Настройка малого барабана

2015
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Настройка малого барабана не отличается от настройки любого другого, она усложнена подбором обечайки и пружин подструнника. Давайте, перед тем как вести разговор о подборе пластиков, начнем с тембра обечайки, чтобы лучше понять присущие ему ограничения и преимущества.

Малый барабан, вкратце об обечайках

  1. Желтая медь: очень жесткий режущий звук, весьма богатый сочными обертонами.
  2. Сталь: ступенькой выше в сторону яркости, с очень выраженным звоном и распределенным звуком. Звук затухает дольше, чем у медного.
  3. Алюминий: чистый, открытый звук, с яркими жесткими обертонами. Невероятно громкие римшоты.
  4. Бронза: близкая родственница меди. Звучание по характеру напоминает деревянные обечайки, может звучать громко. Хороший многоцелевой барабан.
  5. Красная медь: по звучанию — близкая родственница алюминия, только несколько теплее.
  6. Все чеканное: общие характеристики те же, что и у исходного материала, только несколько меньше резонанс.
  7. Толщина металла: обечайки миллиметровой толщины хуже резонируют в низкой и средней части спектра, чем более толстые, от 3 мм и толще.
  8. Литые обечайки: очень громкие, с мощным резонансом, за счет использования специальных сплавов, идущих на изготовление тарелок.
  9. Деревянные обечайки: смотри подраздел "Конструктивные особенности" в разделе "Томы". Все то же самое.
  10. Меньше диаметр — выше строй.
  11. Более высокая обечайка дает звук мощнее, резонанс больше, послезвучание длиннее.
  12. У короткой обечайки звучание более артикулированное, мощь меньше, за счет сокращения резонирующей площади.
  13. Место для подструнника: небольшое углубление в крае обечайки с резонансной стороны, чтобы пружины подструнника плотнее прилегали к пластику.
  14. Углы обечайки, меньшие, чем 45, не значит плохие. Просто они дают другое звучание, обычно с уменьшением угла резонанс уменьшается, а звук становится темнее. На березовых обечайках популярен угол в 35?. Звучание становится ярче, если радиус гребня обечайки меньше (острее), и темнее, если радиус больше (может быть желателен на томах и бочке).

Малый барабан — пластики для ударной стороны

Покрытия и типы материалов — те же, что и в разделе "Пластики для томов — ударная сторона". У пластиков для малого барабана много общего с пластиками для томов, но есть и существенно отличающиеся серии EVANS Genera Snare или Genera Dry с отверстиями.

  1. Однослойные, тонкие, малой массы, например, REMO Diplomat, Renaissance, FiberSkyn FD (FD очень тонкие), EVANS Genera Concert Snare. Все они выпускаются с покрытием и очень подходят для очень артикулированной игры, очень чувствительные, ярко звучащие, с открытыми обертонами (FiberSkyn звучат теплее). Все не очень долговечны. Отдельно следует упомянуть EVANS Genera Concert Staccato Snare, которые звучат еще суше и артикулированнее, чем все остальные пластики "тонкой" группы.
  2. Однослойные, не демпфированные, без отверстий, средней массы, например, REMO Ambassador, Renaissance, FiberSkyn FA, или серии Aquarian Satin Texture Coated, Evans G1, UNO 58 1000. Ярче всего звучат UNO 58, теплее всего FiberSkyn. Универсальные пластики с подчеркнуто звучащими обертонами, хорошей артикуляцией, выносят битье от всех, кроме самых могучих барабанщиков. Aquarian с покрытием – самые долговечные. Особо следует упомянуть Evans PowerCenter. Имеют все преимущества однослойных пластиков, но в центре – тонкое перфорированное усиление диаметром 5". Усиление не отваливается при высокой настройке и самом свирепом обращении. (Выпускаются только диаметром 14").
  3. Однослойные, демпфированные, тяжелые, например, серии REMO Emperor, Renaissance, PowerStroke, FiberSkyn F1, или Aquarian Studio-X, Evans Genera Batter. По сравнению с однослойными пластиками звук более мелодичный, обертоны при атаке слышны меньше, послезвучание минимально или отсутствует совсем. У барабана отчасти сохраняется звон.
  4. Однослойные, заглушенные, очень "сухие" или с отверстиями. Большая часть рынка здесь принадлежит Evans Genera Dry и UNO 58 1000 Dry. Атака короче и острее, обертонов почти нет совсем. Такие пластики требуют большого внимания при настройке, и обычно показывают звучание обечайки в среднем отрезке диапазона, одновременно ограничивая низкие частоты барабана.
  5. Двухслойные, заглушенные или износостойкие пластики, наподобие REMO PinStripe, Aquarian Performance II или Double Тhins, классические Evans G2, и все пластики с усилением ("Power Dot") в центре. Дают очень короткую атаку и очень короткое послезвучание.
  6. Самые высокодемпфированные, с масляным барьером, типа Evans Hydraulic. Эти пластики по определению имеют самое "тупое", "картонное" звучание. Собственного послезвучания практически не имеют.

