Наше служение в качестве священников - Рик Джойнер

12:00 -- 12.01.2005

Одна из величайших истин, восстановленных Реформацией, является истина о священстве всех верующих. Это стало доктриной, в которую сегодня верят практически все протестанты. Однако то, во что верят многие, часто многими упускается и редко применяется на практике. Трагично, но факт, что именно так и произошло с этой величайшей истиной о нашем священническом служении.

Что же на самом деле означает быть священником Всевышнего Бога? Это понятие настолько глубоко и обширно, что его невозможно полностью описать в одной статье, но очень важно, чтобы мы еще раз рассмотрели основания нашего священства. Не многое может настолько изменить нашу жизнь, церковь и мир в целом, как то, что церковь начнет жить этой истиной.

Основание всего служения

Что такое священник? В первом столетии нашей эры это понятие было известно как иудеям, так и язычникам. Христиане ранней церкви почерпнули свое понимание этого вопроса из ветхозаветного священства, которое в то время все еще продолжало действовать в Иерусалимском храме. Но современная евангелическая церковь не имеет такого преимущества. В целом пониманию подобного служения до сего дня уделялось лишь небольшое внимание, хотя оно должно было стать основной функцией всех новозаветных верующих.

Когда традиционная церковь попыталась внедрить эту истину, произошло то, что обычно происходит в религиозных учреждениях: это стало очередной традицией и в реальной жизни отделило эту истину от жизни всех людей, кроме горстки профессионалов. Реформация на самом деле восстановила истину о том, что все верующие призваны служить Богу. Но практическое применение этой истины лишь ненамного продвинулось в повседневной жизни церкви. Там, где наблюдался прогресс, эффект был настолько ошеломляющим, что в наших церковных библиотеках мы имеем сегодня множество книг, описывающих пробуждения и движения Божьи, которые явились результатом этого прогресса. Мы склонны рассматривать это как исключительные акты Божьей благодати, но на самом деле это задумывалось Богом как обычная церковная жизнь.

Та жизненная сила, которую имела церковь первого века, и является обычным христианством. Без сомнения, та сила и жизнь, которую имели первые христиане и все те, кто с тех пор двигались в великой благодати, являлись результатом того, что верующие начинали жить истиной, которая заключается в том, что мы все призваны быть священниками. Эта истина о священстве всех верующих является основанием всего служения, и до той степени, до которой она остается в пренебрежении, наше основание ослабляется.

При Ветхом Завете священник был основным духовным посредником между Богом и людьми. Он был не единственным посредником, так как Господь поднимал пророков как Своих глашатаев, а Его власть в гражданских делах была представлена царями и старейшинами народа. Священникам было поручено ходатайствовать за людей в их отношениях с Богом, а гражданские власти осуществляли посредничество между людьми в их гражданских взаимоотношениях.

Так как функция ветхозаветных священников в большой степени сводилась к жертвоприношениям и проведению ритуалов, требуемых по Закону, становится понятно, почему традиционная церковь столько внимания уделила всевозможным ритуалам в построении своего священнического служения. Понятно также, почему эти функции были делегированы особому классу профессионалов. Ветхозаветные священники были отдельным коленом, левитами, которым Богом было предназначено исполнять священническую функцию. Другим коленам Израиля строгонастрого запрещалось исполнять священнические обязанности. Для того чтобы понять ветхозаветные прообразы, мы должны, прежде всего, осознать то, что вместе с изменением заветов Господь коренным образом изменил и правила, по которым людям позволялось приходить к Нему.

Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (1Тимофею 2:5).

Сегодня Иисус является единственным Посредником между Богом и людьми. Мы участвуем в этом служении только в том случае, если пребываем в Нем. Наша цель в этом служении - познакомить людей с Иисусом и помочь им настолько прикрепиться к Нему, чтобы они больше не нуждались в нас. Но даже не это является нашей главной функцией в качестве священников. Наша главная функция - служение Господу.

При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение (Евреям 9:6).

Служение на внешнем дворе было обращено к людям, но служение в скинии - только Господу. Здесь мы видим, что священники постоянно входили в скинию для того, чтобы совершать свое служение Богу. Многое из того, что мы считаем служением и чему мы обычно посвящаем большую часть своего времени, - это служение внешнего двора, т.е. служение людям. Но это противоположно тому, что мы должны делать в служении.

Основание священнического служения

Нашей самой первой обязанностью в качестве священников является служение Господу, а не людям. То служение, которое мы осуществляем в отношении людей, должно быть естественным результатом нашего служения Богу. Все настоящие духовные плоды появятся в результате нашего единения с Ним. Если мы прежде всего отдаем себя Господу, то у нас будет гораздо больше того, что мы сможем дать людям. Помазание приходит от присутствия Божьего. Мы можем иметь самые лучшие проповеди, которые когда-либо произносились, но не иметь истинного духовного плода, если Дух Святой не "одобрит" их Своим помазанием.

Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте (1Иоанна 2:27).

Это место Писания не говорит о том, что нам не нужны учителя, так как они даны церкви Самим Господом для оснащения Своего народа. Но учение без помазания не приносит нам никакой духовной пользы. Целью всего служения является приведение людей все ближе к Господу, чтобы мы еще больше могли пребывать в Нем. Дух Святой был дан для того, чтобы свидетельствовать об Иисусе, и этот Дух не помазывает то учение или проповедь, которые не были вдохновлены Самим Иисусом или которые не приближают людей к Нему.

Например, мы можем учить своих людей о единстве так, что они будут понимать каждый аспект данной доктрины, но в результате этого мы не будем иметь автоматического единства между ними. Как только придут трудности, между ними возникнет большое разделение, если то знание, которое они имеют в своем разуме, не было перенесено в сердце. "Потому что сердцем [а не разумом] веруют к праведности… (Римлянам 10:10) . Знание без помазания может стимулировать наш разум, и мы можем интеллектуально соглашаться с ним, но мы будем жить им только в том случае, если оно было перенесено в наши сердца Духом Святым. Получить же помазание можно только в присутствии Господа.

Свет приводит к единству

При входе в первую часть скинии с левой стороны находился золотой светильник, который давал свет благодаря горению оливкового масла, являвшегося прообразом Духа Святого. Стол с хлебами предложения находился по правую сторону, а в конце этой комнаты стоял жертвенник воскурений. На столе лежало двенадцать хлебов предложения, символизирующих двенадцать колен Израиля. Они были положены в два ряда, символизируя их единство (в Писании число два часто символизирует единство, например "… и будут двое одной плотью" (Бытие 2:24).

Частью служения во святилище было излияние вина перед столом с хлебами предложения в качестве жертвоприношения Богу. Это было пророческим символом хлебопреломления, или причастия, что есть союз Божьего народа с Господом Иисусом. Хлебы находились в единстве, символизируя тем самым единство людей с Богом. Эти хлебы лежали прямо напротив светильника и постоянно "купались" в свете Духа Святого, или помазании. Как писал апостол Иоанн:

Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение [по-гречески koinonea, что значит "единство, причастие"] друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха (1Иоанна 1:7).

Истинное единство приходит от пребывания в свете вместе с Сыном Божьим. Все, что меньше этого, будет в лучшем случае поверхностным. Те, кто пребывают в свете, не будут склонны делать то, что будет создавать разделения. Наша задача как священников состоит в том, чтобы не только идти к людям и рассказывать им о Свете во святилище, но вести людей к этому Свету. Во Христе все призваны быть священниками и все должны научиться постоянно входить в Его присутствие, чтобы осуществлять служение Богу. Те же, кто не научатся пребывать в этом месте, не смогут оставаться в единстве независимо от того, сколько мы будем говорить о нем.

Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2Коринфянам 3:18).

Учение важно, но люди не изменяются лишь благодаря знаниям доктрин, - они должны узреть славу Господню. Несколько минут в явном присутствии Божьем могут совершить больше, чем многие недели и даже годы обучения. Учение, которое исходит от присутствия Господня, которое помазано Духом Святым, поведет обучаемых в Божье присутствие, где учение трансформируется из разума в сердце.

Жертвенник воскурений

Жертвенник воскурений, который также находился во святилище, символизирует собой молитву и ходатайство. Давид писал: "Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих - как жертва вечерняя" (Псалом 140:2, также см. Откровение 8:4) . Господь сказал, что Его дом должен быть "домом молитвы для всех народов" (Исаия 56:7) . Это говорит о том, что молитва за все народы является основным предназначением того дома, который Бог избрал Себе в жилище. Нигде не сказано, что дом Божий будет домом проповеди, домом исцеления или домом общения. Конечно же, и это все находится в Его доме, но Сам Бог недвузначно сказал о том, что молитва - это главное. Итак, если мы желаем быть Его обителью, молитва должна быть нашим наивысшим приоритетом.

Как мы сможем постоянно пребывать в присутствии Господнем, чтобы совершать Ему служение? Бог дал нам для этого прообраз, когда повелел построить жертвенник воскурений.

На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: это - всегдашнее [постоянное] курение пред Господом в роды ваши (Исход 30:7-8).

