"Прозрачность" в служении - стиль Иисуса - Марк Дюпон

12:00 -- 04.01.2005

Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован.
(Притчи 28:13)

В этой статье мы рассмотрим, что значит служить в абсолютной честности, а также какое влияние это оказывает на тех, кому мы служим. В Евангелии от Иоанна 14:30 Иисус сказал, что идет князь мира сего - сатана, - но в Нем не имеет ничего. Далее в 31 стихе Иисус сказал:... но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и как заповедал Мне Отец, так и творю.

Иисус был первым на земле человеком, который жил в полном подчинении Отцу. Если бы Он хоть немного отступил бы от Своего пути, то уже не смог бы быть совершенным Агнцем Божьим без пятна и порока. Чтобы не злоупотреблять данной нам властью, очень важно понять, почему Иисус жил именно так, как о том написано в Библии. Любовь Иисуса к Отцу была - не просто эмоцией или чувством, но эта любовь была основой, которая определяла все Его мысли, побуждения и всю Его жизнь.

Иисус был не просто посланником Отца. Он - Слово - был с Богом с самого начала, и, как написано в Евангелии от Иоанна, все через Него начало быть. Заметьте, что это все было сотворено Сыном, Которому нравится доставлять удовольствие Отцу. Все, созданное Им, включая человечество, было образовано из любви и любовью. Бог всегда желал, чтобы и мы также жили и процветали в окружении Его любви. Что-либо меньшее никогда не входило в Его планы. Как сказал Иоанн в своем первом послании, Бог есть любовь.

Божественная любовь всегда была, есть и будет движущей силой вселенной. Невозможно полностью осознать свободу, оплаченную крестом Иисуса, без понимания той любви, которую имел Сын к Отцу.

Глубина такой любви превосходит наше понимание. В Псалме 144:3 написано: ... и величие Его неисследимо. Но как бы там ни было, Иисус сказал, что Он пришел для того, чтобы мы имели жизнь и жизнь с избытком. Другими словами, Он пришел для того, чтобы помочь нам восстановить близкие отношения с Отцом. Эдемский сад потерян для человечества, по крайней мере до прихода нашего Господа. Но благодать познания Отца была восстановлена на кресте. Сам крест является ничем иным, как картиной бесконечной любви Отца к нам. Иисус был послан явить нам Отца и, в конечном итоге, умереть на кресте, тем самым раскрыв Его сердце в полной мере. Поэтому апостол Павел мог с уверенностью сказать: Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? (Римлянам 8:32)

Отец представил Иисуса как Слово, Логос. Иисус сказал Филиппу, что тот, кто видел Иисуса, видел Отца.

Двадцатый век, западный образ жизни породил общество, в котором распространены отвержение и разделение. Дружеские отношения, брачные узы, верность легко аннулируются при возникновении новых, лучших возможностей. В подобной ситуации людям сложно уразуметь ту взаимную любовь, которая существовала между Иисусом и Отцом. Часто, когда мы смотрим на жизнь и слова Иисуса, мы не видим дальше чем можно и нельзя, правильно и неправильно, лишь потому, что относимся с предубеждением к безусловной любви и полному принятию. Иисус не делал чего-либо из-за страха вызвать гнев и неудовольствие Отца. Он был движим любовью к Отцу и желанием доставить Ему удовольствие во всем. Моя пища есть творить волю Пославшего Меня, - утверждал Иисус. Его действия также не основывались на том, чтобы доказать что-либо Отцу. Он и был по существу отцовской любовью. Божья суть пропитывала все естество Иисуса, Его мысли и дела. Он в точности знал, откуда пришел и куда вернется, - воссесть по правую руку любящего Отца.

Иисус настолько был исполнен Духа и отцовской любви, что Он мог пожелать только того, чтобы удовлетворить Отца. При этом искушения, через которые проходил Иисус, не становились менее реальными. Однако Он осознавал, что истинная пища и истинная радость для Него есть единство с Отцом. Желанием Иисуса, Его волей для нас является та же близость с Отцом. Он молился об этом в 17 главе от Иоанна, 21-22 стихах, чтобы мы все были едины, как Он в Отце и Отец в Нем.

Единство является одним из важнейших ключей к пониманию полноты, которую Господь приготовил для тела Христова. В Псалме 132:1-3 мы читаем: Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Это - как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские. Ибо там заповедал Господь благословение и жизнь навеки.

