Понятие о даре пророчества - Грэм Кук

Грэм Кук 15:55 -- 06.10.2003

(из книги "Как развивать свое пророческое дарование")

Дар пророчества есть дар Святого Духа. Сами по себе люди этим даром не обладают. Святой Дух наделяет людей дарами по Своему собственному усмотрению. Пророческим даром может обладать любой верующий, при условии, что он рожден свыше, исполнен Святого Духа и восприимчив к Его влияниям.

Хотя пророчествовать может любой исполненный Духом христианин, этот факт еще не делает всех поголовно верующих пророками. Пророческая деятельность может протекать на различных уровнях - в зависимости от того, в какой степени человек владеет своим даром. Так, например, человек, находящийся на самом низшем уровне, способен выступать лишь с самыми простыми пророчествами, нацеленными на ободрение, назидание и утешение верующих. Для того чтобы, миновав все промежуточные уровни, суметь достичь статуса настоящего пророка, необходимо посвятить долгие годы своему обучению и развитию, одновременно набираясь опыта в практическом применении своего дара. В среднем, чтобы воспитать пророка, нужно потратить от пятнадцати до двадцати лет, в зависимости от того, какое обучение будет получать человек и кто окажется его наставником.

Мы служим замечательному Богу, Который находит удовольствие в том, чтобы открывать нам Свое сердце и объяснять нам Свои помыслы и намерения. Эти помыслы и намерения никогда не противоречат сказанному в Писании, которое пригодно для научения, увещевания, исправления и обличения верующих. Да, Библия есть собрание вдохновенных пророческих слов, ниспосланных ее авторам через Святого Духа, Который содействовал им в работе по ее написанию. Даже Закон поначалу был передан израильтянам в виде пророчества (2 Петра 1:21).

Дар пророчества и Писание

Возглавляя израильский народ в путешествии через пустыню, Моисей был вынужден вникать в жизненные проблемы и трудности более, чем миллиона человек. В каждом конкретном случае он должен был прибегать к молитве, дабы узнать мнение Господа по данному делу. Все это очень утомляло Моисея и весьма беспокоило и огорчало его тестя Иофора.

Заметив, что среди потока представляемых на рассмотрение Моисея дел многие вопросы и, соответственно, решения по ним, обладают определенным сходством, Иофор предложил следующий план. Все ранее возникавшие проблемы и способы их разрешения были записаны. На случай, если поднимутся сходные вопросы, Моисею следовало назначить себе заместителей, которые бы разбирали эти вопросы, опираясь на записи о ранее вынесенных пророком решениях. А Моисей тем временем мог бы сосредоточить свое внимание на совершенно новых делах, получая от Господа соответствующие указания и передавая их людям.

Таким образом, люди учились обращаться с уже данным в откровении и записанным Словом Божьим и, в то же время, принимали к сведению все новые указания, пророчески передаваемые через Моисея. Мы и сегодня придерживаемся такого же образа действий. У нас есть Писание, содержащее откровение Божье, и это дает нам возможность повиноваться указаниям Господа без долгих отлагательств. Это подчеркивает необходимость изучения Библии, чтобы каждый человек был в состоянии определить, на ее основании, волю Божью по отношению к себе.

Когда же мы сталкиваемся с ситуациями, относительно которых в Писании нет никаких ясных указаний, мы можем обратиться за помощью к человеку, обладающему даром пророчества. Пророк во всем будет верно следовать духу Писания; он приведет нас к ногам Иисуса и в то же время не будет пытаться овладеть нашей волей или побудить нас к неверным суждениям или поступкам.

Когда к пророку обращаются за помощью, он всегда должен сначала задуматься над важным вопросом: "Не поможет ли этому человеку более глубокое понимание Писания?" - в таком случае его следует направить к учителям Библии; или: "Может быть, этот человек действительно нуждается в пророческом слове, которое увеличит его веру и надежду на Бога и поможет ему справиться с препятствиями, возникшими на его пути?"

