Исследование Апокалипсиса: Семь периодов вселенской Церкви

2008

Послание имеет как бы два плана. Первый план можно назвать фактическим, в том смысле, что каждое послание фактически адресовано конкретной поместной церкви, существовавшей в то время в Малой Азии. Второй план - пророческий или исторический, в том смысле, что каждое послание символизирует определенный период истории Церкви.

Послание Ефесской церкви (Отк. 2:1-7)

Эпоха деятельного христианства (1-й век)

2:1-3 "Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников: Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя Апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился, и не изнемогал."

Христос удостоил похвалы Ефесскую церковь за ее дела, труд и терпение и за ее бескомпромиссное отношение к развратным. Она непрестанно боролась за чистоту и святость, была нетерпима ко злу в своей среде, особенно, к разного рода еретикам и лжеапостолам.

2:4-7 "Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия."

Несмотря на успех и духовное благополучие этой церкви, взор Господа замечает, что за этой бурной деятельностью она потеряла то, что дороже всего в очах Божьих - первую любовь к Господу. За это Христос укоряет эту церковь и говорит ей: покайся и твори прежние дела, а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Такое серьезное предупреждение говорит о том, что действительно в очах Господних все наши дела и труд ничего не стоят, если это делается без любви.

В пророческом, то есть историческом, плане это послание символизирует первый период истории Церкви, который начался от дня Пятидесятницы и продолжался примерно сто лет. Характерной особенностью этого периода истории Церкви было то, что во второй половине этого периода Церковь потеряла первую свою любовь, ту любовь, с которой апостолы начали и совершали свой труд евангелизации языческого мира.

Послание Смирнской церкви (Отк. 2:8-11)

Период великих испытаний через гонения (2 и 3 века)

2:8-11 "И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и вот, жив: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету, - впрочем ты богат, - и злословие от тех, которые говорят о себе, что они иудеи, а они не таковы, но - сборище сатанинское. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтоб искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. Имеющий ухо слышать да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти."

Смирнской церкви Христос открывается, как первый и последний, Который был мертв и вот жив. Это отзвук судьбы самой Смирнской церкви, которую уже тогда постигли жестокие гонения. Господь ободряет эту церковь и говорит ей: не бойся, что тебе надобно будет претерпеть. И дальше Господь открывает ей главную причину ее страданий: "... диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас".

В пророческом, то есть историческом, плане это послание характеризует второй период истории Церкви, известный, как период великих гонений первых христиан. В этот период Церковь Христова шла крестным путем страданий и гонений по следам своего Учителя и Спасителя.

Очевидно, что выражение "дней десять" нужно понимать символически, как общую сумму гонений на христиан во времена Римской империи.

Гонения проходили: 1) при Нероне в 64 году, 2) Домициане в 91 году, 3) Траяне в 98 г., 4) Марке Аврелии в 177 году, 5) Септимии Севере 202 г., 6) Декие 250 г., 7) при Валериане 257 г., 8) Аврелиане 275 г., 9) Диоклетиане в 303 г. и 10) при Максимине в 311 г. Так и считается, что гонений было десять.

Эта тяжкая эпоха продолжалась приблизительно до времен Константина Великого, то есть более 200 лет.

Послание Пергамской церкви (Отк. 2:12-17)

Пергамская государственная церковь (с 3 по 5 века)

2:12-17 "И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа. Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Покайся: а если не так, скоро приду к тебе, и сражусь с ними мечом уст Моих. Имеющий ухо слышать да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает."

Церкви угрожала опасность от вне и изнутри. Внешняя опасность состояла в том, что эта церковь находилась в центре языческого идолопоклонства, которое не только оказывало разлагающее влияние на членов церкви, но и выражалось в насилии по отношению к верным христианам и особенно к верным Христовым служителям, что видно из жестокой расправы над верным служителем церкви Антипой. Внутренняя опасность состояла в возникновении среди христиан различного рода заблуждений и уклонений от истины. Основными из них были учение Валаама и учение Николаитов.

В пророческом, то есть историческом, плане церковь в городе Пергаме символизирует период истории Церкви, который начинается религиозной свободой, наступившей при императоре Константине в 313 году. Был издан указ о полном прекращении гонений христиан и о равноправии христианства с другими религиями. Наступил период полного благоденствия и торжества Церкви. Везде стали строиться молитвенные дома и величественные храмы, христиане стали получать высокие и почетные должности в государстве. Толпы язычников поспешили в христианскую Церковь, но не по вере и любви к Господу, а ради выгоды и корысти. Церковь стала быстро расти количественно. Вместе с этим массы не возрожденных людей внесли в нее языческий дух, тот самый ''пергамский дух'', который так осуждает Господь.

Каким образом сатана проявил себя чрез "учение Валаама" (Откр. 2:14)?