Господь повелел благословениям изливаться там, где братья пребывают вместе, в единстве. Единство - это одно из главных пророческих слов, с которыми Дух Святой обращается к телу Христову, частично с целью зарождения масштабных пробуждений, но в большей степени, с целью подготовки к значительному событию - возвращению Иисуса за Своей невестой! К несчастью, некоторые учения относительно важности единства призывают скорее к религиозному подчинению, чем к отношениям любви. Бог предусмотрел, что Его любовь должна выражаться через церковь не только в широком разнообразии способов, но и через множество разных людей. Святой Дух несет свободу творчества, в то время как дух религии порождает страх, который, в свою очередь, приводит к конформизму.

Бог дает свободу для самовыражения множеству разных личностей. Единство, которое требует Бог, заключается в глубоком уважении и заботе друг о друге. Нам необходимо научиться ценить друг друга и приводить в соответствие наши сильные и слабые стороны, независимо от внешних различий. Библейское единство заключается в почитании и уважении друг друга, основанных на Божественной внутренней ценности каждой личности в теле Христовом.

Последним уроком, который Иисус избрал преподать своим ученикам перед распятием, был урок откровенности и любви. Он снял Свою верхнюю одежду, препоясался полотенцем и омыл ноги своим ученикам. Обычно это делал слуга самого низкого ранга. На удивление и сетование учеников Иисус ответил, что, если Он, Учитель, так поступил с ними, то так и они должны поступать по отношению друг к другу. Одним из ключей к пониманию этого урока является то, что Иисус снял верхнюю одежду, тем самым показывая Свое желание быть открытым перед Богом и людьми.

В нашей западной культуре социологи рассмотрели так называемые Правила раскрытия. Эти правила описывают тенденции, свойственные всем нам в сфере личностных взаимоотношений. Обычно мы не расположены глубоко раскрывать свои чувства и мысли, если человек или группа людей, с которыми мы общаемся, не намерены отвечать нам взаимностью. Часто нам бывает даже неудобно выслушивать чьито исповеди, если мы не готовы ответить этому человеку тем же. Вот почему так популярны бары: под действием алкоголя рушатся все преграды и запреты, первый встречный становится другом. Тенденция избегать состояния прозрачности берет свое начало еще в Эдемском саду.

Неверие в Божью милость и сострадание привело к тому, что между Богом с одной стороны и Адамом и Евой с другой, возникла преграда. С того самого времени большинство из нас чувствуют себя более защищенными, прячась за масками и внешними оболочками. Внешней оболочкой может быть звание атлета, ученого, юриста, механика или служителя. Выходит, что уверенность в себе и чувство значимости мы приобретаем лишь исходя из созданного нами образа. В Северной Америке можно наблюдать следующий феномен: у многих бизнесменов, а также любых профессионалов своего дела заметно ухудшается здоровье после выхода на пенсию. Хотя бы частично это вызвано чувством безысходности, отсутствием причины продолжать носить свою маску, цель их жизни нарушена. Мы настолько позволяем этим маскам доминировать в нашей жизни, что данная нам Богом уникальность полностью стирается из-за подобной приспособленности.

В Южной Калифорнии, где я рос, в средней школе почти все подростки в возрасте 13-17 лет отождествлялись как личность, исходя из их внешних показателей. Одних называли джоки, если те были успешны в спорте; других голова, если они учились на отлично; третьих грузило, если они увлекались наркотиками и т.д. Все просто: вы либо принадлежали к какой-то группе, либо нет. Многие отказывались иметь общение за пределами своей группы. Проблема заключалась в том, что человека не воспринимали таким, каким он был на самом деле, восприятие происходило на уровне внешности или рода его деятельности.

Редко кто был счастлив просто потому, что он есть. Такая же тенденция наблюдается и среди христиан. Хотя Павел предупреждал нас, чтобы мы не говорили: Я Павлов, я Апполосов, а я следую за Кифой, часто мы именно так и поступаем. Мы носим баптистскую одежду или пятидесятническую, или англиканскую. Иногда такое случается даже в буквальном смысле. Существуют церкви, в которых все привыкли одеваться, причесываться и говорить, следуя определенному стилю. Но в основном речь идет не о внешнем виде, а об умении быть настоящим, естественным.