Писание проводит различие между пророческим и учительским служением. В нескольких случаях оно одновременно упоминает в качестве служебных даров дар пророческий, и дар учительский, ясно показывая, что пророк и учитель не есть одно и то же, но что цели их служения совпадают: помогать людям возрастать к духовной зрелости. Всегда есть потребность и в пророках, и в учителях, поэтому не следует одним из них отдавать предпочтение перед другими. Вопрос о том, обратиться нам к пророку или к учителю, решается не на основе наших предпочтений или предубеждений, а исходя из требований ситуации, в которой мы находимся. И тот и другой дар имеет свое назначение, и мы нуждаемся в обоих, если только желаем познавать Господа и Его пути.

Проще говоря, учителя помогают нам достичь полного понимания правил и законов, которые Бог установил относительно жизни верующих, духовного роста и т.п. Пророки же объясняют нам конкретные намерения и цели Бога относительно нас в конкретных ситуациях. Мы сможем лучше понять изложенное выше, если обратимся к таким понятиям, как ум и сердце.

Учителя показывают нам пути Божьего ума, а пророки открывают перед нами то, что лежит у Бога на сердце. Всегда важно помнить о том, что мы служим Великому Первосвященнику, Которого затрагивает все то, что затрагивает и нас. Бог мыслит и чувствует, как и мы.

Многие верующие справедливо обеспокоены тем, что чрезмерная зависимость от пророческих переживаний при недостаточном внимании к серьезному изучению Слова Божьего, которое способны предоставить хорошие учителя, может привести к ошибкам и злоупотреблениям. С другой стороны, существует реальная опасность (точно так же хорошо обоснованная), что служение Слова при отсутствии духа откровения, который вносит пророческое служение, может привести к бездушному и бесплодному формализму, хотя все сказанное и будет верно. Даже если речь идет о простом деле, использование пророческого дара требует понимания Божьего ума и сердца, а также того, как преподнести это людям. Сила воздействия слов пророка зависит от конкретной ситуации, жизненных обстоятельств, степени веры и понимания адресата пророчества, а также от умения, опыта, понимания самого пророка и от его взаимоотношений со Святым Духом.

Прочные, чистые, целенаправленные отношения с Богом в сочетании с молитвой, изучением Писания и размышлением над ним всегда сказываются более плодотворно, чем случайные и нерегулярные переживания в этих областях.

Дар пророчества может быть также направлен и на предсказание будущего. Он и сейчас используется в таких целях, но далеко не в полной мере. Книга Откровения - самый лучший пример именно такого применения пророческого дара. Эта книга является пророческой от первой до последней страницы, и в ней предсказываются события, которые затронут в будущем все человечество.

Пророчества могут изрекаться как в адрес отдельных личностей, так и в адрес больших групп людей, объединяя их в некое общее целое в глазах Бога. Многие, упоминающиеся в Библии, пророчества обращены к отдельным личностям. Среди них есть слова благословения, ободрения, увещевания, наставления, исправления и осуждения.

Подобные же пророчества высказывались и в адрес целых групп людей, племен, городов и народов.

Стратегия и тактика

Пророк может предоставить нам динамичное понимание ситуаций, не проясняемых с помощью Писания, помогая нам достичь такого осознания дел Божьих, которое не может быть достигнуто путем изучения Писания.

Библия дает нам общую картину. Она обрисовывает нам великие Божьи намерения и то, каким образом мы можем приобщиться к жизни в Духе. Но она не всегда указывает нам эффективные средства и способы для достижения этой цели.

+1 стр.14,15

Дар пророчества был в употреблении на протяжении всей истории церкви - в одни века более, в другие менее широко. Дар пророчества обычно приходит в упадок, когда церковные вожди незаконно присваивают себе власть и пытаются контролировать все, что говорится и делается в Теле Христовом.

Остерегайтесь ложных пророчеств

В наши дни мы с благодарностью наблюдаем возрождение пророческого дара и пророческого служения. К несчастью, истину всегда сопровождает ложь. Наряду с истинным пророческим служением в большом количестве встречаются различные злоупотребления этим даром и даже обман. Ясно, что нам необходимо уметь управлять этим даром, связанным с ним служением и тем воздействием, которое при этом оказывается на дело Божье.

