Особенности пробуждения - Винки Пренти

12:00 -- 07.01.2005

Каковы же особенности великих пробуждений? Чарльз Финней выразил это наилучшим образом: «Предпосылки, сопровождающие события, а также результаты пробуждений по сути своей всегда были теми же самыми, как и в день Пятидесятницы». Альберт Барнс сказал: «Тот день, который убедит всех христиан в реальности и желательности пробуждений установит новую эру в истории религии и будет началом явления силы Божьей, как это было в день Пятидесятницы». Артур Уоллес, рассматривая вторую главу Деяний апостолов и много цитируя Чарльза Финней, выдающегося мужа Божьего, дал великолепную характеристику истинного пробуждения, которую мы вкратце приводим ниже с некоторыми дополнениями.

Позвольте Богу двигаться

Божественный суверенитет
Фраза «При наступлении дня Пятидесятницы ...» (Деяния 2:1) подразумевает тот факт, что любое истинное пробуждение ясно отмечено печатью Божественного суверенитета.
Бог определяет время для каждого излияния Своего Духа и приводит в действие Свой верховных план, в который подключены тысячи других планов, руководить которыми может лишь только Он один. Чарльз Финней, говоря о пробуждении 1859 года, упоминает этот Божественный суверенитет: «Когда я был в Бостоне, ... я повстречался с одним джентльменом, который рассказал мне, что он прибыл из Небраски и на своем пути обнаружил молитвенные собрания, проводимые по всей огромной территории нашей страны, по которой ему довелось путешествовать. Подумать только: огромнейшая территория в 2000 миль, на которой народ Божий поднимал к небесам свои руки в молитве! С севера на юг до той территории, где начиналось рабство, была слышна могущественная молитва, обращенная к Богу. В этой молитве люди просили Бога сойти к ним, взять народ в Свои руки и обратить к Себе грешные души. И Бог услышал их, чем изумил всех и каждого».
То же самое произошло и в Уэльсском Пробуждении: «В один и тот же день во вторую неделю ноября 1904 года, как на севере, так и на юге произошло невероятное излияние Духа Божьего». Захария 10:1 гласит: «Просите у Господа дождя во время благопотребное ...»

Духовная подготовка
«Все они единодушно пребывали в молитве и молении ...» (Деяния 1:14). Два неизменных условия для начала пробуждения — это единство и молитва. Пробуждение имеет два краеугольных камня: «Готовность человека и Божья суверенная воля» (Уоллес «День Твоей Силы», стр.60). Слово Божье и история учат нас тому, что ожидать пробуждения можно лишь тогда, когда мы избавимся от духа независимости и фатализма.
Если Божье благословение придет к нам, то будьте уверены, что кто-то выполнил все условия и заплатил цену. «И все же ... мы не получим пробуждения, если будем думать, что Бог стоит за нашей спиной и ждет наших указаний. «В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни» /В английском переводе: «Народ Твой добровольно отдает себя в день силы Твоей». — Прим. переводчика/ (Псалом 110:3; Иезекииль 36:33-37; Марка 6:5,6; Второзаконие 11:13,16,17)». (См. подраздел «Спонтанное действие»)
Мартин Ллойд-Джонс сказал:
«Наша главная проблема заключается в том, что мы довольствуемся очень поверхностными и всего лишь начальными познаниями о Боге, о Его сути и Его целях. ... Мы растрачиваем свою жизнь в деловой активности ... вместо того, чтобы осознать собственную несостоятельность, которая заключается в том, что мы никого не привлекаем ко Христу и что люди скорее всего не видят в нас ничего, что побудило бы их прийти к Нему.
Неизбежной предпосылкой к пробуждению всегда была жажда по Богу, здоровая жажда к познанию живого Бога, а также чрезвычайное стремление и горячее желание видеть то, как Он действует, проявляя Себя и Свою силу, как Он поднимает и разбрасывает Своих врагов. ... Жажда по Богу и сильное желание увидеть Его славу является самой важной предпосылкой к пробуждению» (Мартин Ллойд-Джонс «Пробуждение», стр.90-91).