В церкви, где большое внимание уделяется внешним приличиям, значимость человека определяется его внешними показателями. Это является проблемой. Много лет назад, проповедуя в одной из церквей Мехико, я сказал, что никто не может быть совершенным, кроме Бога. Далее я продолжил, что даже пастор, каким бы зрелым и одаренным он ни был, остается несовершенным по сравнению со святостью Христа. Как я узнал от моих друзей, говорящих на обоих языках, переводчик, он же пастор не перевел мои слова в точности. Он боялся, что люди перестанут воспринимать его как совершенного человека. Это характерный пример того, что лидер опасается выглядеть таким, какой он есть. Обычно христиане, скрывающиеся за внешним фасадом, делают это не так явно, как этот пастор, но от этого проблема становится еще серьезнее, так как ее не видно.

В Библии находятся живые иллюстрации того, какие маски бывают у лидеров. В истории о молодом пастушке Давиде, который шел сражаться с гигантом Голиафом, царь Саул предложил ему надеть свои доспехи. Давид, надев их, сказал Саулу: Я не могу носить это, потому что не привык, Затем Давид снял шлем и доспехи. На современном языке Давид бы сказал: Это не я. Давид знал, что если Бог был с ним, когда он, защищая овец отца, убивал льва и медведя, Бог также будет рядом, когда он будет биться с врагом Божьих овец. Давид осознавал, что данные ему Богом возможности и помазание не зависят от наличия оружия или каких-либо одежд.

Одной из величайших свобод, которую мы получили на кресте, является возможность постоянного пребывания с Иисусом через Духа Святого. Одно из имен Иисуса отражает этот факт: Эммануил - Бог с нами. Иисус сказал своим ученикам, что Он никогда не оставит и не покинет их. Когда человек отдает себя и свою жизнь Иисусу, он рождается свыше посредством исполнения Духом Святым. Принимая Духа усыновления, мы становимся сынами и дочерьми Бога. Какие бы дары или помазание Бог ни дал нам, они всегда остаются с нами. Естественные способности, данные нам Богом, также уникальны, как чудно и уникально сотворены мы в утробе матери (Псалом 138:13-14).

Сверхъестественные дары, данные нам Богом, пребывают с нами всегда благодаря присутствию Духа Святого. Следовательно, дары, естественные они или сверхъестественные, не даны нам в виде формы или модели для подражания.

К несчастью, одной из главных характеристик церквей с отравленной верой является приспособленчество к стилю и личности ее лидера. В таких церквах происходит и обратное - обесценивание данной Богом уникальности человека. В социальной терминологии это называется культом личности. В таком обществе или группе людей личность лидера настолько подавляет и контролирует людей, что большинство из них, во всем ему подражая, отрицает тем самым свою собственную уникальность. Вне всякого сомнения, лидеров нужно почитать, но не до такой степени, чтобы мы начали забывать о своей индивидуальности. Когда апостол Павел говорил в 1 Коринфянам 11:1: Будьте подражателями мне как я Христу, он не имел в виду то, чтобы кто-то копировал его собственный стиль жизни, а чтобы вместе с ним подражали Самому Христу.

Как ни странно, люди, над которыми властвуют лидеры, сами дают повод к подобному злоупотреблению. Во времена пророка Самуила израильтяне, подражая другим народам, хотели иметь царя, на которого можно было бы посмотреть и с которым можно было бы говорить точно так же, как это делали другие народы. То же происходит и со многими христианами сегодняшнего дня. Верный, серьезный христианин, бывает, настолько посвящает себя строительству империи пастора или лидера, что забывает о Царствии Божьем, которое нужно искать прежде всего. Его молитвенная жизнь, лишенная поклонения и личного общения с Богом, может просто прийти в упадок. Вместо того чтобы поклоняться Отцу в Духе и истине, мы легко можем сфокусировать свое упование на человеке. В результате мы можем потерпеть полный крах своей жизни во Христе.

Иисус сказал религиозным лидерам своего времени: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? (Иоанна 5:44).

Из всех людей, когда-либо служивших Богу, лишь немногие двигались в помазании, подобном помазанию Илии. До сих пор он является одним из величайших героев еврейского народа. Во время празднования еврейской пасхи ему отводится место за столом. Именно Илия вместе с Моисеем пребывал в славе на горе Преображения с Иисусом в Евангелии от Матфея 17. Именно его дух, его помазание было на Иоанне Крестителе. Однако, как раз об Илии апостол Иаков сказал следующее: Илия был человек, подобный нам ... Это означает, что, хотя Бог и использовал его могущественным образом, он не соответствовал Божественным стандартам святости.

