Пробуждение как результат молитвы - Стюарт Робинсон

12:00 -- 01.01.2003

Вступление

В 1952 году принстонские студенты-теологи спросили Альберта Эйнштейна о том, что еще осталось в мире для нового диссертационного исследования. Нa этот вопрос ученый ответил так: "Разобраться, что такое молитва".

Английский проповедник Сидлоу Бакстер, когда ему было 85 лет, сказал: "За мои 60 лет пасторства я вел работу только в трех церквах. И в каждой из них произошло пробуждение, не являющееся результатом моих проповедей. Это стало возможным благодаря тому, что члены церкви решили молиться до тех пор, пока не придет пробуждение. И каждый раз пробуждение наступало".

Капеллан сената Соединенных Штатов, Ричард Халверсон, заявил о том, что молитву заменить нельзя ничем. Он подчеркивает: "Вы можете все планировать до изнеможения. Вы можете планировать, программировать и финансировать свои планы. Но если вы перестаете молиться, все это - пустая трата времени. Молитва не является чем-то необязательным. Это необходимость. Не молиться - значит ослушаться Бога".

Рой Поинтер после широких поисков и исследований в баптистских церквах Великобритании пришел к заключению, что особенностью всех растущих церквей являлось то, что они молились. В США, в церкви Ларри Ли в городе Рокуол, штат Техас, отмечался рост от 13 человек в 1980 году до 11 тысяч - в 1988. Когда его спросили о причине такого чудесного роста, он ответил: "Я не начинал церковь, я начал молитвенные собрания". Когда Дэвида Шиблея, ответственного за молитву, спросили о секрете церкви, он ответил: "Евангельской программой нашей церкви является ежедневное молитвенное собрание. Каждое утро, с понедельника по пятницу, мы встречаемся в 5 часов утра для молитвы. Если мы замечали, что в течение недели результаты пробуждения ослабевают, для нас это было сигналом тревоги и необходимостью поиска Господа".

В Корее члены церкви ложатся спать рано для того, чтобы встать в 4 часа утра для участия в молитве. Молитва по вечерам в пятницу, посещение молитвенных групп - обычные моменты их христианской жизни. Доктор Йонгги Чо говорит, что любая церковь может переживать такой феноменальный рост, если ее члены готовы молиться и повиноваться Господу.

Однажды местный пастор спросил у Йонгги Чо, почему его церковь насчитывает 750 000 членов, в то время как его собственная при лучших знаниях и лучших проповедях и даже при использовании телевизионных передач из-за рубежа ограничивалась лишь 3000. Вместо ответа пастор Чо поинтересовался: "А сколько времени вы молитесь?" "Тридцать минут в день", - последовал ответ, на который пастор Чо воскликнул: "Вот и ответ! Я молюсь от трех до пяти часов в день".

Опрос в Америке показал, что в среднем пасторы молятся 22 минуты в день. В Японии они молятся 44 минуты в день, в Корее - 90 минут, в Китае - 120. Не удивительно, что духовный рост в этих странах прямо пропорционален времени, проведенному в молитве.

Рост как сверхъестественный процесс

Церковь - это живой организм, это Божье творение с Иисусом Христом во главе (Кол. 1:18). От Него истекает жизнь (Иоан. 14:6). На нас лежит ответственность в сотрудничестве с Богом (1 Кор. 3:6).

Мы знаем, что если Господь не построит дом, то наш труд напрасен (Пс. 126:1).

Переход души из царства тьмы в царство света является духовным, сверхъестественным процессом (Кол. 1:14). Нас привлекает к Себе Отец (Иоан. 6:44). Дух Святой обличает (Иоан. 16:8,11). Он ведет нас к покаянию (1 Кор. 12:3). Он завершает в нас духовное пробуждение (Титу 3:5). Да, Святой Дух укрепляет и дает власть (Еф. 3:16). Он направляет к истине (Иоан. 16:16). Он дает духовные дары, которые способствуют единению (1 Кор. 12:25), назиданию церкви (1 Кор. 14:12), тем самым не допуская разделений и раздоров, которые задерживают рост.

Это фундаментальная истина христианства, в нее верят все. Но если мы действительно убеждены в том, что настоящий рост церкви, - это сверхъестественный процесс, то станем молиться с еще большей силой как лично, так и вместе со всей церковью.