Малый барабан — пластики для резонансной стороны

Естественно, что можно применить любой пластик, но правильнее было бы ставить специальный, помеченный "Snare Side". Если поставить любой другой, в результате получится, как если бы использовался тяжелый или толстый пластик: или подструнник не будет звучать, или возникнет дребезжание, или потеряется чувствительность, или все вместе.

  1. Тонкие пластики с большим резонансом: REMO Diplomat Snare Side, EVANS Genera Hazy 200. Очень хороши для улучшения ответа барабана, повышения чувствительности и щелчка, в то же время повышая артикуляцию тремоло и флажолетов.
  2. Пластики средней массы: REMO Ambassador, Renaissance, Aquarian Classic Clear Snare Side или EVANS Hazy 300. Послезвучание у них короче, чем у более тонких собратьев, типа REMO Diplomat или EVANS 200, звук более сфокусированный, менее яркий и артикулированный. EVANS Genera 300 и Genera Glass 300звучат суше, но сохраняют очень хороший ответ подструнника. Renaissance звучат теплее.
  3. Тяжелые резонансные пластики: REMO Emperor, EVANS 500 Hazy. Оба типа звучат очень сухо и неартикулированно. Прозрачные варианты ("Glass") звучат еще суше. Aquarian Hi-Performance Snare Side сделаны, чтобы противостоять износу, но отвечают, как пластики средней массы.

Подструнник — общие указания

  1. Важно, чтобы плоскость струн была параллельна плоскости резонансного пластика. Если барабанщик использует низкокачественный подструнник или пружины, то у такого подструнника место пайки или зажима струн может быть неровным, или с острыми выступами. Это может вызвать у барабанщика предубеждение против тонких резонансных пластиков, потому что подструнник плохого качества вызывает преждевременную порчу пластика. Как раз в данном случае обычно используют "тяжеловесные" пластики. Но вы можете попробовать пластики серии Aquarian Hi-Performance. За счет уникальной конструкции они защищены там, где нужно, но в то же время сохраняют ответ наподобие резонансных пластиков среднего веса.
  2. Следует обязательно обращать внимание на количество струн или пружин, их длину и материал. Можно приспособить к барабану какой-то другой подструнник, но в этом случае следует обратить внимание, точно ли он подходит по длине, и правильно ли крепится к защелке.
  3. Пружины из углеродистой стали звучат значительно ярче, чем из нержавейки с сердечником. Жилы или синтетика звучат значительно менее ярко.
  4. Меньшее количество витков на единицу длины струны равняется меньшей громкости и лучшей артикуляции (например кабельные подструнники).
  5. Чем шире подструнники, тем громче они звучат и теоретически настолько чувствительны, что избавиться от "симпатического" дребезжания (когда подструнник реагирует на посторонние звуки) будет очень затруднительно. Так что если вы устанавливаете широкий подструнник, а потом натягиваете его до чертиков, чтобы избавиться от дребезжание, то, наверное, вам лучше было бы оставить старый.
  6. Широкие подструнники, в середину которых вставлен подструнник меньшего размера, дают более "жирный/влажный" звук.
  7. Если ударять сильнее и сильнее, то настает такой момент, когда общий уровень громкости не нарастает, а создается впечатление, что у барабана становится меньше "щелчка", чем на средней громкости. Это происходит за счет того, что в такой момент слышится больше "томового" или литаврового звучания из-за того, что ударом возбуждается только одна сторона.
  8. Резонансная сторона возбуждается пассивно, и двигается постольку поскольку. Так что смена пружин может помочь добавить громкости или "щелчка" в зависимости от силы удара, а может и нет.
  9. Чтобы сохранить тон барабана, но сделать звучание подструнника помягче и потеплее, сократите количество пружин из углеродистой стали до 10 штук. Чтобы звук стал менее металлическим, применяйте нержавеющие, и т. д.