Одним из удивительных фактов в Библии является то, что Бог никогда не пускает из виду недостатки, изъяны и духовные проступки своих помазанников. Мы читаем об Илии, в страхе убегающем от царицы Иезавели. То он вызывает огонь с небес и убивает множество лжесвященников и лжепророков Ваала, и сразу после этого мы видим его объятого страхом. Мы читаем о Давиде, влюбленном в Господа, ревностно истребляющего врагов Бога. А затем узнаем, что великий муж Божий совершает прелюбодеяние и преднамеренное убийство. Мы читаем о Петре, который, имея огромную веру, идет по воде, а в следующий момент, исполненный страха, почти тонет в бушующих волнах. Бог могущественным образом использует Гедеона, который освободил израильский народ от ига Мадианитян, однако по прошествии нескольких лет этот же Гедеон вводит Израиль в блуд через лжепоклонение (Судей 8:22-28).

Все эти истории о проколах Божьих лидеров в вере, доблести, морали, помещены в Библию не просто так. Они находятся там по двум основным причинам. Во-первых, Бог желает, чтобы мы осознали, что битва и слава принадлежат Ему. Как сказал пророк Захария: ... не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф (Захария 4:6). Во-вторых, что тоже очень важно, Бог желает дать нам понять, что Он не презирает человеческое естество как таковое и не стыдится его. Наоборот, Он любит человечество. Бог ненавидит грех, потому что грех - это бунт против Него, к тому же грех приводит человека к полному разрушению его личности. Но Бог любит грешников. Он любит обиженных, падших, несовершенных людей.

Действие через несовершенных, часто слабых людей является одним из главных путей, через которые Бог являет свою славу. Рожденные свыше, принятые в Божью семью, мы призваны быть миротворцами, представителями Христа. Мы автоматически зачисляемся в Божью армию, где нужно сражаться против царства сатаны, князя этого мира. Однако очень часто серьезные, посвященные христиане с хорошими намерениями попадают в ловушку, считая себя второсортными святыми лишь потому, что многие лидеры создают барьер между собой и людьми.

В Псалме 8:3 читаем: Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.

Бог сильно унижает сатану, используя очень слабые сосуды, тем самым выявляя его падшее положение. Сатана, лишенный славы, пришел на землю в попытке полностью уничтожить человечество, созданное по образу Божьему. Человек по сравнению с ангелами является очень слабым, уязвимым существом. Адам и Ева, наши прародители, оказались для сатаны легкой добычей: ему удалось вклиниться между Богом и человеком. Однако сатана и не подозревал, что у Бога есть совершенный план спасения падшего человечества с помощью Своего единородного Сына, который Сам стал человеком. Благодаря этому каждый, кто открыл свое сердце для Христа, становится сыном или дочерью Бога, призванными быть христианами или маленькими Христами.

Как написано в Ефесянам 2:10: Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

Одно из наиболее мощных созидающих чудес Бога, свидетелем которого был я лично, произошло именно тогда, когда у меня не было ни силы, ни веры в то, что оно может произойти. То, что я никогда не смогу забыть, касается маленького мальчика семи лет с косолапой ногой. Ему приходилось носить специальную обувь, в которой он мог ходить, но когда он пытался бегать или играть с другими детьми, он часто падал. Мать привела его ко мне именно тогда, когда закончилось последнее вечернее собрание из серии служений, проводимых мной. После трех или четырех часов служения и двух предыдущих вечеров я чувствовал себя совершенно изможденным. Честно говоря, у меня практически не было веры в то, что чудо произойдет. Однако прямо на моих глазах, когда я старался сделать хоть что-то, мускулы и кости мальчика начали выпрямляться прямо под кожей. Весь процесс исцеления длился менее чем 10 секунд. К моему удивлению, ребенок начал бегать по залу церкви. Его мама прыгала от радости. Я же думал: Подожди, вернись. Я еще не закончил молиться. Это исцеление помогло мне наиболее полно понять великое признание Павла, что сила Божья совершается в его (Павловой) немощи.

Когда мы, лидеры или служители, смиряем себя до степени прозрачности и уязвимости перед теми, кому мы служим, наши действия говорят за нас убедительнее любых слов, а мы становимся живым письмом, свидетельством Божьей благодати. Все послания Библии, написанные апостолом Павлом, начинаются с приветствия-благословения церкви: Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. В своих письмах к Тимофею он добавляет к благословению слово милость. Павел служил, двигаясь в потрясающем, определяющем его образ жизни, откровении о Божьей благодати. Он заявлял: Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе (Римлянам 7:18). Он глубоко осознавал не только греховность своей прошлой жизни, когда он гнал церковь, но и невозможность достижения Божьих стандартов. Он продолжал в стихах 18 и 19: ...потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю.