- Роль Валаама в Новом Завете сыграл Понтифекс Максимус - великий строитель мостов - Константин Великий: «В 325 году Константин, римский император, сыграл роль Валаама между язычниками и христианами. Он предрасположил христиан и постепенно соединил с язычниками. Христиане пошли на уступки и приняли много постановлений и обрядов языческих, назвав их священными и признав за ними божественное происхождение» («Древняя история Иванова», 246 стр.).

- Указ о соблюдении дня солнца: «В 321 году был издан указ о всеобщем соблюдении воскресного дня императором Константином в силу первосвященнической власти, которая принадлежала ему как императору» («История христианской Церкви, т. 1,170-171 стр.).

- В 325 году был введен праздник Пасхи: «По правилу Никейского собора (325 г.) Пасха должна праздноваться в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Первое весеннее полнолуние считать после 21 марта».

- «В 340 году появились первые монастыри» («История человечества», т. 4, 193 стр.).

- Установление праздника Рождества Христова - около 375 г. по Р. X. «На выбор дня его чествования оказало весьма важное влияние то обстоятельство, что весь античный мир привык праздновать 25 декабря как день бога Солнца. Отсюда языческому торжеству надо было противопоставить христианский праздник, посвященный началу истинного солнца мира. Спасителя человечества» («История христианской Церкви», Функ, 173 стр.).

- Иконы: «Около 440 года впервые отваживаются внести в церковь изображения Христа») («История человечества», т. 4, 196 стр.).

- Введение различных праздников: «Церковь желала бы сделать церковную жизнь привлекательной для народных масс и хотела бы чем-нибудь заменить те веселые и блестящие языческие праздники, которых народ лишился с переходом в христианство. Первоначально кроме воскресенья праздновали лишь Пасху в воспоминание смерти и воскресения Христа. Затем на Востоке ввели 6 января праздник крещения в воспоминание о крещении Христа» («История человечества, т. 4, 194 стр.).

Послание Фиатирской церкви (Отк.2:18-29)

Период темного средневековья, первое великое отступление (538-1517 гг.)

2:18-28 "И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи - как пламень огненный, и ноги подобны халколивану: Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим. Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат этого учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; Только то, что имеете, держите, пока приду. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, И будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего; И дам ему звезду утреннюю."

Несмотря на бедственное духовное состояние, в котором находилась эта церковь, Господь видел и знал тех ее членов, которые не держат этого учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, и обращается к ним со словами похвалы и ободрения за их достойные дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение.

В пророческом или историческом плане послание Фиатирской церкви символизирует самый длинный исторический период христианства - Средневековье. Развитие христианства в этот период шло двумя путями:

  1. Официальное христианство в лице Римского папства на Западе и православных патриархий на Востоке пошло по пути уклонения от простоты во Христе в формализм и даже фанатизм. Имея в руках единственно непогрешимый источник - живое Слово Божье и хорошо разработанную догматику, кратко изложенную в Никейском символе веры, эти обе ветви христианства постепенно потеряли дух Христов, ревность о чистоте и святости, приняли многие наслоения в виде преданий Отцов Церкви и все свое служение построили на внешне красивой обрядовой форме, лишенной духа жизни. Больше того, они соединились с государственной властью для совместного господствования над народами. Папство превзошло даже это - подчинив себе светскую власть, оно стало преследовать всех инакомыслящих, несогласных с его извращением заветов Христа, стало уничтожать на кострах инквизиции всех истинных христиан, желавших держаться заповедей Христа и идти по Его следам.
  2. Неофициальное христианство в лице истинных детей Божьих, которые не могли мириться с обмирщенным христианством и старались жить по Евангелию, по его святым заветам. Они, как правило, были гонимы и не столько миром или государственной властью, как папством на Западе и православием на Востоке. К ним принадлежали те, верующие, которые знали Писание и видели отступление официальной церкви, но не мирились с этим, а искали истинной христианской жизни, как учил Христос. Официальная церковь называла их еретиками, отступниками, подвергая их суду "священной" инквизиции, сожжению на кострах и другим казням. К такому ''малому стаду'' в средние века можно отнести монтанистов, новатийцев, донатистов, богумилов, катаров-альбигойцев, вальденсов и другие течения, а также таких предтечь Реформации и их последователей, как Джон Виклиф, Ян Гус и Саванарола. Они старались строить свою жизнь и служение Богу по заповедям Иисуса Христа.

Руководители католической церкви на западе и православных церквей на востоке совершили еще одно преступление против своих последователей - лишили их живого Слова Божия. Миряне были лишены не только возможности читать Библию на своем понятном языке, но не имели возможности слышать ее в храмах на богослужениях, так как служение в христианских храмах велось на латинском языке в католической церкви и на древне-греческом языке в православных церквях, - на языках, давно уже непонятных для простого народа.

