Пророчество - Рейхард Бонке

Рик Джойнер 15:55 -- 06.10.2003

(Из книги "Могущественные проявления")

Сегодня пророчество занимает ведущее место на харизматической сцене, оставляя далеко позади любое другое дарование Духа. А потому нам нужно рассмотреть это перед зеркалом Слова. У нас сложилась интересная ситуация. Пророчество - это тот дар, о котором Павел желал, чтобы все в Коринфе имели его. "Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать" (1Кор.14:1).

При этом он особенно думал о дарах, действующих в служении поклонения. Очевидно, пророчества, языки и истолкования будут даваться "на пользу" (1Кор.12:17), обычно, когда община собирается вместе.

Вся глава 14 из Первого послания к Коринфянам предполагает, что Павел рассуждал о дарах, проявляющихся во время собрания людей. Некоторые стихи подтверждают это. Например, "когда... войдет кто неверующий или незнающий" (ст.24); "Когда вы сходитесь... да будет к назиданию" (ст.26); "в церкви" (ст.28); "другому из сидящих" (ст.30); "во всех церквах у святых" (ст.33). Его великая идея состоит в назидании церкви, особенно дарами, связанными с речью. Он составляет дары вместе в нескольких списках, без особого порядка, но он всегда включает дар языков, который вместе с истолкованием принимает характер пророчества.

Мы снова должна обратить внимание на то, что точно говорит Павел: "Но каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости... иному пророчество" (1Кор.12:7,8,10). Мы не исказили бы того, что имел в виду Павел, если бы назвали это "словом пророчества".

Пророчество - это проявление, но опять же, мы должны аккуратно различать пророчество и его различные формы. Если мы ссылаемся на дар пророчества, мы должны точно знать, что это означает. В Первом послании к Коринфянам 12:10 говорится просто: "иному [дается] пророчество" . Существительное стоит в единственном числе. Это проявление Духа пророчества. Но это не составляет дар в прямом смысле - способность пророчествовать в любое время, когда тебе этого захочется, то есть давать пророчества по желанию. Такая сила не вручается. Это не чье-то личное определение кого-либо. Все "харизмы" все же находятся под контролем Духа. Но мы увидим, в каком смысле понимается дар пророчества.

У нас имеется полезная информация, что "духи пророческие послушны пророкам" (1Кор.14:32), но, конечно, мы можем пророчествовать лишь в подчинении Святому Духу. Тем не менее, нечто все же дается, и греческое слово "дидотай" использовано здесь, чтобы показать, что нечто дается, а именно: каждое выступление. Это даяние, впрочем, должно быть понято в смысле всего контекста Первого послания к Коринфянам, а не как полный дар в нашем общепринятом смысле.

Мы рассмотрим это таким образом: при всех дарах, связанных с речью, Божья воля и воля человека приходят в состояние гармонии. Все же пророчество - это не бойкое произнесение того, что придет нам в голову в любое время, как мы захотим, предваряя высказывание словами: "Я, Господь, говорю тебе". Также верно, что Господь вдохновляет смелого пророка, который выступает с верой и инициативой. Принцип здесь состоит в том, что пророк - слуга Божий, но Дух действует совместно с пророком. Дух поступает так, потому что люди ограничены временем и обстоятельствами.

Павел высоко оценивает пророчество в этих местах Писания. Он говорит, что мы должны все молиться, чтобы пророчествовать, и добавляет: "Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали" (1Кор.14:5). Церкви Иисуса - это пророческие организации. Они существуют по причине работы Святого Духа, Который есть "дух пророков". Вся церковная деятельность должна вестись Духом и в Духе. Дух пророчества должен характеризовать всякую церковь и ее собрания. Это не означает, что должно быть постоянное видимое проявление, но пророческий дух должен затрагивать сердца всех, для кого это необходимо. Богослов Джеймс Данн решительно сказал об этом: "Без пророчества община не может существовать как Тело Христово - это означает, что Господь покинул его".

Ложное

Тема пророчества древняя и разнообразная. Пророчество требуется для различения и осуждения. Истинное и ложное не всегда легко распознать. Это было задолго до начала христианской эры. Это было, естественно, так в апостольские времена, и так было и с тех пор. Всегда была тенденция делать великое дело пророчества банальным, и некоторые всегда его презирали. Люди слушали Иезекии-ля, словно он пел перед ними приятную жалобную песню. Даже апостолы проявляли некую нерешительность, настаивая на доказательстве, что пророчества подлинны. "Не угашайте Духа, не презирайте пророчеств, но испытывайте все вещи, держитесь хорошего, воздерживайтесь от всякого вида зла" (1Фес.5:19-21, дословный перевод).