Иисус, который жил, преисполненный любовью к Отцу, не боялся казаться уязвимым перед учениками. Он сказал в Иоанна 12:27: Душа Моя теперь возмутилась ... В напряженное время молитвы в Гефсиманском саду Он не боялся сказать Петру, Иакову и Иоанну, что нуждается в их молитвах. Во время последней вечери Иисус не посчитал унизительным взять на себя роль самого последнего слуги: омыть ноги ученикам Своей Собственной одеждой, частично раздевшись перед ними. То, что Он снял верхнюю одежду, было настолько же важно, как и сам акт омовения ног учеников. Он не просто призывал учеников служить друг другу, но также не скрывать своих слабостей, быть естественными друг с другом.

Разделение на священников и мирян, то есть простых прихожан церкви, которое берет свое начало еще в древности, в действительности противоречит библейским понятиям. Мы все призваны быть священниками в служении Господу Иисусу Христу. Конечно же, не все призваны до такой степени, чтобы обязательно стоять в положении лидера или в пятигранном служении. Но факт остается фактом: многие церковные лидеры выстраивают барьеры между собой и церковью, что приводит к обесцениванию человека как личности и даже к злоупотреблению властью. К сожалению, наверное, самым серьезным барьером является духовная гордость. Когда мы смотрим на Иисуса через призму Евангелия, мы видим, что Он жил не только как единородный сын Бога, но по большему счету как простой человек. Он не боялся сообщаться с ворами и блудницами. Он восхищался их человечностью. Воры, нищие, отверженные и блудницы не прятались за масками религиозной гордости или же внешней напыщенности. Естественно, Иисус находил их общество более реалистичным, чем общество многих лидеров. В результате в Евангелии от Матфея 21:31 Иисус сказал первосвященникам и старейшинам народа, что некоторые блудницы и мытари скорее их войдут в Царство Божье.

Общепринято считать, что лидерами становятся наиболее зрелые и святые люди. Павел учил Тимофея и Тита, что без зрелости, основанной на библейских принципах, старейшина не сможет реально функционировать как таковой. Но, - и это очень важное но, - лидеры, независимо от того, насколько сильно они помазаны, остаются обыкновенными людьми.

Они призваны и одарены Богом. Зрелость и чистота позволяют им ходить в полноте Божьих дарований, но все дары, призвание или помазание, полученные через Святого Духа, невозможно заработать или купить, - это выражение Божьей бесценной любви к нам. Вот почему так важно не пренебрегать тем, что мы - люди. Бог прославляется, используя людские сосуды, не пренебрегая их слабостями, но с радостью Он выражает Свое естество, или благодать, посреди наших слабостей. Павел хвалился: Сила Божья совершается в моей немощи. Очень важно осознать тот факт, что, используя термин слабость, я не имею в виду грех. Я не рекламирую дешевую благодать, когда мы произвольно грешим, заранее зная, что Бог простит нас. Наоборот, окончательное определение благодати - это не свобода делать то, что мы пожелаем, а свобода во Христе через силу Духа Святого исполнять волю Отца.

Все, что я сказал, можно подытожить словами Джона Арнотта, старшего пастора церкви Торонто Эапорт: Бог любит нас такими, какие мы есть, но любовь Его слишком велика, чтобы оставить нас такими.

Господь принимает нас сразу же, как только мы приходим к Нему, благодаря искупительной силе креста. Это и есть наше свидетельство! Мы приходим такие, как есть, к Иисусу, смиряемся перед Ним и становимся усыновленными детьми Бога. Однако все мы, без исключения, находимся в постоянном процессе очищения и освящения. Освящение - это работа Духа Святого в нас, а очищение - это процесс смирения, когда ежедневно мы берем свой крест и следуем за Иисусом. Оправдание же - это то, что произошло на кресте. Когда наше служение приносит плод в вечность, это происходит по благодати, благодаря Божьей силе, любви и помазанию, которыми Он наполняет нашу жизнь. Мы должны стоять перед Божьим народом и этим миром, не полагаясь на свои собственные возможности и не хвалясь ими. Как пел псалмист в Псалме 19:8: Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся.