Малый барабан — осмотр, что и как делать

1. Как быть, если барабан во время игры дребезжит?

Удалить пластики с обеих сторон, и стукнуть по обечайке рукой или обратной стороной палочки. Если дребезжат крепления винтов, сначала попробуйте их снять, и проверить, не прекратится ли шум, при заполнении внутренности крепления ватой. Еще можно попробовать проложить между корпусом крепления и обечайкой тонкий кусок листовой резины, но здесь нужно следить, чтобы корпус крепления не отодвинулся от обечайки слишком далеко – отверстия в корпусе крепления должны свободно совмещаться с отверстиями в ободе. Если вы подкладываете резину, то подложите ее под все крепления, а не только под проблемные. Если без пластиков ничего не дребезжит, возможно, что один из пластиков уже отработал свое, или был неправильно посажен – все это во время игры может вызывать дребезжание и искажение звука.

Решение – либо заменить пластик, либо натянуть посильнее и попробовать переса пересадить. Также следует проверить, нет ли на барабане незатянутых винтов, и т.д.

2. Как проверять пружины подструнника?

Выложите ненатянутый подструнник на плоскую поверхность. Проверьте, все ли пружины одинаковы, не перерастянуты ли одна-две, и не выгнуты ли в противоположную сторону (такое бывает и с совершенно новыми подструнниками). Если есть сомнения, то лучше пойти и купить новые пружины. Иначе крайне трудно будет управлять "щелчком" и "стрекотом" барабана. Проверьте ту часть подструнника, где пружины соединяются с креплением. Там не должно быть острых выступов, бугорков и т.п. Если неровности есть, иногда помогает опиливание, но следите, чтобы не спилить слишком много, иначе пружины могут оторваться от крепления.

3. Как определить, не слишком ли стар пластик?

Кроме сразу заметных разрывов, следует посмотреть, не износился ли пластик в том месте, где расположены пружины подструнника (иногда там возникают маленькие дырочки, или пластик становится молочно-белого цвета). Посмотрите, не покороблен и не продавлен ли пластик от чрезмерного натяжения.

4. Как проверять ободы?

Положите обод на кухонный стол или другую очень плоскую поверхность (нельзя класть на пластик и на стекло, так как они изначально неровные), и проверьте, ровно ли он лежит. Если обод штампованный, или в три операции вытянутый, попробуйте выпрямить, надавив на него, или замените. Если обод литой или деревянный, то при попытке погнуть вы рискуете сломать его раньше, чем он подастся. В этом случае нужно или смириться, или заменить обод, – третьего не дано. Проверьте точность окружности обода, крест-накрест (+) замерив диаметр обычной линейкой. Если размеры разные, правильность окружности нарушена.

Малый барабан, настройка. Метод 1 [Жирно и Влажно]

Предполагается выбор для ударной стороны любого однослойного пластика из класса заглушенных средней массы, типа EVANS Genera Batter, REMO PowerStroke, Aquarian Studio-X, или любых с текстурированным покрытием. С резонансной стороны ставим Genera Hazy 200 Snare или REMO Diplomat Clear. Наша задача – получить слегка пригашенный звон, сфокусированный звук, очень хороший резонанс, отличную артикуляцию и ответ под палочкой. Чтобы сделать звучание несколько более открытым, биг-бендового типа, поставьте REMO Ambassador Coated, Evans G1 Coated, или Aquarian Satin Texture Coated.

Имейте в виду: над звучанием малого барабана мы работаем со снятым подструнником.

  1. Начните с установки нижнего (или резонансного) пластика. Мы хотим настроить нижний без верхнего на самый нижний чистый тон, точно так же, как было описано выше в разделе "учимся настраивать резонансную сторону – начало", подраздел "настройка и посадка пластиков – все барабаны".
  2. Как только вы настроили пластик на нижнюю резонансную ноту, процедура слегка меняется. Затяните каждый винт на 1/2 - 1 оборот и выровняйте пластик. С такого состояния удобно начинать дальнейшую работу.
  3. С ударной стороны ставьте пластик, как описано в разделе про установку ударного пластика на томы, включая настройку, как описано в разделе "настройка ударной стороны".
  4. Когда вы добились самой нижней резонансной ноты с ударной стороны, слушайте барабан и проверяйте как он чувствуется. Я предлагаю вам настроить ударную сторону относительно высоко – на три-пять нот выше, чем ваш самый высокий том.
  5. Это обеспечит отличный ответ под палочкой и под щеткой. Несмотря на то, что ударная сторона теперь настроена много выше резонансной, в общем тембре будет сложный состав обертонов, который обеспечит низко настроенная резонансная сторона. Общим ощущением резонанса на ноте можно управлять с помощью подструнника (см. ниже).
  6. Если после настройки ударной стороны и установки подструнника барабан звучит слишком низко, то можно чуть-чуть подтянуть резонансную сторону (максимум на 1/4 оборота). Я предлагаю делать это только после установки подструнника. Когда вы добились желаемого резонанса, ответа, и т.д. без подструнника – пришла пора его установить.
  7. Переходите к разделу "общие указания по настройке малых барабанов", потом к разделу "установка подструнника".