Это - большая претензия говорить, что некто высказывается от имени Господа. Нам не следует верить этому лишь потому, что кто-то претендует на это. Мы должны проверять личность всех, кто, якобы, является пророком, и даже после этого проверять их пророчества. Некритичное слушание не одобряется Писанием. Иисус сказал: "Итак наблюдайте, как вы слушаете" (Лук.8:18).

Человеческая природа одобряет то, что ей нравится слышать: "говорите нам лестное" (Ис.30:10), как в последние дни иудейских царей, чьи придворные пророки всегда давали оптимистические (но ошибочные) предсказания. Случалось, что христианские сообщества принимали пророчества просто потому, что те подтверждали их теологические или организационные догмы. То есть пророчества не обсуждаются, но предубежденно судятся. Честное исследование Писания - единственный путь. Мы не должны игнорировать простое правило: "при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей, состоится дело" (Втор.19:15). Пророчество ложно использовалось, чтобы заглушить мнение инакомыслящих, как, например, Иеремия был посажен в яму за несогласие с остальными так называемыми "пророками". Мы не можем проверить пророчество голосованием или преобладающим мнением. Vox populi редко бывает vox Dei. (Голос народа редко бывает голосом Бога.)

Многовековая история бедствий служит примером и подтверждает предупреждения Христа и апостолов относиться с осторожностью к пророческим высказываниям. Мы всегда должны проверять их Словом Божьим. Мы всегда несем ответственность за то, что мы делаем, даже если мы слушаемся чьего-либо пророчества. Ева обнаружила, тот факт, что ее обманули, не исправляет ситуации. Результаты ложного пророчества бумерангом возвращаются к обманщику.

Предсказатели обходили ранние церкви. Многие верующие были неграмотными, церкви были молодые, и было мало христианской литературы или опыта, чтобы наставлять их. Обучение было необходимо, и пророков хорошо принимали. Они приходили, представляя свое собственное откровение, и не удивительно, что им очень доверяли. Ибо те рассеянные группы первых верующих нуждались в наставлении, а у нищих нет выбора.

Все апостолы сталкивались с этой проблемой, включая Иоанна. Он предложил один тест - если пророки не учат, что Христос пришел во плоти, то их не следует принимать или оказывать им почтение (см. 1Иоан.4:1-3). Это особенное правило было необходимо в тех условиях, поскольку стала распространяться идея, что Бог никогда не мог бы унизиться до распятия; только призрачный Христос мог быть распят, но не Бог. Он только казался реальным. Это учение называлось "докетизм".

/Докетизм - гностическое учение, распространенное в ранней христианской церкви, одним из постулатов которого является утверждение, что тело Иисуса не было полноценным человеческим телом и потому Иисус не чувствовал физической боли../

Это была одна из ошибок, носимых ветрами преобладающих религиозных учений. Есть признаки, что это учение поразило коринфян, чьи претензии на "духовность" означали, что они якобы познали более глубокие уровни жизни, веруя даже, что их плоть стала иной, что они уже прошли через воскресение. Павел отвечает на этот опасный вздор в главе 15, говоря о воскресении тела. Учения, подобные этому, распространяемые через якобы пророчества, доставляли много беспокойства апостольским лидерам.

Даже во времена Моисея нужны были тесты (Втор.13). Иеремия также особенно противостоял лжепророкам. Хотя пророки Израиля были уникальными, во всех нациях были пророки или скорее прорицатели - те, о которых говорили, что у них есть откровения, как то: оракулы в Дельфах, Додоне и Делосе, а также хранители "Книг Свиллиных". В храмах того или иного бога были женщины, сидящие на треножниках, которые якобы общались с божествами. Они часто бормотали в оккультном трансе или экстазе. Священники говорили, что они умеют истолковывать обычно двусмысленные пророчества.

Пример того есть в Третьей книге Царств 22:15. Царь просил Михея пророчествовать об идее напасть на Сирию. Сначала он ответил царю так, как хотел услышать царь, но это было двусмысленным: "Иди, будет успех, Господь предаст его в руку царя" . Царь Ахав думал, что в его руку, а на деле он был предан в руку царя Сирийского.

