идти через открытые двери

В чем причина того, что Евангелие так часто наталкивается на непризна­ние? Всякий раз, когда я в христианских кругах задаю такой вопрос, я получаю примерно такие ответы:

• «Потому что люди больше ничего не хотят знать о Боге».
• «Потому что каждый думает только о себе».

Эти ответы, конечно, можно назвать верными. Во многих случаях они пытают­ся объяснить, почему люди не принимают Евангелие. Мне остается только удивляться, что я никогда не слышу следующих ответов:

• «Потому что наши методы евангелизации часто являются неподходящими».
• «Потому что мы стучимся в закрытые двери, вместо того, чтобы войти в от­крытые».

Что такое открытая дверь?

Открытые двери сегодня - это переходная фаза. О переходной фазе нужно говорить тогда, когда в жизни одного человека или же целой семьи происходят значительные изменения (как брак, рождение ребенка, смена работы, места жительства, уход на пенсию) или когда они находятся в какой-либо кризисной ситуации (например, смерть одного из суп­ругов, развод, конфликты в семье, тяжелая болезнь).

Переходная фаза - это тот промежуток времени, когда обычный ритм жизни одного человека или целой семьи нарушается в силу определенных событий. Именно в этой фазе люди, как правило, бывают особенно благодарны и особенно восприимчивы к новому стилю жизни, который определяют Иисус и его община.

В следующей таблице перечислены различные события (расположенные по их значимости), которые показывают, находится ли определенный человек или вся семья в этой (переходной) фазе. Цифры указывают на значимость соот­ветствующего события (по отношению к другим).

Во многих случаях люди одновременно переживают несколько из перечис­ленных здесь событий. В этом случае соответствующие показатели соотносят­ся друг с другом. Например, вступление в брак часто связано с переездом и с переходом на другую работу. Практически мы можем исходить из того, что готовность при­нять Евангелие тем больше, чем сильнее ощущается действие переходной фазы.

Время, когда мы рассказываем о послании любви Божией, может быть на­столько же важным, как и то, что (т.е. содержание) мы рассказываем. Лучшим является такое свидетельство, которое произносится вовремя.

Принцип от­крытой двери защищает нас от создаваемых нами же разочарований, когда мы, сломя голову, пытаемся прорваться сквозь закрытые двери. Это помогает нам предугадать те ситуации, к которым Господь уже подготовил людей.

Почему новообращенные могут более эффективно участвовать в евангелизации

Очень интересно наблюдать за тем, что большинство христиан особен­но стараются привести других людей к вере в первые годы после при­нятия Христа. Несмотря на то, что они во многих областях сами еще недоста­точно опытны, этот факт подтверждается во многих странах мира. В чем же причина?
Существуют три причины, которые объясняют этот феномен:

1-я причина: светская манера общения

Хороший результат дает то, что христиане для обозначения многих событий и христианских истин используют собственные слова. Известно, что посто­роннее лицо часто не может понять нашего языка. Новообращенные же говорят еще на языке неверующих.

2-я причина: «горячее желание»

Если кто-то недавно стал христианином, он, как правило, довольно хорошо может себе представить различие между жизнью с Иисусом и без него. Со­вершенно нормально, что эти христиане с большим восторгом рассказывают о своем первом шаге к вере. Понятно также и то, что они страстно желают поделиться этим опытом с теми, кого они знают. Они излучают заразитель­ную радость, к которой некоторые опытные христиане относятся скептичес­ки. Их девиз: «Подождите только, в один прекрасный день вы тоже узнаете, что вера - это не такое уж веселое дело, как вам это представляется».
Эти скептики, как правило, тоже оказываются правы. Только очень немногим христианам удается сохранить их первый восторг и в последующие годы. Во многих - может быть даже в большинстве - случаях происходит то, что Библия называет «охлаждением первой любви» (Откр. 2,2-5). Т.к. в евангелизации речь идет не о том, что мы скажем нашему собеседнику о вере, а прежде всего о способе, как мы это скажем, становится ясным, что восторженные христиане несут в себе больший потенциал евангелизации, чем те, чье пламя восторга превратилось лишь в тлеющий огонек.

3-я причина: христиане, недавно принявшие веру, больше общаются с неверующими людьми

Чем дольше человек является христианином, тем меньше он общается с дру­зьями, родственниками и коллегами, находящимися вне общины. Когда я несколько лет назад провел опрос среди более чем 100 сотрудни­ков, я был очень удивлен, ознакомившись с результатами. Оказывается, что христиане, посещающие общину 2 года или меньше, регулярно контактиру­ют примерно с 13 неверующими. У христиан, которые уже в общине от 3 до 9 лет, это число сокращается до 7. Тот, кто является христианином 10 и бо­лее лет, имеет около 3 контактов. И приблизительно 40% из числа людей, являющихся христианами более 20 лет, не поддерживают никаких контактов с неверующими.

Если новообращенные имеют особенно много контактов с неверующими, это еще раз только подтверждает тот факт, что новообращенным людям в нача­ле их христианской жизни нужна поддержка. Возможно, спустя несколько лет эти контакты прекратятся.

«Это безответственно!»

Человек, недавно принявший веру, еще неопытен и будет делать больше ошибок, чем христианин, уже укрепившийся в вере. Самое интересное здесь то, что человек, недавно принявший веру, как правило, несмотря на эти «глу­пости» (или благодаря им?), гораздо эффективнее работает, чем многие из опытных христиан, которые все могут объяснить точнее теологически. Они на любой вопрос знают заранее подготовленный ответ, корректно поступают согласно учению, у них записано как Библейское свидетельство, так и шаги вероисповедания их церкви, но это все едва ли помогает этим людям обрес­ти веру.