На протяжении всей истории церкви нередко имели место случаи лжепророчеств, как и случаи появления ложных учений. Но надо сказать, что от лжеучений потерпело урон намного больше церквей, чем от лжепророчеств. К примеру, появившееся в 1970-е годы учение о подотчетности привело многих пастырей к излишне суровому обращению с паствой и к злоупотреблениям своей властью. В самом принципе подотчетности нет ничего плохого - но только если его соблюдение способствует славе Божьей, а не опирается на человеческие прихоти. Истинный смысл основанной на Библии подотчетности подвергся на практике искажениям, которые даже поощрялись. Оставили ли мы ныне этот принцип из страха перед злоупотреблениями? Или мы стараемся правильно его применять, способствуя тем самым славе Божьей?

В тех областях, где имелись злоупотребления, мы должны прилагать тем более значительные усилия для того, чтобы добиться каких-то положительных сдвигов. В противном случае наша церковная жизнь зайдет в тупик.

Людей, пострадавших из-за неверных пастырских советов, намного больше, чем тех, кто потерпел урон от ложных пророчеств. Тем не менее, пасторы обычно крайне редко считают себя обязанными отчитываться перед кем-либо за свою деятельность и умеют выйти сухими из воды в любой затруднительной ситуации. Да, бывают такие пасторы, которые не оставляют безнаказанной даже малейшую попытку оспорить их слова или действия. Если мы усомнимся в правильности какого-либо поступка такого пастора, для него это послужит сигналом того, что нас следует отлучить от церкви или наказать!

Одна из величайших проблем современной церкви сострит в том, что многие ее члены не соответствуют требованиям Царства Божьего. Спасение - это скорее длительный процесс, а не моментально совершающееся событие. Да, Святой Дух оказывает могущественное воздействие на многих людей и производит в их жизнях реальные и динамичные перемены. Однако, если за этим не последует серьезных пастырских наставлений и воспитательных мер, соединенных с основательным христианским обучением, тогда верующие не в состоянии будут воплотить в своей жизни евангельские идеалы.

Недостатки в проповеди Евангелия обусловили появление своеобразной разновидности христианства - когда люди приходят ко Христу, повстречавшись с какими-то трудностями в жизни, а не на основании потребности склониться перед Его владычеством.

Несмотря на все это, когда люди говорят о необходимости контроля и соблюдения принципа подотчетности в церкви, это неизбежно связывается в их представлении с пророческим служением. Верно, что пророк, ни перед кем не отчитывающийся за свою деятельность, легко может склониться ко всяческим злоупотреблениям. Но то же самое справедливо и в отношении пасторов, евангелистов и учителей, если они также ни перед кем не обязаны отчитываться за свое служение.

И это обстоятельство причинило церкви Иисуса Христа намного больше ущерба, чем любое нарушение пророческого устава.

Единственным ответом на злоупотребления в любой области церковной жизни должно быть не изъятие из обращения принципа, который обратили во зло, а правильное его применение. Истина всегда является наилучшей гарантией против любых отклонений.

Преодоление отрицательного подхода к пророческому дару

Не следует запрещать употребление пророческого дара на основании того, что это может быть опасно или может иметь какие-то отрицательные последствия. Мы должны использовать любую возможность, чтобы наши верующие упражнялись в правильном употреблении этого дара. К сожалению, многие церковные руководители больше озабочены тем, как избежать конфликтных ситуаций, чем благами, которые можно из них извлечь.

Намного легче сеять подозрение и страх в умах людей, чем попытаться уяснить суть проблемы. Подобное отношение к дару пророчества огорчает Святого Духа, и единственный приемлемый выход из такого положения - это покаяние и изменение своего образа действий.

Уже в самые ранние библейские времена бывали случаи ложных пророчеств и нам не следует удивляться, когда такое происходит в наши дни. Мы должны помнить, что наличие подделки всегда доказывает существование подлинника.