Пророки были весьма общим явлением. Школы пророков были важным элементом в Израиле; несомненно, мы обязаны им многим из того, что было сохранено и записано в Писании. Но после Вавилонского изгнания (за 590 лет до н. э.) роль пророка стала подозрительной. Пророки, "говорившие приятные вещи", допустили падение Израиля, а результатом была абсолютная национальная катастрофа (Зах.1:13). Никто не хотел, "надевать на себя власяницы, одежду пророков, чтобы обманывать", как Захария сказал после рассеяния евреев (13:4,4). Они "стыдились" принимать одеяние пророков. Призвание Иоанна Крестителя было таким сильным, что он даже носил типичную пророческую одежду.

Оскорбление духовных даров было огромным бедствием для Церкви. Если то, что мы читаем о монтанистах из II века - правда (хотя мы имеем лишь свидетельства их врагов), то они имели безответственные претензии на высказывание от имени Святого Духа и провозглашали ложные пророчества о Царствии Божьем, создающемся во Фригии. Это привело к церковной традиции неодобрительно относиться к духовным проявлениям и откровениям. Это рассматривалось как фанатический "энтузиазм". Видимо, это было одним из самых печальных и разрушающих Церковь решений за все время ее существования. Епископы, конечно, боялись, что если Дух будет говорить через мирян, то их авторитет может быть подорван. Возможно, крайности монанистов давали им оправдание, в котором они нуждались, чтобы пресекать всякое духовное проявление.

История знакомит нас с удивительным множествам псевдопророков и демонических учений, которые невероятно разрушали Церковь. Невозможно представить что-либо еще, к чему нужно относиться с большей осторожностью. Лжепророчества наполняли мир ошибками, нехристианскими сектами и ложными мировыми религиями. Сегодня пророческое служение сильно в Церкви, но строить на нем, как на основании, без постоянной проверки Словом Божьим, значит создавать, в лучшем случае, неустойчивую структуру. Только Слово Божье обеспечивает здоровое основание для того, что "есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины" (1Тим.З:15). Церковь, ведомая пророками, сойдет с пути рано или поздно. Принцип таков: "не должен ли народ обращаться к своему Богу?" (Ис.8:19). Ответ - "да", но "обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света" (ст.20).

"И когда скажут вам: "обращайтесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям" , тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу?" (Ис.8:19). Люди "спрашивают мертвых о живых"; почему бы им не обратиться к Богу? Длинная история самозванцев, шарлатанов, оккультистов, лидеров культов и лживых и заблуждающихся экстрасенсов не означает, что не может быть истинного божественного откровения. Напротив, это доказывает, что есть и настоящее; фальшивые монеты могут лишь копировать подлинные деньги. Дьявол не стал бы пренебрегать такой стратегией. Он с самого начала в Эдеме предложил поддельное пророчество, заставив Адама и Еву сомневаться в словах Бога. Он будет посылать своих собственных вдохновленных агентов, чтобы поколебать тех, кто слушает Слово Божье. Это те птицы, которые клюют семя сеятеля (см. Мат.13:4).

Реальное

Библия прорубает путь сквозь путаницу пророческих претензий и показывает нам реальное. Вся Библия - это пророчество. Она движется по направлению к кульминационному пункту.

Ветхий Завет состоит из трех секций, называемых: "Закон", "Пророки" и "Писания". "Пророки" включают исторические книги. Они являются частью откровения, разъясняющего окончательный замысел Божий. Намерения Бога были обозначены еще в Книге Бытие 1:27,28: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог". В Книге Бытие 3:15 Бог сказал змею, обманувшему Еву: "И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" . Это был взгляд далеко вперед, ко Христу и его окончательному триумфу.

Призыв Авраама указывал на далекие Божественные планы благословить все семьи на земле. Авраам "видел" день Христа и смотрел на вечный город Божий (Быт.12:1-3; Иоан.8:56; Евр.11:10). Все пророчества, включая дар, должны двигаться в одном и том же, самом важном направлении, чтобы сфокусировать надежды, веру; чтобы направить нас на реализацию вечного искупления и вечного Царства.

