Упражнения для голоса

20:17 -- 11.07.2015

Упражнение для голоса №1

Это упражнение для голоса является одним из самых важных. Встаньте прямо, опираясь на обе ноги. Расправьте плечи. Сложите руки замком и положите их на то самое место, которое очерчено овалом на картинках. Выдохните воздух. Подтяните низ живота (не вдыхая и не выдыхая), причем если не можете это сделать косыми мышцами, то для начала можете помочь себе руками. Теперь сделайте короткий вдох носом (при этом рот должен быть открыт, т.к. при коротком вдохе Вы просто не успеете вдохнуть носом необходимое количество воздуха. Поэтому через рот Вы добираете то, чего не хватает). Одновременно с вдохом Вы отбрасываете вниз подтянутую часть живота. Теперь сжав губы, Вы делаете вид, что с силой продуваете игольное ушко с напрочь застрявшей там соринкой, при этом медленно с силой через сжатые губы выдыхаете воздух, подворачивая (для начала можно с помощью рук) нижнюю часть живота. Делаете это, как можно дольше. Когда воздух закончиться, у Вас нижняя часть живота уже подтянута и готова к следующему вдоху. Что Вы и делаете. Уже при исполнении этого упражнения Вы должны понять, что такое «парадоксальное дыхание». Представьте себе, что Ваша грудная клетка и живот – это большой воздушный шарик, с перегородкой (диафрагмой) посредине. Теперь вдохните, как сказано в упражнении и, не выдыхая, просто понажимайте руками, сложенными в замок на нижнюю часть живота. При этом вся верхняя область «шарика» раздвигается - т.е. раздвигаются ребра. То же самое должно происходить при выполнении упражнения. Вы выдыхаете (как сказано в упражнении) воздух, а ребра при этом не опадают, а раздвигаются. Задвигается (как поршень) только низ живота. Для чего это нужно?

На картинке схематично показано, как выглядят ваши легкие. Между ними расположен воздушный столб, изменяя давление которого, Вы можете регулировать давление под голосовыми связками. Чем более совершенно Вы это умеете это делать, тем меньше у Вас проблем с вокалом. При том типе дыхания, который я Вам предлагаю, подсвязочное давление воздуха регулируется работой косых мышц, которые, подворачивая нижнюю часть живота, увеличивают давление под диафрагмой, заставляя ее, вдавливаясь, увеличивать давление внутри грудной клетки. При этом ребра раздвигаются, кислород продолжает, циркулируя по легким, усваиваться, позволяя вам петь на одном дыхании очень большие фразы. Когда и сколько делать это упражнение? 

Вы помните, что читаете БИБЛИЮ. Теперь представьте, что Вы грешник (грешница), которым нужно вымолить утраченное благословение господне, а упражнение – это молитва «Отче наш». Я вижу, вы уже все поняли. Да, делать его нужно при каждом представившемся случае. Проснувшись и засыпая в постели. Стоя в общественном транспорте (все равно нечем заняться, не книжкой же зрение портить). Ну, в общем, везде. Категорически нельзя его делать сидя, т.к. необходимые для его выполнения мышцы попросту зажаты. Это упражнение делается без голоса, поэтому не нанесет никакого вреда вашим голосовым связкам. Делать его нужно на протяжении всех двух лет, в течение которых я обещал Вам становление Вашего голоса. Не рекомендую Вам переходить ко второму упражнению, пока Вы не почувствуете, что у Вас легко (и, конечно, без помощи рук) получается первое. Обычно (при интенсивных занятиях) это получается через 1,5 – 3 месяца. Если Вы занимаетесь от случая к случаю, то это означает, что Вы явно не подходите для серьезных занятий вокалом, и Вам следует заняться чем-нибудь менее трудоемким. Или найти себе соответствующего Вам педагога, который открыл секретный способ, как стать Шаляпиным, ничего не делая. Таких сейчас хватает. Итак, будем считать, что «парадоксальное дыхание» Вы в первом приближении уже освоили. Теперь наша задача соединить это дыхание собственно со звуком. Начнем с мычания. Мычать будем следующее упражнение: 

Упражнение для голоса №2

При этом, каждый раз, когда звук идет наверх, живот подтягивается, а когда вниз опускается.

Упражнение для вокала необходимое, но сразу оговорюсь, что для пения это не совсем правильно. Дело в том, что при пении на протяжении всего звукоизвлечения живот должен подтягиваться. Но на практике это не всегда могут сделать и «готовые» певцы. В дальнейшем мы будем заниматься упражнением, которое будет приучать нас, спускаясь сверху вниз, не снимать с дыхания, но сейчас слишком рано. Поэтому мы начнем с того, что я предложил. Тем более, что это позволяет скоординировать высоту звука с подсвязочным давлением и наглядно позволяет увидеть, что ноты можно и нужно брать не напряжением каких-либо горловых мышц, а исключительно изменением подсвязочного давления, т.е. с помощью тех самых косых мышц, которые мы с Вами так усердно тренировали. Итак, продолжаем делать второе упражнение, постепенно по полутонам поднимаясь, все выше и выше. Горло при этом должно быть абсолютно расслаблено, язык - лежать, касаясь нижних зубов, рот закрыт, но зубы не сжаты. Верхние ноты вы буквально выдуваете воздухом. Всё? Выше не можете? Значит упражнение закончено. Повторять ежедневно во время распевки один раз на всем диапазоне. 