Малый барабан, настройка. Метод 2 [Звучание не задушенное, его предпочитают многие студийные музыканты]

Имейте в виду - мы работаем со снятым подструнником.

  1. Замените пластики, точно так же как описано в методе 1.
  2. Настройте ударную сторону на тот же звук, что и резонансную.
  3. Теперь поднимите строй резонансной стороны на три ноты выше, чем строй ударной стороны.
  4. Переходите к разделу "общие указания по настройке малых барабанов", потом к разделу "установка подструнника".

Малый барабан, настройка. Метод 3 [С высоким резонансом, максимально проявляет звучание обечайки]

Имейте в виду: мы работаем со снятым подструнником.

  1. Замените пластики, точно так же, как описано в Методе 1, и установите с ударной стороны однослойный не демпфированный пластик средней массы с текстурированным покрытием. С резонансной поставьте либо Diplomat Clear, либо Evans Hazy 200. Чтобы получить звук потеплее, более сфокусированный, но сохранить резонанс, поставьте Ambassador, Aquarian Classic или Evans Hazy 300.
  2. Настройте ударную/верхнюю сторону так же, как и резонансную/нижнюю.
  3. Теперь чуть поднимите строй резонансной стороны и внимательно слушайте тон зоны, в которой настраиваете. Поднимайте по чуть-чуть и ищите на слух точку набольшего резонанса.
  4. Переходите к разделу "общие указания по настройке малых барабанов", потом к разделу "установка подструнника".

Малый барабан, дополнительные указания по настройке

  1. Проходите зоны настройки так же, как на томе, только вместо того, чтобы поднимать строй ударного пластика, поднимайте строй резонансного.
  2. Настраивайте крест-накрест или лучше двумя ключами друг напротив друга. Тонкие резонансные пластики легко вывести из строя если одна из сторон будет натянута сильнее, так что лучше всего ключи поворачивать понемногу.
  3. Как только вы получили оптимальное соотношение настроек сторон, будь то для "жирного" или "попсового" звука, можете сдвигать общий строй барабана выше. Под этим я имею в виду, что разность в настройке пластиков должна составлять 2-3 ноты. Маленькие изменения в соотношении вызывают гашения фаз, за счет чего вы можете мало-помалу подтягивая один из пластиков, как убить обертоны, так и подчеркнуть их. Таким способом можно уйти от необходимости использования заглушенных пластиков.
  4. Если вам нужен жирный влажный звук, то, не обращая внимания на строй ударного пластика, оставьте резонансный на нижней ноте.
  5. Если требуется более артикулированный режущий звук, настройте нижний пластик выше ударного.
  6. Кроме всего прочего, натяжение подструнника управляет тем самым "ударом", который вы можете ощутить у себя в животе. Если пластик натянут чересчур сильно, то подструнник не будет хорошо лежать в вырезах.

Установка подструнника

  1. Поместите подструнник на пластик, слегка сместив его в сторону от замка по диаметру барабана.
  2. Подтяните тесьму или тяги, внимательно следя, чтобы они шли под прямым углом к краю обода.
  3. При защелкнутом замке, но с ослабленным натяжным винтом, снова подтяните тесьму или тяги перпендикулярно краю обода, так, чтобы струны были умеренно натянуты.
  4. При защелкнутом замке начинайте натягивать подструнник натяжным винтом, ударяя по пластику. Вы обнаружите точку хорошего звучания, в которой стрекот подструнника и "ощущение" барабана сольются воедино. Если затянуть сильнее, звучание станет более артикулированным. В этот момент самые незначительные изменения настройки дают огромную разницу в звучании. Я имею в виду поворот винта натяжного устройства на 1/16 оборота или еще меньше. Если вас благословили двумя натяжными устройствами с обеих сторон барабана, то завинчивайте оба одинаково, это очень важно!
  5. Экспериментируйте. В какой-то момент вы услышите низы, или у вас внезапно возникнет "ощущение" в животе. Не перетягивайте. Если переусердствовать, то не добавится ничего, разве только звучание заглохнет, да исчезнет ответ под палочкой.
  6. Даже малейшие подстройки будут показывать или давить обертоны.