Что для нас важнее, провозглашать теологическое учение нашей церкви или же рассказывать о Евангелии, чтобы как можно больше людей приняли его?

Манипуляция - нет спасибо!

Существует много евангельских программ, в которых речь идет о том, чтобы как можно больше людей познали Христа. На практике чаще всего удается побудить людей отдать свою жизнь Иисусу во время больших мероприятий. Но здесь возникает другой вопрос: где будут находиться эти люди год спустя? Это еще недостаточно хорошо изучено. Все же мы знаем, что христиане, как правило, предполагают, что более половины новообращенных вступают в ка­кую-либо общину. Однако это не так. В результатах исследования, проведенного во время евангелизации, возглав­ляемой Вин Арном, соотношение между «решениями» и «присоединенными к общине» равнялось 100:15. Это значит: из 100 человек, которые во время мероприятия приняли решение и вышли вперед, только 15 человек спустя год стали членами местной общины. После пробных опросов, которые я лично проводил в Германии, мне кажется совершенно реальным, что эта цифра на­ходится между 3 и 15%.
После проведенного исследования выясни­лось, что многие люди, вновь отошедшие от веры, рассматривали «своего евангелиста» как предпринимателя, который хотел бы что-то продать. Многие люди в таких ситуациях просто говорят да.

Почему непригодны методы манипуляции

Исследование показывает, насколько непригодны такие манипуляторские («предпринимательские») методы, когда речь идет о том, чтобы помочь людям строить свою жизнь в единении с Иисусом, с братьями и сестрами.

В ходе этого исследования были опрошены 240 христиан, которые недавно пришли к вере и проводят в своей общине активную работу (на графике они обозна­чены как «активные»). Затем были опрошены еще 240 человек, кото­рые после принятия веры снова повернулись спиной к своей общине (они обозначены как «пассивные»). И была опрошена еще одна группа, со­стоящая из 240 человек. Этим людям рассказывали о Евангелии, но они так и не приняли никакого позитивного решения (обозначено как «не принявшие веру»).
В личной беседе с этими 720 человеками я попросил каждого из них соотне­сти лицо, которое рассказывало ему о Евангелии, с одной из следующих трех категорий: «друг», «предприниматель», «учитель».

христиане

учитель

предприниматель

друг

активные

5

65

170

пассивные

36

203

1

не принявшие веру

208

22

10

Результат следующий: человек, относящийся к вам как к другу быстрее при­мет любовь Иисуса, чем тот, который воспринимает вас как учителя (который учит другого сухим фактам веры и поучает) или как предпринимателя (кото­рый подвергает других тщательной идеологической обработке, после чего люди просто вынуждены принять решение).

Практические шаги

Помогите людям, которые недавно стали христианами

В первой части мы видим, что евангелизация проводится только наполо­вину, пока недавно ставший верующим человек не станет активным членом общины. Многие члены общин думают, что новые христиане еще только ищут свое место в общине и только после этого присоединяются к их группе.
Но это не так. Подчас очень сложно для новичка найти свое место. Большин­ство существующих групп автоматически включают в свой состав молодых христиан. Результат: очень большое количество людей, недавно ставших хри­стианами, вновь возвращаются к прежней жизни, жизни без Христа.

Что может конкретно сделать община

Подавляющее большинство молодых христиан, начиная их новую жизнь, пол­ны ожиданий. Они хотели бы расти в вере и принимать активное участие в жизни общины. Они хотели бы накапливать свой опыт и по-другому строить свои отношения с неверующими людьми.
Но если тем не менее большинство из них - как мы видим, до 97%! - так и не становятся активными членами общины, то проблема, как правило, не в них («Они вновь возлюбили мир!» - говорит известное христианское изречение), а в нас. Поэтому большое внимание общины должны уделять их новым чле­нам, особенно в первые критические месяцы. Чем больше следующие 9 при­знаков проявляются в жизни христиан, тем сильнее процент интеграции в об­щине, и тем меньше возможность того, что он когда-либо повернется спиной к Иисусу и общине.

Практические шаги:

• В этой таблице приведены отличительные признаки активного члена общи­ны. Просмотрите эту таблицу, отвечая при этом на вопросы: «Какие из этих отличительных признаков относятся ко мне». Затем, подумайте о человеке, который за последние 12 месяцев пришел к вере и спросите себя: «Какие из этих отличительных признаков от­носятся к нему?»

1. Отождествление с членами общины
2. Регулярное посещение служения       
3. Постепенный духовный рост       
4. Видимый признак принятия
5. Новые друзья в общине       
6. Задание, соответствующее дарованиям
7. Членство в небольшой группе
8. Участие в финансировании мероприятий
9. Участие в миссии

Помогите людям, недавно ставшим христианами, в их евангельской службе

Ранее мы уже видели, что люди, недавно принявшие Христа в свое сердце, обладают большим евангельским потенциалом, чем те, которые являются зрелыми христианами. Важно использовать этот потенциал с самого начала - и не из-за того, чтобы привести других людей к вере, а ради самих же молодых христиан. Поэтому люди пытаются внести свой вклад ради того, чтобы через их служение Богу другие люди приходили к вере!

X