Только тогда, когда мы начнем видеть, что без молитвы ничего не может произойти, молитва станет чем-то большим, чем "обязаловкой" для служителей церкви, станет движущей силой наших церквей. Несомненно, Бог желает, чтобы пасторы, лидеры и весь Его народ признали, что лишь Он один может совершать удивительные дела. Когда мы принимаем эту простую истину, мы можем начать молиться.

Что говорит Библия

Победа, которую одержал Иисус Навин в битве с врагом, не столько зависела от того, как сражалось его войско, сколько от молитвенного ходатайства Моисея при поддержке Ора и Аарона (Исх. 17:8-13).

В Ветхом Завете, не считая Псалмов, находится 77 конкретных упоминаний о молитве. В Новом Завете это число увеличивается: только 94 раза упоминается о молитве, которая непосредственно связана с именем Иисуса. Так, Павел говорит: "Непрестанно молитесь ... , ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе" (1 Фес. 5:17,18).

Петр убеждает верующих быть "благоразумными и бодрствовать в молитве" (1 Пет. 4:7). Иаков провозглашает то, что молитва несет в себе огромную силу (Иак. 5:16). Иоанн уверяет нас в том, что "Бог слышит и отвечает" (1 Иоан. 5:15). В книге Деяний находятся 36 упоминаний о росте церкви. Из них большая часть имеет непосредственное отношение к молитве.

Каждый из нас желал бы видеть такой рост своей церкви, какой наблюдался в день Пятидесятницы и сразу же после него. Ключ к тому, что произошло там, можно найти в Деяниях 1:14, где говорится:

"Все они единодушно пребывали в молитве ..."

Все они были объединены одними мыслями, одной целью, одним желанием. Это и есть необходимое условие для эффективной молитвы. Затем, они были объединены в постоянной молитве. Слово "пребывали" , использованное здесь, означает "быть всецело поглощенным; посвященным чему-либо; упорствовать в твердом следовании за чем-либо; выполнить что-либо с полной решимостью" . Они всегда молились, о чем говорится в Деяниях 2:42: "И они постоянно пребывали ... в молитвах" . В послании к Колоссянам 4:2 Павел призывает нас: "Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением" .

Самый большой рост церкви наблюдался во времена пробуждений.

Из истории

Когда мы читаем биографии Вильяма Карея, Адонифама Джадсона, Давида Ливингстона, Хадсона Тейлора и других известных служителей Божьих, мы приходим к выводу, что именно молитва являлась движущей силой их служения Богу.

Около ста лет назад Джон Р. Мотт возглавил необыкновенное движение, которое стало известно как Движение студентов-христиан. В нем участвовали студенты колледжей и университетов. За 30 лет это движение открыло путь для 20 000 профессиональных миссионеров. Джон Мотт отметил, что источником этого чудесного пробуждения является объединенная ходатайственная молитва. Эти миссионеры не были "завербованы", исходя из человеческих соображений, но избраны и отправлены на дело служения по молитве; их труд также поддерживался многими молитвами.

Хадсон Тейлор рассказал об одной супружеской паре, которая руководила десятью миссионерскими станциями. Она написала своему секретарю об отсутствии всякого прогресса в их работе и настоятельно просила найти ходатая-молитвенника для каждой станции. Через некоторое время на семи станциях началось пробуждение, - сатанинское противостояние отступило и церкви начали быстро расти. Но на трех станциях по-прежнему не было изменений. Когда же миссионеры вернулись домой в очередной отпуск, их секретарь прояснил ситуацию. Ему удалось найти только семь ходатаев для десяти станций. С. Д. Гордон (1983:40) сделал вывод: "Самое великое, что можно сделать для Бога и для человека, - это молиться".

Лютер, Кальвин, Нокс, Латимер, Финней, Муди, - все величайшие мужи Божьи молились и постились для увеличения эффективности своей миссии. Джон Уэсли был настолько впечатлен силой молитвы и поста в своей жизни, что решил не рукополагать служителей до тех пор, пока они не согласятся поститься хотя бы до четырех часов вечера каждую среду и пятницу.

Йонгги Чо говорит: "Обычно я учу новообращенных тому, как поститься три дня. Когда они привыкают к трехдневному посту, они уже могут поститься семь дней. Затем пост можно увеличить до десяти дней. Некоторые постились даже сорок дней".