Ожидай невероятного

Внезапность. «И внезапно сделался шум ...» (Деяния 2:2).
Пробуждение — это Божественная атака на общество. При пробуждении действия Бога могут быть внезапными и неожиданными. Часто даже верующих пробуждение застает врасплох, тогда как сердца неверующих охватывает жуткий страх: «По человеческому разумению то, что произошло, невозможно было соотнести ни с чем, бывшим ранее. Абсолютно внезапно то на одного, то на другого сходило ошеломляющее чувство реальности Его присутствия и ощущение вечности, что приводило всех в благоговейный трепет. Казалось, что в одно мгновение перед нами открылись жизнь, смерть и вечность» (Джозеф Кемп из Шарлотт Чейпел, что в Эдинбурге, 1905 год).
Чарльз Финней сказал: «Они проснулись внезапно, как человек, только протерев глаза, начинает бегать по комнате, хватаясь то за одну вещь, то за другую и не понимая, откуда взялось все это беспокойство. И хотя мало кто знал об этом, можете быть уверены, что кто-то находился на боевом посту в непрекращающейся молитве до тех пор, пока не пришло благословение» (Уоллес «В День Твоей Силы», стр.62).
Пробуждение — это Божий сюрприз Своему творению: «Прежнее Я задолго объявлял; из Моих уст выходило оно, и Я возвещал это, и внезапно делал, — и все сбывалось. ... Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам» (Исаия 48:3; 42:9). Эффект внезапного действия Духа Святого в пробуждении ошеломляет своим обличительным воздействием на грешников. Часто без какого бы то ни было подготовительного предупреждения или даже мысли о духовных вещах грешники будут внезапно охвачены чувством обличения в собственных грехах.
Хотя люди в Броугшейн (Ольстер) в 1859 году и ожидали пробуждения (которое, собственно, уже шло полным ходом недалеко от них), по словам Пейсли, «это было для них полным сюрпризом: таким неожиданным, таким мощным и необыкновенным было проявление присутствия Божьего Духа ... Около тысячи человек неожиданно почувствовали это и, пробудившись, подверглись могущественному влиянию Духа Святого».
Современные фильмы ужасов используют шокирующую тактику внезапной встречи с неизвестным, что является извращенной, дешевой копией святого оригинала: приводящего в трепет страха Господня. Внезапность — это Божественная шокирующая тактика, которую применяет Бог для того, чтобы напомнить человеку о его духовной уязвимости. «Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут они уязвлены. ... И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют, что это Его дело» (Псалом 63:8,10).
Джон Шеарер в своей книге «Пробуждения давних времен» пишет об одном фермере, который возвращался с рынка в Ольстере к себе домой в 1859 году. Его мысли были полностью захвачены теми сделками, которые ему удалось осуществить в этот день. Он остановился, вытащил свои деньги и начал их пересчитывать. И вдруг его охватило ощущение Божьего присутствия, которое привело его в трепет и ужас. Через мгновение его единственной мыслью было то, что он грешник, который стоит на краю ада. Серебро выпало из его рук, а сам он упал на пыльную дорогу, с плачем взывая к Богу о милости» (Уоллес «В День Твоей Силы», стр.63).

Всецело от Бога

Спонтанное действие
«И внезапно сделался шум с неба ...» (Деяния 2:2). Пробуждение — это результат Божественного, а не человеческого вмешательства. Его невозможно выработать. Выполненные условия не обеспечивают непременное начало. Пробуждение, как и спасение и исцеление, является актом Божественной милости. Как и в случае со спасением, его основанием является Божья благодать, хотя условиями остаются покаяние и молитва веры (Деяния 3:20: «Да придут времена отрады от лица Господа...»).
Движение Божье всегда несет на себе отпечаток неожиданности, когда люди не могут соотнести то, что происходит, с известными им личностями, организациями, собраниями, проповедями или любой другой христианской деятельностью. Такая работа Божья продолжается без какого бы то ни было человеческого контроля» (Уоллес «В День Твоей Силы», стр.65). Как только люди начинают контролировать или организовывать это движение, оно перестает быть спонтанным, — и это уже не пробуждение.
Течение пробуждения 1904 года описано такими словами: «Бог начал работу. Затем дьявол начал действовать в противовес. И когда Бог усилил Свою работу, подключился человек, и пробуждение закончилось» (Уоллес «В День Твоей Силы», стр.65).