В наших сердцах должна преобладать жажда истины. Честность же вырабатывается тогда, когда мы с готовностью преодолеваем любые препятствия, чего бы нам это ни стоило, лишь бы только проводить свою жизнь в согласии с истиной. И мы должны не только знать истину; но сами быть ее олицетворением. Все церкви должны признать ту истину, что дар пророчества в наши дни действительно существует. Но обладание этим даром подразумевает и решимость справляться со всеми трудностями и осложнениями, которые могут возникнуть в процессе использования этого дара.

Церковь содержит в себе зародыш обширного пророческого служения. Необходимо приложить усилия, чтобы в нужное время это семя дало свои плоды. Скоро церкви предстоят муки рождения и одновременно - радость от восстановления пророческого служения по всему Телу Христову, радость, которая окупит все страдания, какие доведется вынести.

Данная книга предлагается в качестве руководства для достижения этой цели.

Возражения против применения дара пророчества

1. Место духовных даров теперь занимает Библия

Этот довод основан на том, что поскольку в Писании мы имеем полное откровение Божье, то в духовных дарах больше нет необходимости. Но интересно, что многие из тех, кто придерживается этой точки зрения, тем не менее молятся о чуде (то есть о даре) исцеления! Эти люди придерживаются взгляда, что с появлением "совершенного" (то есть Писания) дар пророчества был изъят. Использование пророчества, выступавшее в качестве средства донесения до людей частичного, неполного откровения в определенный момент времени, теперь, когда вся истина наличествует в Писании, стало излишним (1-е Коринфянам 13:8-10). Тем не менее это совершенное Слово, как и прежде, побуждает верующих:

ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать" (1-е Коринфянам 14:1)

Идея об изъятии духовных даров заслуженно перестала пользоваться доверием во многих христианских церквах. Она в корне противоречит многому из того, что Иисус говорил о Святом Духе и Его деятельности в евангелии от Иоанна, 14-16 главах.

Кроме того, эта идея полностью не согласуется с тем, что мы знаем о смерти, погребении и воскресении Христа, о вознесении Его к Отцу, а также о роли и деятельности Святого Духа в жизни церкви.

Идея об изъятии духовных даров на фоне общей картины христианского учения так же режет глаз, как режут ухо яростно-громкие звуки гонга, сыгранные не у места, на фоне в целом хорошо оркестрованной и мелодичной музыкальной пьесы. Эта, смущающая умы, оскорбительная идея не имеет и не может иметь никакой опоры в Писании.

Сказанное в 1-м Коринфянам 13:8-10 со всей очевидностью относится к концу нынешнего века, когда каждый верующий получит полное откровение о Боге. Ибо теперь (по сравнению с тем, что ждет нас впереди) мы видим как бы сквозь тусклое стекло; тогда же (когда придет назначенное время), когда мы лицом к лицу увидим Бога, - мы будем познаны до конца и поймем все.

Совершенно ясно, что здесь речь идет не об этой жизни, а о том грядущем времени, когда мы увидим Бога лицом к лицу, - "тогда"! Исходя из этого контекста, разбираемые стихи имеют следующий смысл: если мы и так все будем знать, то мы, разумеется, не будем более нуждаться в пророческом даре, который ныне действует рука об руку с нашей верой. Воцарится полное совершенство. С каким нетерпением я жду этого времени! У меня есть столько разных вопросов! Как это будет захватывающе: увидеть Бога лицом к лицу и все узнать!

На данном фоне учение об изъятии духовных даров выглядит прямым оскорблением Иисусу. Говоря о Святом Духе, Он ни разу не упоминал о том, что дары Духа будут лишь временным явлением, и что эти дары будут изъяты задолго до Его Второго Пришествия.

Святой Дух и Его благодатные дары являются постоянной принадлежностью церкви, дабы Невеста Христа всегда была готова и имела надлежащий вид. А также дабы проповедовать Евангелие, подтверждая проповедь последующими знамениями, даже до конца земли - и тогда прийдет конец. Столько еще работы не сделано! Сегодня мы нуждаемся в Святом Духе более, чем когда-либо. Если же Святой Дух со всеми Его дарами, благодатью и силой был дан лишь одному поколению христиан, каким образом мы тогда выполним все то, что предназначил для нас Бог?