Мы можем быть самими собою перед людьми. Мы можем быть полностью открытыми, чтобы люди видели, что мы, как и Илия, имеем ту же самую человеческую природу, что и они. И как Павел, мы сможем сказать: И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

Когда лидер без чувства смирения предстает перед церковью, постоянно демонстрируя свои возможности и силу, он несет тем самым сильное послание церкви, которое может быть ненамеренным, и все же не менее действенным. Послание заключается в следующем: Если вы такие же зрелые, сильные и одаренные, как я, то лишь в этом случае Бог может использовать вас. Это бессловесное послание, беспрестанно атакующее церковь, помогает увековечить в церкви стиль служения - шоу одного человека. Вместо того чтобы следовать инструкциям Павла, в которых сказано, что апостолы, пророки, евангелисты, пасторы и учителя призваны строить и созидать церковь для служения, многие лидеры видят своих овец лишь как поддержку собственного служения.

Я не говорю, чтобы лидеры использовали кафедру для постоянного фокусирования всеобщего внимания на своих ошибках и недостатках. Это тоже гордость, лишь с другой стороны. Это опять же сосредоточение на себе, а не на Боге. Я также не имею в виду повальное исповедание недостатков. Я верю как в необходимость выявления проблем, так и в важность мудрости, когда и где это делать. Инструкция Иакова исповедовать грехи друг перед другом в какойто степени касается равных нам. Лишь глубокие моральные проступки и серьезные грехи лидеров требуют публичного покаяния и вынесения на свет.

Если смотреть в контексте, когда Иисус инструктировал учеников омывать ноги друг другу, Он обращался лишь к двенадцати Своим ученикам. Это не говорит о том, что мы не должны служить по возможности всем. Смысл заключается в том, что глубокие взаимоотношения жизненно важны, однако вы не сможете иметь их со всеми. Постоянные взаимоотношения должны строиться среди равных, где возможно равенство в доверии и любви.

Когда я говорю о прозрачности в служении, я имею в виду стремление находиться на такой позиции, которая постоянно направляет глаза и уши людей на личность Иисуса, а не на нас самих. Здравый лидер находит совершенную радость в Божьей любви, а не в наличии титула. Когда лидер может позволить себе быть открытым перед церковью и сказать: Да, Бог использует меня, но лишь по Своей благодати, потому что я ничем не отличаюсь от вас, - это означает, что он пребывает в полноте и духовном здравии. Только на этом уровне лидер может научить людей стилю жизни Иисуса Христа. Если мы даем людям понять, что тоже имеем дело с испытаниями, искушениями и тоже можем расстраиваться, у них будет возможность осознать, что Бог также может помазать их и действовать в их жизни. Им не нужно ждать, пока они достигнут некоего непостижимого состояния приблизительного совершенства.

Лидеры должны показывать церкви, что они также проходят постоянный процесс очищения и освящения. Если лидер прячется за маской совершенства, церкви ничего не остается делать, как чувствовать себя менее духовной по сравнению с теми, кто стоит во главе. За последние 15 лет своего международного служения я встретился буквально с тысячами пасторов. Среди них не было ни одного, будь то пастор большой или маленькой церкви, который бы справился со всеми своими недостатками. Единственное отличие между профессиональными служителями и прихожанами - это призвание. И опять таки нужно понимать, что призвание - это благодать, дарованная нам Богом, а не заработанный лидером дар.

Во всех нас живет большой страх, унаследованный еще от наших прародителей, Адама и Евы, - это тенденция скрывать свои проблемы из-за боязни быть отверженными. Мы постоянно пребываем в страхе, думая, что люди, которые увидят нас такими, какие мы есть на самом деле, отвергнут нас, оставят церковь, перестанут поддерживать нас и т.д.

Однако часто, даже в большинстве случаях, если мы избираем быть естественными и открытыми, люди отвечают нам любовью и даже уважением. Они часто реагируют следующим образом: Ага, этот человек ведет себя естественно, на него я могу положиться. За ним могу следовать. Если мой пастор нуждается в молитве и поддержке, тогда и у меня тоже есть надежда.

Конечно же, я не говорю о серьезных грехах, таких как явная аморальность. Но даже в таких крайних случаях, когда в целях восстановления необходимо некоторое время воздержаться от служения, обычно на искреннее раскаяние церковь отвечает любовью, симпатией и поддержкой. Любой служитель может оказаться в ловушке своих слабостей.

Если маленькие грешки не будут вынесены на свет, враг воспользуется этим, чтобы произвести разрушения, которые приведут к падению служений, семей и церквей. Пастор не совершает прелюбодеяние за один вечер. Обычно этому предшествует длительный процесс постепенного сползания все ниже и ниже в зависимость, усугубляемый страхом отвержения.