Совершенно очевидно, что эти люди уже привыкли к тому, с чем мы едва знакомы. Мы слишком заняты различными делами. Мы стараемся изо всех сил узнать что-то новое и сразу же претворить это в жизнь. Но это не приводит к значительному росту церкви и не изменяет судьбы людей. Почему? Неужели духовная почва в нашей стране слишком тверда? Вряд ли, если сравнить с другими временами и странами. Нельзя сказать, что в XVIII столетии дела обстояли лучше, чем сейчас.

ХVIII век

Во Франции шла революция. Страна переживала террор. В 1776 году Америка провозгласила права человека. Вольтер заявлял о том, что церковь является только системой подавления и угнетения духа человека. Позднее подобным образом высказывался Карл Маркс. Появилась новая мораль. На христианство стали смотреть с презрением. Демонические силы пытались уничтожить Церковь. Во многих местах им это удалось. Проповедников и всякого, кто публично свидетельствовал об Иисусе Христе, в Англии повсеместно забивали камнями. Но даже до того как все сатанинские силы объединились для того, чтобы разрушить Церковь и внести беспорядок, Дух Святой уже подготовил Свой план.

В 1740 году Джон Эрскин из Эдинбурга опубликовал памфлет, призывая людей молиться за Шотландию и другие страны. В Америке этот призыв был подхвачен Джонатаном Эдвардсом, который написал трактат под названием "Смиренное обращение к народу Божьему с целью объединения в необычной молитве за духовное пробуждение и приближение Царства Христова".

На протяжении сорока лет Джон Эрскин руководил молитвой согласия через широкую переписку с христианами всего мира. Хотя и шло явное социальное, политическое и моральное возрождение, но он упорно стоял на своем. И тогда Господь начал действовать. В канун Рождества 1781 года в церкви Сэнт Джаст в Корнуолле в 3 часа утра собрались ходатаи-молитвенники для песнопения и молитвы. И вдруг они почувствовали, что небеса открылись. Молитва продолжалась до 9 утра, а затем все вновь собрались в Рождественский вечер. Это движение продолжалось весь январь и февраль. К марту 1782 года они молились до полуночи. На этих собраниях не было ни одного известного проповедника, лишь молящиеся люди и Святой Дух.

Спустя два года, в 1784 году, это место посетил 83-летний Джон Уэсли. Он писал: "Эта страна вся в огне, и пламя распространяется от деревни к деревне".

Так оно и было. Часовню, построенную Джорджем Уайтфилдом несколько десятилетий назад на Тотенхам Корт Роуд, пришлось значительно расширить, чтобы вместить 5 тысяч человек. В то время это была самая большая церковь в мире. Баптистские церкви в Северном Хэмптоне, Лейсестере и Мидленде стали регулярно собираться по вечерам для молитвы за пробуждение. К ним присоединились методисты и англиканцы.

Мэтью Генри писал: "Когда Бог желает излить на Свой народ великую милость, Он сначала располагает его к молитве". По всей стране молитвенные собрания слились воедино, поддерживая огонь пробуждения. Желание евангелизировать возросло необычайно.

Спасение людей происходило не на церковных собраниях, а на молитвенных встречах! Некоторые приходили в 5 часов утра и даже в полночь. Многие обращались к Богу через сны и видения. Были и такие, которые приходили, чтобы посмеяться, но под воздействием Духа Святого падали на землю. Иногда помещение наполнялось шумом и ликованием, а иногда в нем царила спокойная торжественность. Однако всегда чувствовалось присутствие Духа Святого. Целые деноминации увеличились в два, три, четыре раза за несколько последующих лет. Пробуждение прокатилось от Англии до Уэльса, достигло Шотландии, Соединенных Штатов, Канады и некоторых стран третьего мира.

Социальное влияние

Это пробуждение оказало огромное влияние на все общество. Уильям Уилберфорс, Уильям Пит, Эдмунд Боурн и Чарльз Фокс, захваченные этим движением, с 1807 года постоянно выступали за отмену торговли рабами.

Уильям Бикстон боролся за освобождение всех рабов в Британской Империи и увидел результаты своей работы в 1834 году. Джон Ховард и Элизабет Фрай отдали свою жизнь для осуществления радикальных реформ в тюремной системе. ФЛорэнс Найтингейл основала современное медсестринство.