Каждое утро Аарон должен был в первую очередь воскурять благовония, а также каждый вечер делать то же самое, завершая свое служение, что было названо "постоянным курением пред Господом". Для нас это значит, что если мы научимся начинать свой день с молитвы, а затем заканчивать его также молитвой, мы сможем оставаться в постоянном молитвенном состоянии, переживая на себе непреходящее присутствие Господне. Господь не желает, чтобы мы просто поговорили с Ним несколько раз в день, - Он желает, чтобы мы пребывали в Нем.

Если мы на самом деле являемся Божьим храмом и Дух Святой живет в нас, то как получается, что мы Им так сильно пренебрегаем? Господь желает иметь общение с нами во всем, что мы делаем. Насколько сильно бы изменился наш обычный день, если бы Господь появился бы во плоти и ходил бы с нами всюду, куда пойдем мы? Но истина состоит в том, что если бы глаза нашего сердца были открыты, то мы бы увидели Его во всем, что мы делаем, и реальность Его присутствия на самом деле была бы гораздо больше той, которую можно увидеть своими физическими глазами. Тогда бы мы также производили сладкое благоухание познания Божьего в любом месте, что мы и призваны делать, являясь Его обителью.

Апостол Павел объяснял: "Все это [хождение Израиля по пустыне] происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков" (1Коринфянам 10:11) . Господь не желает буквального воскурения, восходящего к Нему, как Он объяснил это позже через пророков, но Он желает постоянно слышать наши молитвы. Вместо "размышлений наедине с самим собой" Бог желает, чтобы мы разговаривали с Ним. "Мы ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу" (2Коринфянам 10:4,5) . Если мы будем уделять время тому, что каждое утро первым делом будем зажигать свое воскурение Богу, а затем каждый вечер будем делать то же самое в завершение дня, то вскоре обнаружим, что уже возносим постоянную молитву как благоухание для Господа, молитву, исходящую прямо из нашего сердца.

Место жертвоприношения

Храм от начала до конца является местом жертвоприношения. С жертвенника всесожжений, где приносились жертвы, начинался внешний двор. Священники, служившие там, обычно были покрыты кровью и остатками внутренностей животных. Это зрелище было далеко не самым красивым, как и крест не был похож на то, что сегодня изображают на картинках и витражах.

Крест был одним из самых извращенных и ужасных орудий пытки сошедшего с ума человечества. Господь старается не изменить нас, а умертвить нас! Истинное христианство требует полной цены - "полного всесожжения", - что значит: вся наша жизнь должна находиться на жертвеннике.

Огонь на жертвеннике воскурений зажигался от огня с жертвенника всесожжений, который являлся прообразом креста. Для того чтобы молиться, действительно нужно жертвовать собой. Мы должны отказаться от жизни для себя. Господь желает не каких-нибудь нескольких минут в день, - Он желает, чтобы каждая мысль пленялась в послушание Ему. Современное западное христианство отличается от того христианства, которое распространяется по остальному миру. Больше, чем в любом другом месте или в любое другое время, западное христианство находится в объятиях лаодикийского теплого духа. Если мы хотим исполнить свое призвание, нам необходимо постигнуть реальность того, что мы провозглашаем последние 500 лет: мы все должны начать ходить в своем призвании в качестве священнослужителей. Это трудная работа, требующая жертвенности, но это та цель, с которой мы были воссоединены с Господом, и сейчас мы должны ответить на Его призыв.

Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего (2Коринфянам 5:14-15).

Мы призваны приносить Богу "жертву хвалы". Существует причина, по которой жертвенник воскурений называется "жертвенником": это место жертвы и смерти. Требуется жертва для того, чтобы должным образом осуществлять свои священнические обязанности в служении людям. Наше служение в качестве священников основывается на жертве, и наша эффективность будет зависеть от степени нашей жертвенности, как мы видим это в следующих местах Писания:

Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше. Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим. И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении. Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых (2Коринфянам 1:5-9).

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей (2Коринфянам 4:7-11).

Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего (2Коринфянам 5:14-15).

Потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (Филиппийцам 1:29).

А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Римлянам 8:17).

Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить (1Петра 4:1).

Апостол Павел является одним из прекрасных примеров новозаветного служения. Он умирал ежедневно. Он делал все ради Евангелия. Он жертвовал своими желаниями, безопасностью и удобствами для того, чтобы служить Господу и Его народу. Большая эффективность апостола Павла в служении напрямую связана с той степенью, до которой он полагал свою жизнь для достижения Божьих целей.

В жертве сокрыта огромная сила. Крест Иисуса был абсолютной жертвой, поэтому в нем содержится абсолютная сила. Та степень, до которой мы будем ежедневно брать свой крест, будет той степенью, до которой мы будем ощущать на себе силу Божью в нашей повседневной жизни. Священство существует для ходатайства. Ходатайство - это не молитва за самого себя, но за других. То священство, к которому мы призваны, подразумевает жизнь не для себя, но для других.