В начале этой главы мы рассматривали стиль служения Иисуса Христа, а именно служение прозрачности. Он был достаточно свободен, чтобы быть самим собой, потому что Он постоянно пребывал в совершенной любви Отца. В 1 Иоанна 4:18 читаем: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви.

На греческом слово совершенный звучит телеиос, основное значение которого - быть целостным, завершенным в росте. Иисус был первым человеком, полностью подчинившим Себя Отцу, и Он также был целостным, завершенным человеком, имеющим очень близкие отношения с Отцом. Конечно же, Он был истинным Богом. Но мы не сможем полностью охватить своим разумом служение Иисуса без осознания реальности Его человеческого естества.

В послании к Евреям 4:15,16 речь идет об Иисусе: Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

Автор послания к Евреям говорит, что мы можем иметь совершенную надежду во всех наших слабостях благодаря благодати Божьей. Наш Первосвященник, Иисус Христос, будучи полностью человеком, так же как и Богом, прошел те же испытания и искушения, которые проходим и мы. Он полностью понимает нас и сочувствует нам. Добрая весть креста заключается в том, что все наши грехи были полностью оплачены. Мы свободны, чтобы получить благодать - незаслуженную любовь, силу, мир, радость, уверенность в себе - не потому что мы заслужили все это, а лишь благодаря природе Бога. Библия говорит, что Бог противится гордым, а смиренным дает благодать. Как часто, занимая позицию гордости, мы отталкиваем помощь и целительную силу, которые Дух желает излить на нас.

Утверждать, что мы смиренны перед Богом, и в то же время гордо стоять перед церковью противоречит самому понятию смирения. Церковь, какой бы незрелой она ни была на данном этапе, является Телом Христовым благодаря Духу Святому, наполняющему ее.

Исповедание своих проступков перед Богом в уединенной молитвенной комнате и появление в позе совершенства перед народом Божьим не работает. Опять-таки я не призываю лидеров исповедовать все свои грехи без разбору, также и кафедра - это не место для постоянных шоу-исповеданий. Но лидеры должны вести себя естественно, иначе не избежать барьеров. Тогда окажутся тщетными не только указания Павла для лидеров созидать и обучать церковь, но и молитва Иисуса к Отцу - Да будут все едино - останется без плода.

Когда Давид поучал своего сына Соломона относительно строительства Божьего храма, он поделился с ним пророчеством, которое Бог дал ему относительно Соломона: И сказал мне: Соломон, сын твой, построит дом Мой и дворы Мои, потому что Я избрал его Себе в сына, и Я буду ему Отцом (1 Паралипоменон 28:6).

Давид, конечно же, любил Соломона, сына от Вирсавии, родившегося после смерти зачатого в прелюбодеянии ребенка. Он был ему утешением. Но Бог дал Давиду откровение, что его сын будет иметь очень особые отношения отца и сына с Самим Богом. Бог открывает это в контексте, где речь идет о строительстве храма Господня. Давид продолжал в своем пророчестве относительно Соломона: ... он будет человек мирный; Я дам ему покой от всех врагов его кругом: посему имя ему будет Соломон. И мир и покой дам Израилю во дни его (1 Паралипоменон 22:9).

Это и есть одна из главных характеристик зрелости для сына Божия - быть мужем или женой мира, доминирующего во всех сферах нашей жизни. Но если отсутствует полнота или телеиос в наших сердцах, появляется страх наказания и отвержения и, следовательно, тенденция скрываться и прятаться.

Ведущей мотивацией Иисуса, Его стремлением, Его знаменем было сердце Отца. Его пищей было творить волю Отца. Когда христианский лидер делает что-то не ради удовлетворения Отца, это означает, что он питается чем-то еще. Это может быть видимый успех, отражающийся в размерах церкви или служения, или же признание людей. Иисус предостерегал: Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного (Матфея 6:1).

Из-за страха отвержения, глубоко укоренившегося в нашей культуре сегодня, существует огромная опасность для многих христиан впасть в зависимость от видимого успеха, от значимости в глазах людей. Эта зависимость может быть настолько сильной, что Божьи сыновья и дочери, искупленные кровью Агнца, становятся просто инструментами и средствами достижения наших собственных целей. Эта зависимость толкает нас на то, что мы начинаем разрушать жизнь именно тех людей, за которых Бог призывал нас полагать свои души.