Пять стадий звучания подструнника

От слабого натяжения к сильному:

  1. Дребезжит и звучит немного неряшливо.
  2. Дребезжание уменьшается, звучит несколько суховато. Почти как при перетягивании.
  3. Начинает появляться теплота, появляется замечательный "шлепок" струн.
  4. Становится более артикулированным, теплота исчезает.
  5. Cтадия "мусорного" звучания. Звук очень тугой, задушенный, отсутствует тембр, на расстоянии трех дюймов от обода на пиано ответ незначительный, либо вообще отсутствует. Вы перестарались.

Малый барабан, советы и секреты

  1. Стойка влияет на звучание. Когда малый барабан находится на стойке, не зажимайте держатели вокруг обода, это не дает ободу и обечайке свободно вибрировать, мешает проявиться собственному звучанию барабана.
  2. Если барабанщик ударяет сильнее, то щелчок барабана и громкость треска подструнника не увеличиваются, а может измениться высота, так как сильнее проявляется собственное звучание ударного пластика. Поэтому, если не получается поймать в микрофон высокочастотный щелчок, который слышен в помещении, можно переставить микрофон к нижнему пластику.
  3. Если вы ставите два микрофона, сверху и снизу, то вам следует иметь в виду, что с нижним микрофоном могут возникнуть фазовые проблемы, и вам придется подключать его в противофазе. (В идеальном случае пластики движутся вместе – когда ударный пластик удаляется от верхнего микрофона, резонансный приближается к нижнему. Из-за этого вам может понадобиться электрически изменить фазировку нижнего микрофона).

Подструнник – дребезжание, ответные вибрации

Ответные вибрации подструнника малого барабана часто создают проблемы. Обычно их вызывает настройка соседних барабанов и бас-гитары. Причина в том, что строй подструнника совпадает или близок частоте ответной вибрации. А перестраивать подструнник теперь, когда вы нашли такой прекрасный звук, вам хочется меньше всего. Но, как и со многими другими музыкальными проблемами, здесь должны быть компромиссы. Проблема может оказаться очень сложной, из-за обертонов подструнника. Но я попытаюсь обобщить рекомендации, которые в качестве решения предлагались другими. Я обнаружил, что первые два совета помогают очень хорошо, но множество народа слишком озабочено этой проблемой. Во многих случаях дребезжание – основной элемент звучания малого барабана, например, при "жирной" настройке и не кажется дребезжанием ни слушателям, ни на записи.

  1. С резонансной стороны десятивинтового барабана распускайте четыре винта по обе стороны подструнника до тех пор, пока пластик не покоробится. Затем подтягивайте винты до того момента, пока коробление не исчезнет. Итак, вы расстроили четыре винта. Теперь скомпенсируйте это подтягиванием остальных шести винтов (по три с каждой стороны).
  2. Найдите мешающие инструменты и перестройте их. Обычно это один из томов, а строй тома для микса не настолько важен. Некоторые говорят, что если том настроен на квинту от малого и на квинту – от другого тома, то проблема может решиться. Но это решение половинчатое, так как звучание малого барабана, независимо от строя, очень богато обертонами и если за счет перестраивания убрать один из обертонов, то это чревато появлением нового.
  3. Совершенно другой способ: положить кусок очень тонкой бумаги или сантехнической ленты между подструнником и нижним пластиком возле места, где подструнник входит в зажим замка. Придется поэкспериментировать с толщиной, но проблема может очень уменьшиться.
  4. Поставить другой пластик. Пластики из телячьей кожи были почти нечувствительны к этой проблеме. Пластики с похожим покрытием (например, REMO Renaissance или FiberSkyn 3) могут уменьшить ее.
  5. Если источник проблем – другой барабан, задрапируйте малый барабан с проблемной стороны полотенцем или куском тяжелой ткани.
  6. Большая часть проблем идет от струн (пружин). Попробуйте воспользоваться витыми (cable) струнами фирм Grover, Pattison или Hinger. Традиционные жильные струны тоже вряд ли задребезжат. Но от их применения звук может стать суше.
X