Осознание Бога

Дух пробуждения — это осознание Бога. Люди «умилились сердцем» (Деяния 3:7) /В английском переводе: «... у людей защемило сердце ...» — Прим. переводчика/, сошел «страх на всякую душу» (Деяния 2:43). «Эффект от подобного Божьего явления имеет две грани: люди начинают осознавать как силу, так и святость Бога» (Валлис «В День Твоей Силы», стр.66). Бог движется в силе и святости и к тебе: Он идет за тобой и называет тебя по имени!
Это и есть главная особенность пробуждения. Отсюда видно, почему Его результатом является ошеломляющее обличение, как среди спасенных, так и среди потерянных, везде, где есть нераскрытый грех. В такое время человек осознает, что Бог здесь, рядом. Кажется, что Бог разбирается только с тобой одним. Это продолжается до тех пор, пока ты не забываешь обо всем, кроме своей души, в объятиях великого и святого Бога. Если принимать во внимание этот факт, то необычайный эффект прошлых пробуждений не будет казаться невероятным.

Божественный ужас

Безжалостная логика известной проповеди Джонатана Эдварда «Грешники в руках разгневанного Бога» не смогла бы произвести того эффекта, если бы в том собрании не было Самого Бога. «Когда люди пришли на собрание, выражение их лиц было бездумным и беспечным. Они едва вели себя с должным приличием, — пишет Трамбулл, который далее описывает тот эффект, который произвела проповедь. — Все собрание оказалось на коленях с ужасающим чувством обличения в их грехах и той опасности, в которой они находились. По всей аудитории были слышны вздохи невыразимых страданий и такой сильный плач, что проповеднику пришлось призвать всех к тишине, чтобы его можно было слышать» (Уоллес «В День Твоей Силы», стр.67). Конант говорит об этом так: «Многие слушатели бессознательно хватались за колонны и за скамейки, как будто чувствовали себя уже падающими в пропасть» (Уоллес «В День Твоей Силы», стр.67).
Финней описывает подобное обличение, какое он увидел в деревенской школе около Антверпа, штат Нью-Йорк: «На людей сошло ощущение благоговейного ужаса. Они стали падать со своих мест во всех направлениях и плакать, взывая о милости. Если бы у меня был меч в каждой руке, то я не смог бы рассечь их так же быстро, как они падали. Я был вынужден прекратить проповедь». «Вы когда-нибудь были свидетелями тому, как 200 грешников в одном и том же месте дружно плачут, прося о прощении? — спрашивает Аза Нетлтон. — Эту сцену невозможно описать словами. ... Я чувствовала себя так, как будто я стою на грани бесконечного мира, тогда как пол под моими ногами сотрясался от рыданий многих людей, которые всем своим естеством ощутили приближение Божьего суда» (Торнтон «Бог послал пробуждение», стр.91,92).

Цепная реакция

Иногда явленное присутствие Божье как будто создает «радиационную зону», и тогда все, кто попадают в эту распространяющуюся спираль ощутимой силы Божьей, попадают под то же самое обличение. Во время пробуждения 1859 года не было другого города в Ольстере, который так же был бы потрясен, как Колерейн. Один школьник настолько был обеспокоен состоянием своей души, что учитель во время урока отпустил его домой. Школьник постарше, который был христианином, пошел вместе с ним, и не успели они отойти далеко от школы, как этот мальчик привел первого ко Христу. Сразу же возвратившись в школу, этот новообращенный ученик засвидетельствовал своему учителю: «О, я так счастлив! Теперь в моем сердце живет Господь Иисус!» Эти безыскусные слова произвели ошеломляющий эффект: один за другим школьники поднимались со своих мест и молча выходили из класса. Когда учитель последовал за ними, он увидел, что мальчики прямо в коридоре опускались на колени, образовав целый ряд возле стены. Очень скоро их неслышная молитва переросла в горький плач. Они плакали так громко, что их услышали мальчики в другом классе и это пронзило их сердца. Они также стали падать на колени, и их крик о помиловании услышали и девочки в классе над ними. Через некоторое время вся школа была на коленях! Соседи и прохожие, как будто под действием магнита, устремились в здание школы, и все, кто переступали порог, попадали под ту же обличающую силу. Каждая комната была полна мужчин, женщин и детей, которые искали Бога (Орр «Второе Евангельское пробуждение, стр.44).
Во время того же пробуждения 1859 года в Америке корабли входили в определенную зону Небесного влияния, когда приближались к порту. Один за другим подплывали корабли, на которых люди говорили об одном и том же обличении и обращении к Богу. Капитан и вся команда, состоявшая из 30 человек, обрели Христа прямо в море и вошли в порт с радостью и ликованием. Это ошеломляющее чувство Божьего присутствия, которое несет глубокое обличение в грехах, является главной особенностью истинного пробуждения. Проявления пробуждений не всегда одни и те же: для очищенных сердец — это небеса, для обличаемых — это ад.