Нам надлежит знать, что пророчества могут быть тривиальными, даже если они произносятся возвышенным и драматическим языком. Они могут касаться побочных вопросов, не связанных с широкими интересами Царства и с тем, что предполагает сделать Бог. Пророчество, не рожденное в чреве Божьего плана искупления, лишено значимости. Оно по важности относится к категории хиромантии или гороскопов. Кто-то сказал: "Если пророчество не от Бога, то оно слишком поверхностно, чтобы его проверить, а если оно от Бога, оно не нуждается в проверке". Это испорченная логика. Мы должны знать, от Бога ли оно, это и есть проверка.

Пророчество - это проявление присутствия Божьего, и таким образом оно представляет слушающих перед Богом. Оно испытывает наше направление и побуждает нас двигаться только в соответствии с Его действиями.

Одно из самых точных описаний истинного пророка, фактически, идет от такой странной и чужой личности, как Валаам (Чис.24:4). Он говорит, что он - "слышащий слова Божий, который видит видения Всемогущего; падает; но открыты глаза его". "Видения Всемогущего" относятся к Божьему видению для человечества, и Валаам обнаружил, что не может ничего сказать, кроме того, что совпадает с Божьим будущим для Израиля.

Великая пророческая книга Нового Завета - это Книга Откровение. Она дает уникальную панораму грандиозной Божественной схемы, соединяющей вместе элементы из всех предыдущих пророчеств. Она начинается: "Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам своим, чему надлежит быть вскоре" (1:1). Если дух пророчества проходит через общую схему библейского откровения и через цели Бога в Евангелии, но не соотносится с Книгой Откровения ни в каком смысле, то такое пророчество не слишком весомо. Или оно от дьявола или, что более вероятно, от человеческого воображения.

Испытывать все вещи

Пророк, чьи слова сбываются, может быть более опасен, чем тот, чьи слова не сбываются. Проверка истинности пророка не в том, что его слова сбываются. Сатанинские силы могут организовать такое. Книга Второзакония 13: 1-5 предупреждает нас: "Если... пророк... представит тебе знамение или чудо, и сбудется то... и скажет [он] притом: "пойдем вслед богов иных..." то не слушай слов пророка сего... А пророка того или сновидца того должно предать смерти" . Свидетельство, что пророчество не истинно, становится очевидным, конечно, когда пророчество не сбывается. "И если скажешь в сердце твоем: "как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?" Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его" (Втор.18:21,22).

Даже настоящий человек Божий может говорить от своего собственного ума и ошибаться. Есть разница между лжепророком и тем, кто говорит "по дерзости своей". Лжепророк приносит ложное учение. Не сбывающееся пророчество просто показывает, что человек говорил от себя. Нафан говорил от своего ума, когда он сказал Давиду, что тот должен пойти и строить храм. Позднее ему пришлось исправить эту ошибку и принести Божий план Давиду (не строить). Исайя сказал Езекии, что тот умрет, но ему почти сразу пришлось вернуться с другим посланием, что Езекия будет жить. В нескольких местах Павел слышал пророчества, которые он не принял; эти пророчества не были безошибочными.

Существует такое понятие, как пророчество, соответствующее мере нашей веры. Когда Бог повелел мне изготовить крупнейшую в мире евангелизационную палатку на 34 тысячи посадочных мест, я встретился с братьями из моего совета, чтобы обсудить это. После дискуссии по этому поводу мы помолились вместе; один из присутствующих затем начал пророчествовать. Он начал: "Так говорит Господь: "тысячи будут спасены под этой крышей"". Затем он остановился и сказал нам: "Извините меня. Это не то, что сказал Святой Дух; у меня не хватило веры произнести это. Позвольте мне начать снова. Так говорит Господь: "Миллионы будут спасены под этой крышей"".

Как прав он был! Но это происходило не только под брезентовой крышей. Палатка должна была бы служить многие годы, и она вместила бы достаточно неверующих людей, чтобы в сумме это были миллионы обращенных. Но работа началась под той крышей и продолжалась под сводом славы Божьей, когда мы двигались по африканскому континенту. Там мы действительно стали свидетелями того, как миллионы драгоценных людей были спасены.

Есть пророки, которые наделяют себя особой властью, чтобы навязать остальным свои идеи. Они даже верят, что их собственное толкование Писания дано через откровение и не может быть оспорено. Один учитель утверждал: "Бог сообщил мне, что означает такое вот место в Писании", хотя его толкование было извращенным. Если мы должны испытывать все вещи, то мы не можем оставить без исследования подобные претензии на власть. Пророк должен смириться с тем, что его будут обсуждать другие люди. Собственного заявления пророка, что он говорит по слову Господа, не достаточно. Бог оставил власть церквам. Иисус велел нам остерегаться подобных догматиков.