Эшли Купер положил конец шестнадцатичасовому рабочему дню и семидневной рабочей неделе. Он много работал для того, чтобы остановить эксплуатацию детей и женщин на угольных шахтах, где были частые случаи удушья мальчиков-трубочистов. Он установил общественные парки и гимназии, сады и библиотеки, вечерние школы и хоровые сообщества.

Родилось Христианское Социальное Движение, которое вылилось впоследствии в Британское Профсоюзное Движение. Появилось общество защиты животных. Многие церкви необычайно выросли, и общество в целом претерпело поразительные изменения благодаря упорным молитвам в течение 40 лет. За это время родились тысячи молитвенных собраний, объединенных призывом Бога к пробуждению.

Стали возникать миссионерские общества. Уильям Карей отдал все свои силы этому движению. Его называют "отцом современного миссионерства". Он входил в молитвенную группу, которая состояла из служителей, молившихся за пробуждение в течение двух лет с 1784 по 1786 год. В 1786 году он рассказал о видении, в котором Господь открыл ему Свое желание видеть язычников спасенными.

У.Карей начал осуществление этого видения и основал общество, позже названное Баптистским миссионерским обществом. В 1795 году зародилось Лондонское миссионерское общество. В 1796 - Шотландское, а позднее образовалось Англиканское церковное миссионерское общество.

XIX век

Молитвенное движение имело огромный размах, но ослабело к середине XIX столетия. Тогда Бог начал нечто особое в США и Канаде. В Нью-Йорке люди почувствовали острую необходимость в молитве.

Тихий, спокойный человек по имени Джеремия Ланфьер был назначен датской церковью миссионером в центральный деловой центр Нью-Йорка. Но поскольку церковь была в упадке и жизнь города шла своим чередом, он не знал, что делать, так как не был профессионалом. Он просто объявил молитвенные собрания по средам. Первое собрание состоялось 23 сентября 1857 года, на которое пришло еще пять человек. Спустя две недели они решили собираться на молитву ежедневно. Через полгода на молитву собиралось уже 10 тысяч человек, и это движение распространилось по всей Америке.

Чудо! Чудо! За два года в церковь пришло более миллиона человек! Движение разрослось и затронуло Францию, Уэльс и Северную Ирландию.

Ирландия была словно крепкий орешек. Но, когда весть о том, что происходит в Америке, достигла Ольстера, Джеймс Квинкан встретился с тремя молодыми людьми 14 марта 1859 года для молитвы в помещении школы в Келсе. Они молились и молились за пробуждение Ирландии. За два месяца подобные встречи прошли в Белфасте. К концу сентября более 21 миллиона человек объединилось в молитве за Ирландию.

Уже позже было подсчитано, что около ста тысяч обращений в христианство явилось результатом мощного молитвенного движения в Ирландии. Около 1 миллиона 150 тысяч человек пришло в церковь за период с 1859 по 1860 годы, где проходили усиленные молитвы.

ХХ век

Многие, вероятно, знают о пробуждении в Уэльсе, которое началось в октябре 1904 года. Оно было спонтанным, и его характерной чертой были длительные молитвенные собрания. За первые два месяца к Господу пришло 70 тысяч человек. В 1905 году только в Лондоне число методистов увеличилось с 54 785 членов до 104 806 членов.

Еще 20 лет назад церковь Энга Папуа, что в Новой Гвинее (Австралия), находилась в безнадежном духовном состоянии. Для того чтобы улучшить ситуацию, люди решили посвятить себя молитве. Такие собрания стали проводить среди пасторов, миссионеров и студентов Библейского колледжа. Это движение распространилось в деревни. В некоторых из них люди согласились молиться вместе каждый день, пока Бог не пошлет новую жизнь в церковь.

15 сентября 1973 года, когда все пасторы деревенских церквей вышли для обычной воскресной проповеди, неожиданно, без всякого предупреждения во всех церквах одновременно стал мощно действовать Дух Святой, неся обличение, покаяние и пробуждение в жизни людей.