Необходимость в Духе Святом

Помазанные сосуды
«И исполнились все Духа Святого...» (Деяния 2:4). В этой цитате содержится прямое указание на Духа Святого как личность и на Его действие. «Подобное движение Духа Святого, которое всегда предшествует пробуждению, во многих сердцах рождает всеобщее неудовлетворение неясным и по большей мере мистическим взглядом на исполнение Духом. Подобный взгляд оставляет человека во тьме и в неведении о том, что это такое, как это происходит и как именно можно узнать, принял человек Духа или нет» (Уоллес «В День Твоей Силы», стр.69). Чарльз Финней говорит об этом так: «Очень часто великое множество людей в собрании как будто окутывается этой силой, когда сама атмосфера в том месте кажется наэлектризованной присутствием Божьим. Люди, которые случайно оказываются на подобных собраниях, моментально попадают под обличающую силу и во многих случаях обращаются ко Христу» (Уоллес «В День Твоей Силы», стр.71).

Сверхъестественное проявление
«... и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деяния 2:4). Самое обычное обращение грешника является сверхъестественной работой Духа Святого, но этого не видно явным образом. Особенностью обращений во время пробуждения является то, что и в глазах людей это происходит явно сверхъестественным образом, и никак иначе. Это производит в сердцах и умах наблюдателей ту реакцию, которая описана в следующем месте Писания: «И изумлялись все и недоумевая говорили друг другу: что это значит?» (Деяния 2:12).
Пробуждение всегда несет с собой возвращение апостольского христианства. Церковь никогда не бывает ближе к Духу и силе первых веков, чем во времена пробуждений. В периоды духовных благословений особенным образом проявляются дары. Сперджен заметил: «Когда вы читаете историю о Реформации или более поздние истории об Уайтфилде и Уэсли, вас поражает один и тот же дух, который сопровождал проповедников. Мир говорил, что они сошли с ума, карикатуристы рисовали их фанатичными до предела. Но так оно и было: их рвение было их силой. Конечно же, мир глумился над тем, чего сам боялся. Мир страшится энтузиазма, священного энтузиазма, воспламененного мыслью о гибели людей и желанием выхватить головешки из огня, того энтузиазма, который верит в Духа Святого и в то, что Бог присутствует в Своей Церкви, чтобы производить чудеса» (Сперджен «Проповеди о пробуждении», стр.15).
«Не любить энтузиазм, — сказал Д.М.Ллойд-Джонс, — значит угашать Дух. Те, ... кто знаком с историей Церкви и с историей пробуждений в частности, знают, что подобный заряд энтузиазма всегда имели люди, наиболее активные в период пробуждения» (Ллойд-Джонс «Пробуждение», стр.72).

Под силой Духа

В пробуждении Уэсли-Уайтфилда обычным явлением были плач и падение под действием Духа Святого. Леди Хантингдон писала Уайтфилду, советуя ему не уводить людей с собрания, как это делалось из-за того, что они якобы причиняли неудобства. «Вы совершаете ошибку. Не будьте мудрее Бога. Позвольте им плакать, так как это принесет пользы гораздо больше, чем ваша проповедь» (Уоллес «В День Твоей Силы», стр.75).
Писание свидетельствует о том, что подобное поведение людей было их естественной реакцией на сверхъестественную встречу с Богом. В этом случае на них сходила обличающая сила Бога.  («И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый». Откровение 1:17).
Уэсли записал в своем журнале в июле 1739 года:
«Как только он (Уайтфилд) начал призывать грешников к вере во Христа, в тот же момент четыре человека, стоявших возле него, рухнули на пол. Один из них лежал неподвижно. Второй очень сильно дрожал. У третьего все тело содрогалось в сильных конвульсиях, но он не производил никакого шума, а только тихо стонал. Четвертый, содрогаемый такими же конвульсиями, начал взывать к Богу с сильными криками и слезами. С того времени я понял, что нам нужно позволить Богу совершать Его работу так, как это угодно Ему».