Мы, лидеры и служители, как и Соломон, призваны строить храм Господа, - не храм из камня, но как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое. Мы призваны на строительство храма, краеугольным камнем которого есть Иисус Христос. Но как Соломон и как Иисус, мы не сможем достигнуть полноты нашего призвания, если, во-первых, не станем сынами Отца, а во-вторых, - сынами Бога, миротворцами, людьми мира. Нам необходимо понять суть Иисуса, который не стремился отстоять свое равенство с Богом, а просто отвергнул Себя и стал слугой всем. Нам нужно решиться снять свои верхние одежды и начать служить людям в смирении, пребывая в братском единстве и не прячась за масками профессионализма.

Плач Давида, когда он взывал к Богу об исцелении в Псалме 138:23-24, является примером одной из самых бесстрашных молитв: Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.

Сердце Давида настолько знало сердце Бога, что даже, находясь в страхе пред Господом (см. Псалом 63:10), он ни чуть не сомневался в том, что Бог есть Бог великой милости и сострадания. Давид молился в Псалме 85:15: Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный.

Давид, зная Господа сердцем, осмелился предстать перед Отцом и принести ему свои боли, грехи и проступки. Он знал, что вместо наказания и гнева он получит помощь, милость и благодать. Это история жизни Давида, человека, достигавшего великого, однако имеющего серьезные недостатки. Причиной его силы и того, что Бог предпочел его царю Саулу, было сердце, жаждущее Бога.

Наверное, одной из наиболее подходящих историй, характеризующих Давида, является история о его сыне Авессаломе, который поднял восстание против своего отца. И вместо того, чтобы бороться до последних сил и отвоевывать свою позицию, Давид отступает, чтобы Авессалом не истребил израильский народ. Как Иисус, Давид надеялся не на положение и не на власть, а на Божью милость, сострадание и Его владычество. В Псалме 74:7-8 говорится: Ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение, но Бог есть Судия: одного унижает, а другого возносит.

Давид имел непоколебимую веру в то, что Бог заботится о нем. Очень часто, когда мы попадаем в трудную ситуацию, мы склонны отвечать ударом на удар или же пытаемся обернуть дело так, чтобы нам было выгодно. На самом деле, когда мы так поступаем, думая, что помогаем Богу, выходит, что мы действуем подобным образом из-за недостатка веры в Него. Испытания, проблемы и даже боль не приходят из-за недостатка Божьей любви к нам. Они приходят потому, что Бог допускает это с целью обрезания и выявления наших недостатков, скрытых обид и слабостей. Отец позволяет этому произойти лишь из-за сострадания к нам, потому что Он всем сердцем желает помочь нам стать живым отражением Его Сына Иисуса.

Когда мы находимся в состоянии борьбы и стремимся захватить определенную позицию, власть и престиж, мы часто отстраняем себя от реального исцеления, которым Бог жаждет наполнить нашу жизнь. Я не говорю, что лидеры должны сдавать власть первому встречному волку в овечьей шкуре, но как часто наши глаза замутнены страхом и завистью. В таком состоянии невозможно правильно оценить мотивы других людей. Каждый раз, когда мы пытаемся постоять за то, что мы по праву считаем своим, в Тело Христово проникает сквозняк недоверия, образуется напряжение и нездоровое соперничество.

Ключом является постоянная вера в Божью доброту и любовь. Именно в этом постоянно пребывал Иисус, и сатана ничего не имел в Нем. Иисус не имел зацепок, с помощью которых мир или сатана могли манипулировать Им и увести от исполнения воли Отца, даже если это стоило Ему потери последователей или смерти от руки людей, Которых Он же и сотворил. Исаия 30:15 говорит: ... оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели.

Формула пребывания в воле Отца явно противоречит нашей естественной тенденции защищаться и отбиваться.

Если мы сможем научиться возрастать в отношениях детской веры в доброту Отца, мы сможем начать двигаться в единстве с Телом Христа - начать относиться друг к другу по-братски вместо того, чтобы прятаться за маской профессионализма. Тот факт, что некоторые из нас призваны быть лидерами и отцами для других, никак не упраздняет того, что мы все остаемся братьями и сестрами, призванными почитать друг друга. Господь изливает потоки благословений на отношения уважения друг к другу, туда, где возможно возрастание каждого в зрелость и полноту Иисуса Христа. Нам нужно научиться отвергать себя в отношениях друг с другом, а не искать своего.

Если мы научимся быть братьями, мы сможем вырасти до положения отцовства в церкви. Павел сказал: Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов (1 Коринфянам 4:15).

X