Всякий, несущий "слово от Господа", должен осознавать, что это означает - это безоговорочная претензия, что говорящий - пророк в соответствии с Писанием. Такой человек должен быть действительно уверен, что Бог сказал это, прежде чем он заговорит. Человек, утверждающий, что он пророк, а на деле не являющимся таковым, - это мерзость в глазах Бога.

Механика пророчества

Некоторые пророчества даются от первого лица: "Я, Господь, истинно говорю тебе..." Это - сильная претензия. Иногда оказывается, что это говорил не Господь Бог, а лишь Джек или Мэри. Человек может говорить, что он "стоит перед советом Господа". Но следует осознавать, что делающий такие заявления претендует на исключительное отличие перед другими верующими. Мы все имеем Слово Божье, которое есть совет Господа, перед которым мы стоим. Даже рассматривая дары мудрости, знания и пророчества, Павел говорил коринфянам: "Но духовный судит о всем, а о нем никто судить не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов" (1Кор.2:15:16). И потому трудно оправдать ситуацию, когда один человек помещает себя на более высокий уровень, чем все верующие, "имеющие ум Христов".

Вот еще вопрос о языке пророчеств. Часто английский язык вдруг переходит в вариант языка трехсотлетней давности, который используется в Библии в переводе короля Джеймса. Фактически, этот язык становился устарелым, уже когда этот перевод Библии впервые появился. Это - традиция, проходящая сквозь десятилетия, особенно поддерживаемая теми людьми, которые сильны в переводе короля Джеймса. Но эта форма не должна отвлекать от значения того, что говорится. Причина, по которой пророчество часто подается в таком стиле, состоит в том, что оно фильтруется в нашем уме, а религия пришла к нам из Слова Божьего, написанного в форме времен королевы Елизаветы I. Это - лишь религиозная привычка оформленной манеры речи, которая часто слышна в молитве, что видно в "Англиканской книге общей молитвы". Важна картина, а не рамка.

Мы можем использовать разговорный язык, что, естетвенно, всегда имело место в библейские времена. Вот что нехорошо, так это "одевать" не сокровенные духовные клише в величественный литературный стиль в надежде, что это будет звучать как у Исайи "в полном полете", предваренное словами: "Я, Господь, истинно говорю тебе". Если наше слово от Святого Духа, нам не нужно пытаться "усиливать" его таким образом.

Ветхозаветный пророк и новозаветный пророк

Название "пророчество" относится ко всем видам вдохновленного кем-либо высказывания, даже ложного. Ветхозаветный пророк - это не то же самое, что новозаветный. Фактически, Христос сказал, что пророки пророчествовали лишь до Иоанна Крестителя, обозначая таким образом конец эпохи (Мат.11:11-13). Можно упомянуть некоторые отличия.

Дохристианский пророк был глашатаем для тех, у кого не было прямого контакта с Господом. То, что хотел сказать Господь, было открыто пророкам, а через них - Израилю и некоторым вне Израиля. Отдельные люди, как и весь народ, получали доступ к воле Божьей через пророка или священника с Уримом и Туммимом. Даже жители Едома могли бы иметь такой доступ (Ис.21:12).

Еврейские пророки были одиночками. Пятидесятник или харизмат, который пророчествует, не один, напротив, он часть пророческой группы - церкви. Они все знают Господа, и они ни в ком не нуждаются, кто стоял бы между ними и Богом. Они - люди Нового Завета, состоящие в новом общении, и они "знают Господа" (Евр.8). Никому не нужно спрашивать о Господе от чьего-либо имени.

Мы говорили в другом месте, что нет концепции более высоких или низких членов церкви, но все мы одно Тело со многими членами. Некоторые могут быть лидерами, и это дает им видное положение, но не превосходство. Те же, которых ведут, играют свои роли и не выглядят худшими в глазах Бога, но равными. Идея Нового Завета о различных членах Тела Христа всегда относится к функции, а не позиции. "Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием" (1Пет.5:5). Это применимо к пророку, как и к любому другому. Нет служения пророка, на которое верующий может быть официально назначен. Пророки не судятся по тому, посланы они людьми или нет.