Благословение, наводящее ужас

Иногда подобное чувство отождествления с той болью, какая есть в сердце Бога о потерянных людях, настолько велико, что приводит в благоговейный ужас. Один человек, который наблюдал Уэльсское пробуждение, сказал Эвану Робертсу:
«Мистер Робертс имел такое переживание, какое, я уверен, никогда не повторялось ... Молитва была той ключевой тональностью, в которой он проводил свою жизнь, не зная усталости. Он не предпринимал никакого действия и не включался ни в какое дело без того, чтобы полностью не посвятить все это в руки Бога в молитве. Его душа, казалось бы, сияла и была пронизана духом молитвы ... Он попросил Бога дать ему вкусить то, что чувствовал Иисус в Гефсимании.
... Я живой свидетель того, что произошло. Он получил ответ на свою молитву так, что все пришли в ужас. Стоя за кафедрой он вдруг упал на пол и застонал так, как будто был смертельно ранен. Слезы потоками струились по его щекам. Его крепкое тело сильно сотрясалось от невыразимых страданий, разрывавших душу. Никому не разрешалось прикасаться к нему ... Большинство из нас стояло в оцепенении от страха при виде такого неконтролируемого горя. Что это значило? ... Когда Эван Робертс вновь стал на ноги перед собранием, его лицо казалось преображенным. Для всех было явно, что он прошел через очень сильное переживание, которое ему дорого стоило. Ни один из тех, кто стал свидетелем той сцены, не проголосовал бы за ее повторение. Один из них все еще сомневается, можно ли описать такую священную сцену» (Давид Мэтьюс «Я видел Уэльсское пробуждение», стр.41).

Действие излитого Духа

Божественный магнетизм
«Когда сделался этот шум, собрался народ ...» (Деяния 2:6).
Во время Льюисского Пробуждения в деревне Арноль на первых нескольких собраниях не было никакого отклика со стороны грешников. По завершении одного из вечерних служений люди собрались для молитвы в доме. Когда молился один человек, все присутствующие осознали, что молитва была услышана и что Дух Божий был излит на эту деревню. Когда они вышли из дома, то обнаружили, что люди по всей деревне также стали выходить из своих домов и как будто под действием какой-то невидимой силы все устремились в одно и то же место той деревни. Там они собрались в ожидании. Когда Дункан Кэмпбелл начал проповедовать, его слово произвело немедленный эффект. В течение нескольких дней эта небольшая деревушка была охвачена Духом Божьим и многие души обратились ко Христу.
Евангелисты часто жалуются на то, что необращенные массы людей, падкие лишь на развлечения, не хотят прийти и послушать Евангелие и что на всевозможные объявления и рекламы тратятся огромные массы денег. Но там, где обычными средствами невозможно добиться желаемых результатов, где естественные средства терпят крах, мы должны обратиться к сверхъестественным. «И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена [то есть находиться между двумя мнениями]? ... И не отвечал народ ему ни слова» (3 Царств 18:21). Но когда Бог ответил тем, что послал огонь на жертвенник, люди сразу же выбрали правильный путь. То, чего не могут добиться всевозможные усилия человека, в одну секунду может совершить излияние Святого Духа.

Помазанные проповеди

Апостольская проповедь
«Петр же ... возвысил голос свой и возгласил им...» (Деяния 2:14). Хотя многие души получают спасение при пробуждении и не от проповеди, такие времена практически всегда характеризуются мощным провозглашением истины. Иногда излияние приходит от проповеди, а иногда проповедь приходит от излияния.
«Проповедники-апостолы обладали чрезвычайным величием, напоминавшем бесстрашных пророков ветхозаветных дней. Они были облечены той же силой и смелостью, так как их факелы были зажжены от одного и того же святого огня. ... Самая главная цель — приведение души к покаянию. ... Сегодня такое большое ударение делается на вере, получении, принятии решений и так далее, и так мало уделяется внимание жизненно необходимому шагу покаяния. ... Когда человек разбирается со своим грехом, тогда и его сознание можно поднимать на следующий уровень» (Уоллес «В День Твоей Силы», стр.82).
«Уэсли так учил евангелистов раскрывать свои проповеди: в начале нужно в общем рассказать о любви Бога к человеку, затем со всей возможной энергией, чтобы просветить сознание до глубин, проповедовать закон святости, а затем возвысить славу Евангелия прощения и жизни. Намеренно или нет, но этот план полностью совпадает с планом написания послания к Римлянам» (Священник Хэдли Моул «О послании к Римлянам»).
У Чарльза Финнея был установленный принцип в разговоре с людскими душами: никогда не говори человеку о том, как наладить свои взаимоотношения с Богом, прежде чем он не сможет запросто смотреть Богу в лицо. Джон Нельсон так написал об Уэсли, когда тот проповедовал в Мурфилде: «Выражение его лица повеяло на меня таким ужасом еще до того, как я услышал его проповедь, что это заставило мое сердце биться подобно маятнику в часах. И когда он начал проповедовать, у меня было одно чувство: все эти слова относятся ко мне» (Поллок «Уэсли», стр.154).
Апостольская проповедь имеет четыре грани: это спонтанная проповедь, помазанная Духом Святым, бесстрашная проповедь и в центре которой стоит Христос. Все это является необходимыми элементами в пробуждении от Духа Божьего, что подтверждалось всей историей церкви.