Служение ходатайства является основанием для всего служения. Церковь призвана быть пророческим голосом к этому миру, и мы видим это взаимоотношение между пророческим служением и ходатайством в Исаии 62:6,7:

На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте, - не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле.

В 1Царств 12:23 пророк Самуил провозглашает: "Я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас …" Для пророка было бы грехом против Господа перестать молиться за людей, даже если люди только что отвергли Господа в поисках царя для самих себя. Истиной является то, что "где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Матфея 6:21) . Если мы вкладываем свои молитвы и ходатайства в людей, то, скорее всего, у нас будет правильное отношение к ним, и мы будем способны представлять Господа для них без каких-либо перекосов.

Любовь как основание власти

Истинная духовная власть основывается на любви. Иисус чувствовал сострадание к овцам, поэтому Он стал их Пастырем, - Его служение Пастыря было основано на Его сострадании. Иисус чувствовал сострадание к тем людям, которые жили во тьме, поэтому Он стал их Учителем. Его учительское служение было основано на Его сострадании.

То же самое относится и к нам. У нас не будет истинной духовной власти в какой-либо группе людей, в городе или стране, которых мы не любим. Эта любовь будет либо плодом ходатайства, либо выльется в ходатайство, но в любом случае она будет неразрывно связана с ходатайством. Если мы любим кого-то, мы будем молиться за него. Если мы кого-то не любим, но начнем вкладывать в этого человека свои молитвы, то мы начнем любить его и Господь даст нам истинное служение для него.

Любой человек в служении подвергнется нападкам, ложным обвинениям, сплетням, отвержению и предательству. Часто это будет склонять нас к тому, чтобы свести огонь с неба на наших обвинителей, но Господь повелел нам молиться за них, а не против них. Когда мы верно молимся за своих врагов, тем самым мы делаем в них определенные духовные вклады. Со временем мы начнем любить их, потому что "где сокровище [вклад] наше, там будет и сердце наше".

Так как любовь является основанием духовной власти, то, когда мы начнем любить наших врагов, мы обретем духовную власть в их жизни. Как Господь обратил величайшую несправедливость всех времен и народов - крест - в силу, которая смогла искупить весь мир, так и в нашей жизни несправедливость может предоставить нам прекраснейшую возможность возрасти в истинной духовной власти. Вот почему апостол Павел указывал на то, что его избивали и побивали камнями, в качестве очевидного доказательства его духовной власти как апостола.

Иисус, наш Первосвященник, умер именно за тех, кто кричал: "Распни Его!" Так и мы должны полагать свою жизнь даже ради своих врагов. Иисус пришел не для того, чтобы осудить мир, так как он уже находился под осуждением. Наш Господь не осудил этот мир даже тогда, кода он отверг Его. Иисус пришел для того, чтобы спасти этот мир, и мы посланы Богом с тем, чтобы провозгласить эту великую милость. Эта милость провозглашается наиболее сильным образом во время преследований. Когда мы начинаем ходатайствовать за других, тем самым мы делаем вклад в их жизнь. Этот вклад становится сокровищем, а там, где наше сокровище, наше сердце будет также. Мы начинаем любить этих людей и благодаря этому становимся сосудами духовной власти, которые могут говорить пророчески прямо в их жизнь. Именно так ходатайство становится основанием пророческого служения, которое так хорошо понимал Самуил.

Обычно я знаю, что, когда Господь полагает какую-либо страну мне на сердце, Он скоро пошлет меня туда. Но только после того, как я получу любовь для этой страны, Бог начинает говорить мне о ней. Даже если Господь дает мне слова о надвигающемся суде в какой-либо стране, я должен иметь любовь к ней для того, чтобы быть способным сказать эти слова. Все, что не является Божественной любовью, неизбежно извратит наше послание. Вот почему Бог вложил Иеремии такую любовь к Израилю, что он плакал над ним, даже когда предсказывал разрушения.

Дорогостоящая самонадеянность

Моисею было отказано в том благословении, чтобы ввести народ в Землю Обетованную, потому, что Господь повелел ему словом извести воду из скалы, но тот в гневе ударил по скале. Являясь пророком, Моисей представил людям гневливого Господа, тогда как Он таким не был, за что Моисей крупно поплатился.

Подобным образом многие люди в служении дисквалифицировали сами себя в том, чтобы войти в свои обетования, только потому, что они так же неправильно представили Господа перед людьми. Одной из самых разрушительных опасностей, которые подстерегают людей с пророческим помазанием, является то, что они полагают, так как Господь говорит через них время от времени, это значит, что Он такой же, как они, и что Его чувства - это их чувства. Мы всегда должны стремиться к тому, чтобы отличать наши собственные ощущения от того, что приходит к нам под помазанием.