Упражнение для голоса №3

Сейчас мы узнаем, какой стал у Вас диапазон, благодаря Вашим усердным занятиям дыхательными упражнениями.

На стаккато Вы пропеваете следующее упражнение, постепенно поднимаясь по полутонам все выше и выше. Причем чем выше вы начинаете петь упражнение, тем более легким звуком старайтесь это делать. Вообще, для начала, постарайтесь только чуть-чуть касаться звука, как бы делая упражнение одним воздухом. На этом упражнении вы должны в полной мере ощутить, что ноты Вы берете только низом живота и ничем другим. Грудная клетка буквально подпрыгивает на каждой ноте. Что такое? Вам говорили, что у Вас меццо, а Вы взяли соль третьей октавы? Не расстраивайтесь. Если у Вас действительно меццо, то при таком диапазоне Вы просто обладательница уникального голоса. Но, скорее всего, Вы - обладательница лирического или лирико-колоратурного сопрано, а меццо Вам определили только потому, что Вы не могли взять ничего выше соль второй октавы. У меня почему-то очень часто получается, что приходит ко мне певица, считающая себя драм-сопрано, но освоив дыхание и приобретя половину третьей октавы, оказывается лирическим или лирико-колоратурным сопрано. Упражнение 3 делайте столько же, сколько второе, и тоже ежедневно. Это не значит, что заниматься нужно «без выходных». Раз в неделю Вы имеете право на отдых, по-моему, это даже записано в конституции (хотя может, я и ошибаюсь), но в БИБЛИИ точно есть. Если Вы легко и вольготно чувствуете себя в третьем упражнении, то можете постоять (с полчасика) на верхней ноте, чтобы убедиться, что Вы можете брать её не только на стаккато.

Во время исполнения третьего упражнения для голоса следите за тем, чтобы у вас работал низ живота, а не отклячивалась нижняя челюсть. В идеале, если вы безукоризненно владеете дыханием, рот может быть приоткрыт совсем чуть-чуть, но Вы все равно будете брать самые верхние для Вашего типа голоса ноты. И наоборот, если у Вас на верхних нотах рот открывается так, как будто Вы хотите проглотить всех и вся, это означает, что вы не научились правильно помогать себе дыханием, и часть нагрузки ложиться на мышцы горла и корень языка. Это очень плохо, так как в принципе уводит вас от правильного вокала. Более того, если вы берете высокую  ноту за счет того, что опуская корень языка, растягиваете связки, уменьшая щель между ними – это чревато серьезными последствиями. Т. к. связки – это мышечные волокна, и если одно из них порвется – оно сворачивается в узелок, который, оказавшись между голосовыми связками, лишит вас даже разговорного голоса. И хотя можно вырезать этот узел, вероятность стать профессионально непригодным очень высока. Хотя, насколько мне известно, некоторые из наших эстрадных певцов делали эту операцию неоднократно и продолжают успешно сипеть и хрипеть со всех экранов ТВ.

Один мой ученик (тенор) с очень красивым голосом до наших занятий через раз «петушил» на си-бемоле. Он уже учился 3 года в консерватории, и неправильные навыки были в него крепко вбиты. Пришлось заставлять петь его, глядя на себя в зеркало, чтобы справиться с рефлексом «разевания рта». Когда он перестал это делать, он не смог больше себе помогать мышцами гортани и нагрузка перешла на косые мышцы. Сегодня он может практически любую ноту доступную тенорам (и до, и ре и ре диез включительно) взять, филировать и, наоборот,  перейти на форте, причем без какого-либо видимого со стороны напряжения. И вообще, чувствует себя в верхнем регистре, как рыба в воде.

На что еще хочу обратить Ваше внимание при выполнении всех трех упражнений? Живот ни в коем случае не должен быть зажат как каменный. Он должен быть мягкий и упругий, послушный Вашим командам. Та часть, которую называют «солнечное сплетение», при выдохе должна не проваливаться, а наоборот, подаваться наружу. Об этом вы, кстати, можете прочитать у Барры, который писал, что умение на верхней ноте подать подложечную часть из себя - это умение взять верхнюю ноту (не гарантирую, что высказывание дословно, но смысл такой). Об этом же пишет и Шаляпин, когда вспоминает, как Усатов больно тыкал его пальцем в солнечное сплетение, приговаривая, - «Не снимай с дыхания!» Вообще-то профессиональные певцы всех обманывают. Они набирают воздух помимо легких еще и опуская диафрагму – т.е. в низ живота. А потом, вместо того, чтобы выдыхать его из легких, они начинают подворачивать низ живота. Диафрагма поднимается и воздух (дополнительный) закачивается в легкие (грудная клетка еще расширяется – т.е. певец, выдыхая, как бы продолжает вдыхать, ведь дополнительный воздух циркулирует по легким и усваивается. Это и есть ПАРАДОКСАЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ.

 

X