Встает интересный вопрос: когда же возникла эта идея об изъятии духовных даров? Почему ни в одном из ранних христианских писаний нет о ней упоминаний? Я склоняюсь к мысли, что в какой-то момент весь христианский мир внезапно ощутил, что "небеса сделались медью". Как же это случилось? Могло ли быть так, что дары оказались внезапно изъяты в полдень 20 апреля 85 г. Р.Х.? В 11.55 утра мы еще могли получить исцеление или стать свидетелями чуда. Но в 12.01 пополудни уже все кончено: мы не в состоянии делать то, что делали раньше, Небеса затворились! Забудьте об исцелениях, о духовной цельности и полноте, теперь нам предстоит вступить в борьбу. Только что дар исцеления служил знамением Божьей силы и выражением Божьей любви к миру через Христа - и в следующий момент его применение уже запрещено.

В день Пятидесятницы Петр сказал следующее:

(вы) получите дар Святого Духа; ибо вам принадлежит обетование (этого дара) и детям вашим и всем дальним (то есть удаленным от Бога во времени и пространстве!)..."

Но самая важная мысль содержится в заключительных словах этого замечательного заявления:

кого ни призовет (сколь бы много их ни было!) Господь Бог наш" (Деяния 2:39)

Эти слова были сказаны, и это обетование было дано на фоне мощного излияния Духа. Это было произнесено на фоне говорения на языках и их истолкования. Это было сказано на фоне могущественных действий на земле сверхъестественных сил, вследствие чего в людях вспыхнула невиданная жажда Бога. Это было сказано на фоне деятельности Святого Духа, глубоко всколыхнувшей всю столицу и весь еврейский мир. Это было сказано на фоне происходящего в обществе переворота, имевшего огромные последствия для всей земли. И вот на фоне всего этого Петр обратился с пророческой речью к собравшимся людям, по большей части неверующим во Христа, бывшим свидетелями чуда. Он напомнил им их прошлую историю, а затем преподал им истину об Иисусе и пророчески предвозвестил то, что случится в будущем.

2. Чрезмерный упор на дары препятствует эффективной проповеди Евангелия

Данный аргумент основывается на том, что мы должны избавляться от всего, что может отвлечь нас от нашей главной цели - проповеди Евангелия. Нельзя отрицать, что многие церкви действительно превратились в своеобразные клубы по интересам, где верующие занимаются почти только тем, что бесконечно практикуют друг на друге свои дары. Многие стремятся к переживаниям Святого Духа ради личного удовольствия и самовозбуждения. Широкая распространенность случаев подобного незрелого, в духовном отношении, поведения обусловлена тем, что многие христиане имеют чрезвычайно скудные представления о духовных вещах.

Мы здесь не только для того, чтобы созидать церковь, но и для того, чтобы проповедовать Евангелие Царствия. Церковь произрастает из Царства, а не наоборот. Осознав это, мы должны отложить в сторону все остальное, чтобы искать Царства - и тогда мы станем свидетелями настоящего духовного возрождения, воистину служащего к славе Божьей.

Когда мы поймем, что все, что мы знаем и имеем, должно быть направлено на созидание Царства, тогда все проблемы, связанные с церковью, с руководством в ней, с христианским образом жизни, с пастырской и учительской деятельностью, с дарами Духа и т. п., предстанут перед нами в совершенном свете. Когда же это произойдет, мы испытаем духовное возрождение.

Я верю в то, что проповедь Евангелия должно сопровождать пророческое служение; я верю в то, что к неверующим следует обращаться со словом знания; я верю в то, что все люди могут получать помощь через дар исцеления; я верю в то, что Бог, посредством пророческого служения, открывает Свое сердце всем народам земли. Я с радостью наблюдал, как многие нехристиане откликались на пророческое слово и вступали на путь, ведущий к Царству. Сверхъестественные проявления Святого Духа в виде Его даров благодати могут оказать на людей, с трудом поддающихся евангелизации, такое воздействие, какое не сможет произвести ни одна проповедь. Павел говорил, что его проповедь заключалась не только в слове, но и в проявлениях Духа Святого.