Спонтанная проповедь

«Около 12 лет, — говорил Финней, — в моем раннем служении я не написал ни слова. Я чувствовал себя обязанным проповедовать без какой бы то ни было подготовки кроме того, что я получал в молитве. Я часто выходил за кафедру, даже не зная о том, какое именно место Писания я буду проповедовать и какое слово говорить. Я полностью зависел от случая и от Духа Святого, уповая на то, что Он пошлет мне необходимое место Писания и раскроет для меня то, о чем я должен проповедовать. Могу с уверенностью сказать: никогда больше в своем служении я не проповедовал с большей силой и успехом. Если я не проповедовал по вдохновению от Духа Святого, то я вообще не знаю, как я проповедовал. Обычно бывало так, что моя проповедь открывалась передо мной так, что это удивляло меня самого. Казалось, что я мог видеть с интуитивной четкостью именно то, что должен был сказать, и целые плато мыслей, слов и иллюстраций приходили ко мне так быстро, как я мог передавать их» (Уоллес «В День Твоей Силы», стр.84).
«Самой сутью Новозавтной Церкви была подобная непредсказуемость и спонтанность. Но когда вы отходите от Духа и Его влияния, все становится формальным» (Ллойд-Джонс «Пробуждение», стр. 76).
В пробуждении Эвана Миллза участвовал и Чарльз Финней, который вспоминает:
«Дух Божий сошел на меня с такой силой, что это было подобно артиллерийскому огню. Больше часа Слово Божье проходило через меня к ним таким образом, что я мог видеть картину всего происходившего. Это был огонь и молот, разбивавший скалу, и подобно мечу, проникавший в самые глубины сердца. ... Я видел, как дух покаяния распространился по всей аудитории. Я далек от того, чтобы одобрять леность, но подобная манера проповеди требует нахождения в непрестанной молитве и постоянном размышлении над Словом» (Уоллес «В День Твоей Силы», стр.84).

Проповедь под помазанием

Помазанные сосуды
«Обетование ... , которое вы ныне видите и слышите» (Деяния 2:33). Помазанная проповедь — это «явление духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1-Коринфянам 2:1-5).
Кто-то сказал о Савонароле, великом итальянском реформаторе: «Природа лишила его практически всякого дара ораторского искусства», и все же «мы читаем о его интенсивном, захватывающем общении с Богом, его несломимой настойчивости в поисках силы Всемогущего до тех пор, пока все его мысли и желания не были полностью поглощены Богом. И когда в такие моменты кто-то заглядывал в его келью, он видел его преображенное лицо, напоминавшее лицо ангела». Его проповедь была такой патетической и расплавлявшей сердца, что газетчики откладывали в сторону ручки и, извиняясь перед читателями своих газет, писали под последней строчкой: «Меня охватили такие рыдания, что я не мог писать дальше» (Уоллес «В День Твоей Силы», стр.85).