Нет места посреднику между людьми и Святым Духом, когда все исполнены Духа и избраны, как "царственное священство" (1Пет.2:9). "Не называйтесь учителями" , - сказал Иисус. "Пасите Божье стадо... не господствуя над наследием Божиим" (1Пет.5:2,3). Нет иерархии, ибо все - слуги всех, а во Христе нет ни мужчины, ни женщины. Миряне не зависят от власти элиты, ибо у всех есть харизматические или апостольские силы. Пастор, не передающий полномочия, увидит, как ослабеют члены Тела Христова. Один деноминационный лидер заявил однажды, что только евангелисты с опытом должны евангелизировать. Но как человеку приобрести опыт, если он не евангелизирует?

Верующие в Новом Завете не нуждаются, чтобы их жизни направляла какая-то третья сила. "Ибо все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божий" (Рим.8:14). Это наша царственная привилегия и свобода. Принимать право переданной власти и передавать власть другим противоречит принципам Царства, и как раз идет в ногу с сегодняшней мирской системой. Иисус никогда не управлял решениями людей - ни Он, ни Его собственные ученики. Он дает нам свободу - чей бы совет мы ни принимали, и кому бы мы ни подчинялись - мы отвечаем сами за то, что делаем, по чьему-либо пророчеству, или без такового - не важно.

Пророки Израиля часто обращались ко всему народу. Новозаветный пророк так не делает. Фактически, еврейские пророки до Христа говорили к народу, как люди Божьи, а христианский пророк говорит к церкви, как к народу Божьему. Ни одна личность во времена Нового Завета, после Иоанна Крестителя не ходила, как Иеремия или Амос, с посланием, касающимся проблем целого народа. Во время царей Израилевых некоторые пророки, как, например, Нафан, были наделены своего рода официальным званием с целью наставления народа. Самуил и харизматические судьи вели себя как национальные лидеры, но ничего подобного нет в христианском распределении служений.

Голос Бога к народам приходит сегодня через все Тело Церкви. Кем был Исайя для Израиля, тем является Церковь для Германии, Великобритании или Америки. Существование Церкви, стиль ее жизни и принципы служения должны быть постоянным вызовом для жизни народов. Когда Церковь перестает приносить видение Бога в народ, то беда близка. И потому Церковь должна быть харизматической. Все, кто вел ранний Израиль, были харизматическими, вплоть до Соломона. Слабость Израиля после этого была в том, что у них была династия Давида, но не было харизматического помазания Давида.

Пророк в апостольской Церкви не был назначенным на это служение, как не были назначены апостолы, учителя, евангелисты или пасторы. Бог давал подобных людей Церкви, независимо от того, признавали их или нет. Люди могут назначать, но только Бог может наделять, и Бог мало обращает внимания на наш капризный выбор или голосование. Что должна делать всякая Церковь, изложено в Книге Деяний 13, а именно - отделять людей на работу, "к которой Бог призвал их" (ст.2). К сожалению, ревность, что Бог избрал или наделил человека даром, часто мешала этому призванию. Те, кто был лидером, порой закрывали двери перед теми, кого избрал Бог, как Саул противостоял Давиду. Если пророка нельзя назначить, то, по меньшей мере, его нужно признавать.

Пророк также должен быть известен. Это подразумевается в Первом послании к Коринфянам. Для неизвестного человека требовать к себе почтения и поклонения со стороны всех приглашенных - это не просто непорядочно, но выходит за все рамки. Есть люди, чьи имена остаются неизвестными для нас, но они пророчествуют по почте, в печатных изданиях и журналах. Пророчества приходят от организаций (может ли пророчествовать организация?), но пока читатели этих эмоциональных всплесков не узнают, кто эти пророки и каковы их рекомендации, этим пророчествам можно не придавать значения. Исайю мы знаем, Павла мы знаем, а кто эти?

Как приходит пророческое высказывание?

Самым существенным является чувство того, что Дух тянет или ведет нас в определенном направлении. Чувство пророческого духа, движущего нас, может прийти даже перед тем, как мы узнаем, в чем состоит "ноша Господня". Пророки получали призвание говорить, а позднее получали послание (Ис.6, Иер.1). Никто не может говорить с холодным сердцем. Кто-либо, говорящий на языках, может давать нам постоянное побуждение истолковывать. Некоторые предсказатели нуждаются в таком стимуле и никогда иначе не выступают. В таком случае их дар - истолкование языков.