Дело в том, что духовные дары привлекают внимание людей, способствуя тому, что и словесная проповедь производит на них потом намного более сильное и живое впечатление. Я много раз пророчествовал перед неверующими и нередко был затем свидетелем их последующего обращения к вере. Одна женщина после семейной ссоры в течение четырех лет не видела своей дочери. Решив однажды пойти в церковь, где мне как раз случилось выступать, она была совершенно потрясена, когда я пророчески предрек ей не только то, что с ее дочерью все в порядке, но и то, что через четыре дня она ее увидит, и все их разногласия будут улажены. Услышав все это, она была удивлена (так как в той церкви ее никто не знал). Но еще больше она удивилась, когда мои слова исполнились - и в точно указанный срок. Вот что сказала мне эта женщина:

"Словно Небо открылось передо мной, и я ясно ощутила, что I Бог есть, и Он меня знает, а я Его - нет. И это знание того, что Он проявляет интерес и заботу по отношению к моей семье, пробудило во мне самой желание узнать Его".

3. Разве плоды Духа не более важны, чем дары?

Среди членов церкви есть немало верующих, наделенных духовными дарами и, в то же время, обладающих тяжелым, неприятным характером. Но верно также и то, что есть много прекрасных христиан, в жизни которых не наблюдается никаких явных проявлений Духа. На своем месте хорошо и то, и другое.

Хотя несомненно верно, что обладание дарами при отсутствии плодов не приносит пользы (1-е Коринфянам 13:1,2), верно также и то, что успешная проповедь Евангелия невозможна без участия силы Божьей (Римлянам 1:16). Проповеданное Слово должно подтверждаться последующими знамениями. Людей к Иисусу привлекала как сама Его личность, так и творимые Им чудеса.

Обучая людей в своих школах пророческого служения, я неоднократно наблюдал, как, продвигаясь в умении владеть своим пророческим даром, они одновременно совершенствова-лись в любви. Бог общается со Своим народом через посредство тех, кто обладает даром пророчества. Своими замечательными личными качествами Бог Отец далеко превосходит самых лучших из людей. Он полон величайшего мира, покоя и благодати. Его любовь постоянна и беспредельна. Его милосердие, сострадание и долготерпение не поддаются описанию. Он медлен на гнев, скор на благословения и изобилует любящей добротой. Приобщение к этим истинам не может пройти бесследно как для самих пророчествующих, так и для их слушателей.

Плоды Духа не более важны, чем дары. Мы не должны позволять сатане подталкивать нас к выбору, которого Святой Дух нас делать не просит. В нравственных вопросах первенство всегда должно принадлежать плодам. Когда человек духовно развивается, он возрастает одновременно и в плодах и в дарах. Но плоды не будут возрастать должным образом в безвоздушном пространстве. Мы стремимся иметь всю полноту Божью, что подразумевает обладание как плодами, так и дарами Духа. Эту мысль нам следует настойчиво провозглашать со всех трибун.

4. Дары Духа опасны

Я надеюсь, что это так! Они опасны для всего мирского, они угрожают благополучию бесовских сил, а также всяким проявлениям равнодушия и безразличия.

Обладающий пророческим даром критикует, поощряет, побуждает к действию. При свете пророческого слова мы пересматриваем свои отношения с Богом, свой образ жизни и свои взгляды на истину.

Истина опасна. Библия говорит, что Слово Божье подобно обоюдоострому мечу и посему требует осторожного обращения. Не перестанем же мы пользоваться Писанием из-за того, что можем чувствительно порезаться?

Можем ли мы позволить себе игнорировать какое-либо явление потому, что находим его опасным? Самое опасное для церкви - это равнодушие, но я знаю многие церкви, в которых ровно ничего не делают, чтобы избежать его тисков. Неверие - это опасная раковая опухоль, но во всем мире им уже поражены миллионы людей.

Следует ли нам перестать проповедовать или учить, если мы впали в какой-то грех? Ни в коем случае! Что мы должны делать - так это сообща трудиться, защищая истину и провозглашая Слово Божье. Пророчествующие должны учить людей тому, как совершать любое христианское служение под непосредственным руководством Духа. Помазание Божье дарует безопасность.

X