Бесстрашная проповедь

«... И говорили слово Божие с дерзновением» (Деяния 4:31). Сверхъестественное дерзновение и смелость в проповедовании являются результатом Божьего помазания. О Гилберте Теннанте (современнике Джонатана Эдвардса), который был могущественно использован Богом при пробуждении в Новой Англии, писали, что он, казалось, совершенно не заботился  о том, чтобы угодить ушам его слушателей изысканной речью или их глазам — приятными манерами. Его проповедь была нацелена только на их сердца и совесть, чтобы безжалостно вскрыть их губительные заблуждения, показать им их бесчисленные тайны и лицемерные поступки в их религиозном рвении, а также вывести их изо всех призрачных укрытий, в которых они удобно устроились, имея лишь вид благочестия, силы же его отрекшись. ... Его проповедь часто была и устрашающей, и испытующей. Дерзновенная, бесстрашная проповедь либо производит покаяние, либо вызывает самую лютую враждебность. Обычно бывает и то, и другое (Уоллес «В День Твоей Силы». стр.86).

Христос — центр проповеди

Иисус «вознесен десницею Божиею» (Деяния 2:32-33).
За 30 лет, которые последовали за излияниям Духа Святого на Моравское собрание в Хернхате (1727), евангелисты пронесли Евангелие не только по всем странам Европы, но и принесли Благую Весть во многие языческие народы Северной и Южной Америки, Азии и Африки, действуя под девизом «Завоевать для Закланного Агнца награду Его страдания».
Доктор Варнек, немецкий историк, писавший о протестанских миссиях, оставил нам такое свидетельство: «Эта маленькая церковь всего лишь за 20 лет создала больше миссий, чем вся евангельская церковь за 2 столетия» (Уоллес «В День Твоей силы». стр.88). Более сотни миссионеров вышли из этой деревни за 25 лет.

Преизобилующее благословение

«... и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деяния 2:41). «Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч» (Деяния 4:4).
«Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин» (Деяния 5:14). «... и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (Деяния 6:7).
Если бы эти записи не были частью вдохновенного Богом Писания, то мы бы подумали, что автор этих строк явно преувеличивает. И все же за прошедшие столетия бывали времена пробуждений, которые по численности обращенных можно сравнить с Пятидесятницей. Около 30 000 душ было обращено к Богу во время пробуждения Уайтфилда в Америке. При Втором Великом Пробуждении доктор Генри Ворд Бичер заметил Чарльзу Финнею: «Это величайшее пробуждение с начала сотворения мира». В тот год в Соединненых Штатах ко Христу было обращено сто тысяч человек. На пике великого пробуждения 1857 года насчитывалось 50 000 обращенных в неделю, и по консервативной оценке Финнея в 1859 году по всем Соединненым Штатам покаялось не меньше 500 000 человек, когда пробуждение все еще распространялось. «Подобное движение началось и в Великобритании, захватив каждую область Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии, прибавив миллион христиан евангельским церквам» (Уоллес « В День Твоей Силы», стр. 90). Пробуждение 1904 года принесло почти 5 миллионов обращений к Богу за два года. Завершающие годы этого столетия были свидетелями еще больших собраний.

Целые сообщества приходят к Господу

Еще больше впечатляет пропорция влияния пробуждения на общество. При пробуждении в Новой Англии (XVIII век) Конант написал такие слова: «... по крайней мере 50 000 человек прибавилось в церквах Новой Англии, население которой составляло 250 000. Одного этого уже достаточно, чтобы революционизировать религиозную и моральную обстановку, а также определить судьбу всей страны» (Уоллес «В День Твоей Силы», стр. 90). При пробуждении в Нортхамптоне (штат Массачусетс, 1735 г.) Эдвардс писал: «Вряд ли нашелся хотя бы один человек в городе, молодой или пожилой, который не задумался бы о вечности. ... души в огромном количестве приходили к Иисусу Христу» (Эдвардс «Дела», стр.91). Финни писал о пробуждении в Риме (штат Нью-Йорк): «С течением времени это пробуждение охватило практически все население» (Эдвардс «Дела», стр.91).

Божественная простота

«И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деяния 2:42). Уоллес сказал:
«Когда вера и духовность сходят на нет, сила Духа Святого постепенно прекращает действовать. И вскоре возникает нужда в том, чтобы заменить человеческие мероприятия, не содержащие в себе силы Духа, на Божественные мероприятия, полностью зависимые от этой силы ... Как просты были те каналы, по которым текла река того первого излияния Духа! Когда вновь изольется Дух Божий, то всем будет ясно, что больше ничего не нужно» (Уоллес «В День Твоей Силы», стр. 94-95).
В возвращении к простым методам первоапостольской церкви многие удивятся, сделав открытие, что они не только действуют, а и действуют наилучшим образом.

X