Прекращалась всякая работа, так как тысячи людей спешили на молитвенные собрания. Люди приходили на молитвы ежедневно, утром и вечером. Тысячи христиан возобновили свои отношения с Богом, и тысячи язычников обратились в веру. Целые деревни становились христианскими, и церковь росла не только в размерах, но и в своей зрелости.

200 миссионеров Филиппинского Миссионерского Братства в результате посещения в 1980 году Международной молитвенной конференции в Корее организовали молитвенные группы, которые собирались ежедневно в 7 часов утра для молитвы за рост церкви. В результате этого за несколько лет сформировалось 310 новых церквей.

Потрясающий рост церквей произошел в Аргентине. Хосе Луис Васкез был свидетелем возрастания своей церкви от 600 до 4 500 членов. Через 5 лет после приезда Карлоса Аннакондиа это число увеличилось до 10 000. Гектор Гименез начал свою церковь с нуля в 1983 году. Его собрание сейчас насчитывает 70 000 членов. Омар Кабрера основал церковь в 1972 году с 15 членов. Сейчас число членов его церкви выросло до 90 000.

Питер Вагнер исследовал факторы, лежащие в основе такого эффективного служения, и пришел к выводу, что сильная ходатайственная молитва является главным наступательным оружием в борьбе за души. Много существенных преобразований происходит сейчас в пятидесятнических и харизматических кругах. Но доктрины этих деноминаций не являются основным моментом в деле пробуждения.

Вальтер Холленвегер, исследователь пятидесятнического движения, отметил, что с первых шагов этого движения молитва является более важной, чем вопросы организации.

Где бы этот принцип ни работал, везде происходят чудесные вещи. В 1982 году христиане Восточной Германии положили начало малым группам по 10-12 человек, договорившись молиться за мир между Восточной и Западной Германией. К октябрю 1989 года в молитвенных собраниях по понедельникам участвовало около 50 000 человек. В 1990 году, когда эти группы молящихся людей выходили на улицы, их число быстро увеличилось до 300 000, и ... Берлинская Стена рухнула!

На Кубе в 1990 году в одной церкви на протяжении долгого времени еженедельные собрания не превышали ста человек. Но в очень короткий срок число людей увеличилось до 7 000, для которых стали проводить 12 служений в день. Люди занимали очередь на молитву с 2 часов ночи и однажды даже сломали двери церкви, стремясь попасть на молитвенное собрание.

На просьбу объяснить этот феномен кубинские христиане говорят: "Это стало возможным потому, что мы заплатили цену. Мы страдали за Евангелие и много-много лет молились".

В Индии 25 лет работала группа, известная под названием Заокеанское Миссионерское Общество.

Когда служители, работавшие там, увидели, что за все эти годы появилось лишь 25 церквей, насчитывающих в общей сложности 2 000 верующих, они решили принять новую стратегию. Они собрали 1 000 человек, посвятивших себя молитве за пробуждение в Индии. Даже 15-минутная молитва в день принесла свой плод: число церквей увеличилось за два года до 550 с количеством членов до 73 000.

Будем ли мы молиться, платя цену?

Сегодня наше общество подвергается давлению с разных сторон: от нас требуется больше работать, становиться умнее, производить результаты или же отойти в сторону. Церковь во многих западных странах находится в опасности переноса подобного образа мышления в свою среду, забывая о том, что успех народа Божьего приходит "не воинством и не силою, но Божьим Духом Святым" (Зах. 4:6).

Много лет назад Р.А.Торрей сказал: "Мы живем во время, характеризуемое увеличением человеческих машин и уменьшением Божьей силы. Великий призыв сегодняшнего дня - работа, работа, работа! Организация, организация, организация! Дайте нам новое общество! Расскажите нам о новых методах! Изобретайте новые машины! Но самая великая нужда наших дней - это молитва, увеличение ее количества и качества".

Друзья, в церквах на западе сейчас имеется самое современное оборудование и оснащение для распространения Евангелия. Но все же оно распространяется сравнительно медленно во многих странах.

Если посмотреть на рост и миссию Церкви Христовой, создается впечатление, что, пока мир учился общаться с роботами на Марсе, мы забыли, как общаться с Господом на Земле. Если это так, то нам следует выбрать единственно правильный курс и подобно первым ученикам Христа обратиться ко Главе Церкви - Иисусу Христу - со словами: "Господи, научи нас молиться" (Лук. 11:1).

X