"Бог есть любовь", поэтому мы будем видеть так, как Он, только в том случае, если будем любить тех, на кого смотрим. Все, что не является любовью, будет искажать наше видение. Я научился никогда не доверять тем "откровениям", которые приходят ко мне о тех людях, которые когда-либо отвергли меня, если я все еще чувствую боль от этого.

Каждый раз, когда меня отвергают или подвергают атакам, эти люди попадают в мой молитвенный список. Я молюсь за них и их служение до тех пор, пока мой вклад в них будет настолько большим, что это неизбежно заставит меня полюбить их. В каком-то смысле это эгоистично, потому что я делаю это не только для них, но и для собственного блага. Если огорчение укоренится в нас, то это осквернит как нас, так и многих других. Каждый раз, когда кто-либо приходит ко мне со словом исправления или обличения по направлению к какому-либо служению, я всегда спрашиваю, любит ли он этого человека или служение, и как много молитв он совершил за них.

Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (Евреям 7:25).

Иисус не осудил этот мир, когда увидел его грех, - Он положил Свою жизнь за него. Все, кто имеют истинное служение, будут делать то же самое. Иисус умер именно за тех, кто отверг Его. Также и мы сможем получить власть спасать тех, кто отверг нас, если будем ходатайствовать за них, примером чему был Сам Иисус: "Посему и может всегда спасать, … так как ходатайствует за них".

Перед тем как спасти грешный мир, Господу пришлось быть отвергнутым и гонимым теми, кого Он пришел спасать. Часто то же самое будет происходить с теми, кто призван Господом на служение. Если мы научимся справляться с отвержением, это может открыть широкую дверь для эффективного служения. Мы "побеждаем зло добром" (Римлянам 12:21) . Мы не сможем победить зло до тех пор, пока имеем конфронтацию с теми, через кого действует дьявол. Но если мы сохраняем плод Духа перед лицом любого зла, тем самым мы открываем дверь для эффективного служения. Это одна из причин, по которой апостол Павел перенес так много гонений, и он считал это очень ценным для себя, так как гонения открывают дверь для служения. Вот почему мы должны оставаться верными тому, чтобы любить своих врагов.

Самое главное

Одно из известных высказываний Питера Лорда звучит так: "Самое главное - сохранять главное главным". Первой наибольшей заповедью является любовь к Господу. Вторая - любовь к своему ближнему. Если мы поменяем местами эти две заповеди, то мы закончим тем, что сделаем идола из любви к человеку. Как от священника требуется прежде всего служение Господу, так и мы всегда должны хранить себя от того, чтобы любить людей больше, чем мы любим Господа. Обратный порядок уничтожит все наше служение.

Единственный способ, благодаря которому мы сможем удержать правильный баланс в любви к людям, но вместе с тем являясь Божьими представителями для людей, состоит в том, чтобы любить Его больше, чем мы любим их. Если мы любим Господа больше, чем людей, то это приведет нас к тому, что мы будем любить их гораздо больше, чем в любом другом случае. К тому же у нас будет гораздо больше силы, чтобы помочь им. Илия молился о том, чтобы суд Господень сошел на людей, но это не было его собственным гневом. Божий гнев не таков, как человеческий. Его ревность не такова, как у людей, центром которой является себялюбие. Мы всегда должны быть осторожными, чтобы не выдать собственный гнев за Господний, так как в этом случае мы можем закончить свое служение как Моисей и так и не войти в полноту своего призвания. Точно так же, мы никогда не должны ставить людей выше Господа, иначе все наше служение будет осквернено.

Мудрость для строительства

Интимные взаимоотношения с Богом должны быть нашей наивысшей целью. В этом состоит желание Бога Отца для нас. Он возлюбил нас так сильно, что послал Своего единственного Сына заплатить высочайшую цену для того, чтобы мы могли смело приходить к Его престолу. Это определенно является наивысшей привилегией среди всего творения - иметь такой доступ к Всевышнему Богу. Даже ангелы изумляются таким особым взаимоотношениям между Богом и человеком. Тем не менее, существует некая фамильярность с Богом, лишенная святости, в какую впадают некоторые люди как в одну из самых смертельных ловушек. Иуда был в каком-то смысле фамильярным с Иисусом, а Иоанн имел особую близость. Между этими понятиями существует огромная разница. Тот, кто находится в ненадежном положении фамильярности с Богом, обычно отвергает подобное увещание, так как оно порождает в нем беспокойство и страх. Тем не менее, Писания ясно говорят о том, что, если у нас не будет здравого страха Божьего, мы не устоим на пути жизни. Вполне возможно, что отсутствие чистого и святого страха Божьего является самой большой причиной несвятого поведения многих современных церквей.

"Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла" (Притчи 16:6). "Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении [в страхе Божьем]; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду" (Притчи 28:14).

Одним из наиболее резких описаний состояния человечества содержится в послании к Римлянам 3:10-18, которое состоит из цитат Ветхого Завета и в котором раскрывается причина этого страшного разложения: "Нет страха Божия перед глазами их" (стих 18) . Пророк Иеремия приравнивал отсутствие страха Господнего с отступлением от Господа: "Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф" (Иеремия 2:19) .

У многих людей существует такое понятие, что этот страх - всего лишь почитание или уважение к Богу. Безусловно, это также подразумевается, но мы должны понимать, что это почитание и уважение в высочайшей степени. Когда кто-либо из святых как Ветхого, так и Нового Заветов встречал живого Бога, вряд ли их реакцию на эту встречу мы могли бы назвать простым почитанием или уважением. Эти люди были в таком страхе, что еще удивлялись, что вообще выжили после этого!

Иоанн, возлюбленный ученик Господа, был Ему лучшим другом. Эта дружба позволила ему иметь привилегию положить голову на грудь Учителя, что являет собой чудесную картину близких взаимоотношений Бога с человеком. И все же, при конце жизни, проведенной в верном служении Богу, повстречавшись с воскресшим Господом, Иоанн пал на землю "как мертвый" (Откровение 1:17) . Любой, кто не имеет истинного страха Господнего, не видел Его таким, каков Он есть.

Псалмопевец сказал: "Начало мудрости - страх Господень …" (Псалом 110:10) . Исаия также говорил: "Страх Господень будет сокровищем твоим" (Исаия 33:6) . Притчи 2:1-5 соединяют две эти мысли воедино и дают нам одно из великих Библейских увещаний:

Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.

Мудрость - это великое сокровище. Сокровище не лежит на земле и не растет на дереве. То, что делает сокровище сокровищем, - это то, что оно либо редкое, либо его очень трудно достать. Мудрость является таким сокровищем. Его тяжело найти и легко потерять. Даже Соломон, наимудрейший человек, ходивший по земле до тех пор, пока не пришла Сама Мудрость, потерял свою мудрость и в конце своей жизни потерпел большое поражение. Если мы найдем истинную мудрость, то мы найдем и страх Господень. Теряя страх Господень, мы теряем и мудрость независимо от того, сколько у нас есть знания и понимания.

Понятно, что вокруг страха Господнего существует так много неразберихи. Истинная благодать страха Господнего в человеке проявляется крайне редко. Лишь немногие готовы платить цену за то, чтобы искать ее, но это именно то, что мы должны искать. Мудрость никогда не придет к тем, кто ее не ищет, и ее быстро теряют те, кто недостаточно ее ценит. А начало всякой мудрости - это здоровый страх Божий.

Если бы вы знали наверняка, что на вашем заднем дворе находится золотоносная жила, с помощью которой вы бы смогли удовлетворить все свои нужды до конца своей жизни, то было бы мудро с вашей стороны уволиться с работы и отложить все остальное в сторону для того, чтобы копать и найти это золото. Все же существует сокровище гораздо более ценное, чем золотоносная жила, лежащее на многих книжных полках и часто собирающее на себе лишь пыль, - Библия!

Знание истины без того, чтобы жить по ней, лишь ведет к Божьему суду. Мы можем чувствовать себя защищенными в своем положении, так как у нас были некоторые духовные переживания или мы верно посещаем церковь, платим десятины, подчиняемся духовной дисциплине, но Господь постоянно предупреждал в Своих учениях о том, что многие, кто знают истину и даже творят великие дела, не войдут в Его Царство.

Если мы подобны неразумным девам и не очень заботимся о том, чтобы наши светильники постоянно были наполнены маслом, то, когда Иисус придет, мы окажемся в самом отчаянном положении. Те неразумные девы были верующими, которые ожидали Господнего прихода. Возможно, сейчас самое время проверить и убедиться в том, насколько полны маслом наши светильники!

Одним из величайших сокровищ, которым может обладать человек, является истинный страх Божий. Все остальные благодати и благословения охраняются этой благодатью. Если наше сердце действительно желает иметь страх Господень, мы будем искать Его. Как много из нас проводят больше времени перед телевизором или с газетой, чем с Библией и в молитве?