Слово Бога может прийти к нам как постепенное нарастание ноши от Господа или как вспышка ослепительного света. Это может быть в форме слов в голове, это может быть мысль, важная картинка, видение, сон, внутреннее убеждение, импульс, но позднее это обязательно будет выражено словами. Иногда может казаться, что этот процесс мгновенен, - мысли и слова льются вместе импровизированным образом, словно не из человека.

Мы не можем "выработать" голос Бога внутри нас, также как не можем его придумать. Он приходит с небес. Это правда, но как и когда мы подаем его, - это целиком наша ответственность. Это может быть записано и прочитано тем, кому Бог скажет. Исайя и Иремия были пишущими пророками. Пророчество может быть изложено таким образом много лучше. Мы даже читаем, что Илия передавал пророчество в письме.

Лидер церкви или служения поставлен на то, чтобы поддерживать должный порядок, а также чтобы можно было быть уверенным, что не преподается ложное учение. Предоставлять возможность выступить на собрании практически для любого - это почти традиция во многих общинах, и тот риск, который за этим стоит, очень хорошо известен. Некоторые лидеры не могут осознать свою ответственность, и они позволяют происходить чему угодно. Некоторые ситуации требуют исправления по благодати Господа. В случае с пророчествами это по меньшей мере делается с помощью Писания. В крупных церквах становится необходимым проверять пророчества, которые могут быть даны заранее, или, наконец, рассматривать личность того, кто предсказывает. Это позволяет избежать превращения всей процедуры в хаос. Это - похвальная практика сегодня, что пророчества прежде представляются пастору в соответствии с советом апостола Павла: "Все испытывайте, хорошего держитесь" (1Фес.5:21). Затем эти пророчества могут быть даны в подходящий момент во время поклонения и, если необходимо, они доводятся до аудитории через звуковое оборудование. Иначе то, что происходит спонтанно, может привести к беспорядку.

Однако проявления дара иных языков носит спонтанный характер. Павел осознавал это, и предлагал правила для говорящих на языках, как и для пророчествующих. Он установил это таким образом, чтобы одновременно говорил только один выступающий и ограничил количество его выступлений в течение одного собрания двумя-тремя пророчествами. Он знал, как некоторые могут доминировать во время поклонения. Мы должны выделяться в проявлении Духа и использовать мудрость во всех вещах. Некоторые пасторы настаивают, что для того, чтобы говорить на иных языках, необходимо получить их разрешение. Это позволяет избежать всего, что выходит из-под контроля, но создает большой риск того, что дух пророчества может и вовсе угаснуть. Чтобы "не угасить Духа" (см. 1Фес.5:19), часто нужно много мудрости и любящего отношения.

Пророки и предсказатели

Мы должны различать пророков и тех, кто предсказывает. Так как язык в этой области беден, то это легче сказать, чем сделать. В Новом Завете нет необходимых критериев, чтобы помочь нам выявить различия между пророками и теми, кто предсказывает. По-видимому, те, кто часто пророчествуют, могут быть названы пророками. Павел называет всех пророчествующих "пророками" (1Кор.14:29, 32), но, похоже, даже в его мышлении существовала разница. Похоже, он относит тех, кто часто пророчествует, и тех, через кого проявлялись обычные знамения, обещанные в Книге Иоиля 2:28: "и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши" , в разные категории. И потому он спрашивает: "все ли пророки?" (1Кор.12:29). Мы читаем, что у Филиппа было четыре дочери, которые пророчествовали, но они не называются пророчицами, хотя это может всего лишь выражать то время, когда женщины были не так свободны, как сегодня.

Не только предсказателям, но и говорящим на иных языках, тем, кто исцеляет и творит чудеса, и другим верующим со служениями даров - всем им не дается специального названия. Пророчество от того, кто регулярно выступает, и от того, кто говорит от случая к случаю, - они одинаково ценны. Исцеление от возложения рук старейшины не означает, что у него есть дар даров исцелений, но является знамением Божьей любви и является исцелением от Самого Могучего Врачевателя в мире.

Бог не раздает титулов и медалей. Никто ничего не делает, кроме как Духом Святым. Какая же слава должна достаться человеку? Я имею столько же общего с теми исцелениями, что происходят на моих евангелизационных собраниях, сколько и электрический чайник имеет общего с атомным реактором. Церковь имеет все особенности, поскольку она имеет Святого Духа, но каждый член имеет свой собственный дар. Это - органическая и харизматическая работа, но Бог "разделяет каждому особо, как Ему угодно" (1Кор.12:11).

X