Многие перестали проводить время за чтением Библии или в молитве просто потому, что это настолько казалось безжизненным, что они уже не видели в этом никакой пользы для себя. Но, скорее всего, именно так все начиналось даже у величайших христианских проповедников. Разница заключается лишь в том, что у них было столько веры в то, что сокровище все еще там, в Библии, что они не переставали копать до тех пор, пока не находили его. Сокровище не лежит где-то на поверхности, его всегда трудно найти. Но кто ценит его настолько высоко, что потратит достаточно времени, чтобы найти его? "Слава Божия - облекать тайною дело, а слава царей - исследывать дело" (Притчи 25:2) .

Многие из нас, особенно на Западе, испорчены легкодоступным спасением. Я не имею в виду то, что мы должны чтото делать для того, чтобы обрести спасение, но для его получения существуют требования, о которых редко проповедуют на Западе. В первые три столетия существования Церкви для того, чтобы стать христианином, требовалась жертва или, по крайней мере, риск потерять все свое имущество. Иногда это включало и саму жизнь.

После того как церковь была узаконена государством и стала неким религиозным институтом, те, кто отвергал догму государственного института церкви, часто подвергались тем же преследованиям, какие во многих странах продолжаются до сегодняшнего дня. Мы должны быть очень благодарными за ту религиозную свободу, какую мы имеем на Западе, но она является очень хрупкой. Если мы будем принимать ее как нечто само собой разумеющееся, то, скорее всего, мы ее потеряем. Но что еще хуже, если наше спасение принимается как само собой разумеющееся, мы можем оказаться в опасности потерять его независимо от того, какой большой религиозной свободой мы обладаем сегодня.

Очень часто мы проповедовали как спасение, так и христианскую жизнь, как нечто, отражающее нашу приверженность к удобствам и комфорту, что ставит под сомнение даже то, являются ли вообще Библейскими наши понятия о спасении и христианской жизни. Трагично, что многие люди чувствуют себя удобно в духовном плане даже при том, что их вечная жизнь находится в большой опасности.

Несколько лет назад мне рассказали о видении, что церковь в Америке практически не подготовлена к трудностям и что большие трудности скоро грядут. Я знал, что трудные времена не будут слишком тяжелы для тех, кто готов к ним. На протяжении нескольких лет после получения этого слова я пришел к пониманию, что этой подготовкой в основном является хождение в Библейском страхе Божьем. Мы можем увидеть это во многих обетованиях, данных тем, кто боится Его.

Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам (Амос 3:7).

Не хотели бы вы быть одним из тех, кому Господь открывает Свои тайны перед тем, как сделать что-либо? Псалом 24:14 гласит: "Тайна Господня - боящимся Его, и завет Свой Он открывает им" . Одной из характеристик, которая была присуща всем пророкам, был чистый и святой страх Господень. С полной уверенностью можно сказать, что страх Господень является основанием пророческого служения. Он должен быть очевидным во всех тех, кто желает узнать тайны Господни.

Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его (Псалом 32:18).

Конечно же, Господь знает все, что происходит на земле, но эта фраза "иметь око над кемто" показывает особую любовь и заботу. Давид писал об этом в Псалме 33:

Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! Бойтесь Господа, [все] святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его. Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе (Псалом 33:8-11).

Следующие места Писания обещают то, что во много раз ценнее, чем любое земное сокровище, какое мы можем насобирать. Я прошу вас вдумчиво прочитать их и позволить им возбудить в вас желание искать страх Господень.

Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины, чтобы избавились возлюбленные Твои … (Псалом 59:6,7).

Ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага. Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих, ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего (Псалом 60:4-6).

Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей! (Псалом 84:10)

Ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его … Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его (Псалом 102:11,13).

Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их (Псалом 144:19).

Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его (Псалом 146:11).

Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся (Притчи 10:27).

В страхе пред Господом - надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище. Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти (Притчи 14:26,27).

Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога (Притчи 15:16).

Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его (Притчи 19:23).

За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь (Притчи 22:4).

А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф (Малахия 4:2,3).

Заметили ли вы, что многие из тех обетований, которые сегодня так популярны в наших "молитвах требования", содержат в себе условие: наличие страха Господня? Может быть, поэтому многие из нас проводят бесконечные часы, запоминая обетования и цитируя их без всякого результата? Некоторые христиане даже используют эти обетования таким образом, чтобы отдавать распоряжения Господу! Является ли это действительным проявлением страха Божьего и истинного благоговения перед Ним? Самонадеянность часто имеет вид обладания властью, но это самое что ни на есть безумие.

Почитание Божьего присутствия

У нас может быть чистое сердце перед Господом, и вместе с тем мы будем ходить в безумной самонадеянности, как это было с царем Давидом, когда он пытался привезти ковчег завета в Иерусалим (см. 2Царств 6:1-11). Ковчег представляет собой славу Божьего явного присутствия. Давид просто посчитал, что он был вправе привезти Божий ковчег на новой повозке, запряженной волами.

Подобные вольности являются основной характеристикой самонадеянности, и те, кто допускают их, теряют свое право на обладание истинной властью. Волы символизируют собой плотские усилия, и существует много христиан, которые верят, что могут принести славу Божью своими собственными усилиями и мудростью, хотя они так и не говорят. Подобная самонадеянность не просто безрассудна, - она смертельно опасна! Оза был хорошим верным человеком. Очевидно, что и он имел сердце, стремившееся к Господу. Когда повозка сильно накренилась, Оза протянул руку, чтобы удержать ковчег. Это действие выглядит очень благородно, но, тем не менее, гнев Господень возгорелся против Озы, так что тот упал замертво! Имя Оза означает "сила, усилия", и он думал, что мог своей собственной силой поддержать славу Божью. Это было большой самонадеянностью, за которую он заплатил своей жизнью. Давид спровоцировал эту трагедию тем, что старался своими собственными методами перевезти ковчег Божий.

Как только это произошло, Давид разозлился, но затем задумался: "И устрашился Давид в тот день Господа и сказал: как войти ко мне ковчегу Господню?" (2Царств 6:9) . Со стороны Давида было мудростью устрашиться Господа. Это было также мудро не сдаться из-за этой одной ошибки, даже такой трагической.

Господь изливает Свой Дух сегодня, как никогда раньше. И существует много "Давидов", ищущих Его лица с огромным желанием увидеть то, как Его слава вернется в Церковь. Господь на самом деле хочет прийти к нам. И все же многие повторяют ту же ошибку, которую сделал Давид. Небрежность, и даже высокомерие, с которой некоторые начинают обращаться с Божьим присутствием, подготавливает почву для ужасных последствий, если не произойдет немедленного покаяния.

После происшедшего с Озой Давид прекратил делать что-то сам и взыскал Господа для того, чтобы узнать тот способ, по которому Бог хотел это сделать. Давид взял священников, которые должны были нести на своих плечах ковчег Божий в соответствии с предписанием. Затем, вместо того чтобы пытаться использовать волов для перевозки ковчега в Иерусалим, Давид приносил в жертву по волу и овну через каждые шесть шагов (см. стих 13). Мы никогда не сможем принести славу Господню в церковь своими собственными усилиями. Если мы будем мудрыми, то принесем в жертву Господу ту силу, которая у нас есть, как об этом писал апостол Павел:

Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил (Римлянам 12:1-3).

"Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа - Его чтите свято, и Он - страх ваш, и Он - трепет ваш! И будет Он освящением …" (Исаия 8:12-14).

Когда мы имеем истинный святой страх Божий, нам можно не бояться ничего другого на земле. Наличие истинного страха Господня проявляется в том, что мы не боимся того, чего боится мир. Бог никогда не проигрывает на "выборах", потому что Он в них и не участвует! Его влияние в нашей стране не может диктоваться из Вашингтона. Но те, кто обладает Божьей властью через молитву, могут диктовать Вашингтону свою политику независимо от того, кто находится у руля человеческой власти. "Ибо Господь - судия наш, Господь - законодатель наш, Господь - царь наш" (Исаия 33:22) . Здесь мы видим, что Господь в одном лице объединяет в Себе все три ветви государственного управления.

Когда церковь станет похожей на Даниила, тогда Бог разберется с правительством так, как Он разобрался с Навуходоносором. Этот правитель был еще более жестоким, чем самые презираемые общественностью современные деспоты. Он разрушил Иерусалим, храм, построил себе огромного золотого идола и мог из-за минутной прихоти погубить множество людей. И все же он преклонил свои колени, когда увидел силу Бога Даниила. Когда мы, подобно Даниилу, откажемся осквернять себя языческой пищей и питьем и поклоняться их идолам, мы будем поклоняться Господу открыто, независимо от последствий, Он даст нам мудрость и силу, которая поразит язычников и заставит их преклонить колени перед нашим Богом.

Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. Слова "еще раз" означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое. Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, ПОТОМУ ЧТО БОГ НАШ ЕСТЬ ОГНЬ ПОЯДАЮЩИЙ (Евреям 12:25-29).

У нас есть такое царство, которое не может поколебаться от выборов, войн, революций и даже природных катастроф. Если мы колеблемся вместе с колебаниями этого мира, то это происходит потому, что мы строим на неправильном основании.

Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, - камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится [не поколеблется] (Исаия 28:16).

Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это (Исаия 9:6,7).

X