Таким образом, духовенство официальной церкви держало свою паству во тьме неверия. Результатом этого было полное моральное разложение общества.

Господь недоволен таким состоянием Церкви и высказывает ей свое порицание: "Имею против тебя!" Он дал ей длительное время - целое тысячелетие - для того, чтобы она исправилась, но покаяния не последовало. И потому Божий приговор гласит: "Вот, Я повергаю ее на одр и любюдействующих с нею в великую скорбь . . . и детей ее поражу смертью. "

История народов Европы 16 - 20 веков подтверждает исполнение этого пророчества: тяжелейшая эпидемия чумы и холеры была ответом на черную инквизицию. Кроме того и Реформация основательно потрясла народы Европы.

Такой была эпоха Средневековья, которая закончилась в XVI веке движением Реформации.

Послание Сардийской церкви (Отк. 3:1-6)

Период Реформации (1517—1821 гг)

3:1-6 "И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божьих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй, и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как вор, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред Ангелами Его."

В фактическом плане это послание было адресовано существовавшей в то время в Малой Азии поместной церкви в городе Сардис, который был расположен примерно в 48 км. на юго-восток от Фиатиры. Духовное состояние этой церкви в момент написания этого послания было крайне низким. Ни одного слова похвалы или одобрения нет в послании этой церкви, и начинается оно с обличения: знаю твои дела, ты носишь имя будто жив, но ты мертв.

В пророческом или историческом плане послание Сардийской церкви символизирует период истории Церкви, который открывается Реформацией, начатой в 1517 г. Лютером в Германии и распространившейся почти во все страны Европы. Реформация возникла, как протест против засилья папства, которое исказило и извратило христианство до неузнаваемости. Она была подготовлена предшественниками Лютера - Джоном Виклифом в Англии, Яном Гусом в Чехии и Саванаролой в Италии. Независимо от Лютера, Реформация возникла в Швейцарии во главе с Цвингли и Кальвином, а затем и в Шотландии во главе с Джоном Ноксом.

Реформация родила движение за живую веру в Евангелие, подняла на должную высоту Библию - Слово Божье и евангельский принцип оправдания верою в жертву Иисуса Христа. Лютер перевел Библию на современный ему немецкий язык и сделал ее доступной для всего народа. Реформация всколыхнула всю Европу, и целые народы уходили из католичества и примыкали к реформированной церкви. Через Реформацию многие люди духовно возродились к новой жизни во Христе.

Но, к сожалению, таковых было меньшинство. Большинство же людей только переменили имя, но не изменили сердца. Одни требовали социальных, другие посветительных, а третьи - финансовых реформ. А еще один класс - согласно слов Лютера, присоединился «притворно». «Не вследствие убеждения, но не желая платить 25 талеров за мессу» (Голос Ист. май 1926 г).

В результате Реформации образовалась третья ветвь христианства - основная масса которого организовалась в отдельные национальные церкви, христианские по названию, будто живые по имени, но почти мертвые по своему духовному состоянию.

Кто же эти религиозные общества, которые сформировались в этом периоде?

- Лютеране, анабаптисты, бартисты, методисты, пуритане и другие. В чем была роковая слабость этих реформаторских церквей? - Склонность оставаться на месте, без движения вперед.

По уточненному переводу эти слова упрека звучат так: "Я не нахожу, чтобы дела твои были завершены в очах Бога Моего". И действительно, дела Церкви периода Реформации оказались не завершенными, не доведенными до конца, до полного духовного обновления и возрождения, чтобы быть живой Церковью - Невестой Христа.

Несмотря на общий характер мертвости Церкви периода Реформации, в среде Реформации были те, которые не осквернили одежд своих духом мертвого христианства. В ее недрах родилось здоровое, живое христианство.

Послание Филадельфийской церкви (Отк. 3:7-13)

Возрождение первоапостольского духа, миссионерская деятельность (1821—1844 гг)

3:7-13 "И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святой, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит: Знаю твои дела; вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, - вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое."

Это вторая из семи церквей, в послании которой не содержится слов упрека или обличения, а только одна похвала и наставление. Господь видел, что церковь в Филадельфии не много имела силы, но, несмотря на все испытания, которые она переносила от сатанинского сборища, от тех, которые только носили имя Христа, а на самом деле были врагами креста Христова (Фил. 3:18), оказалась верной своему Небесному Жениху.

В пророческом или историческом плане в послании Филадельфийской церкви приводится характеристика исторического периода Церкви, который начинается примерно с середины 18 века зарождением живых христианских течений, таких, как менониты, евангельские христиане, методисты, баптисты, свободные братья, пиетисты и другие течения, из которых стали образовываться так называемые свободные церкви.

За то, что Церковь этого периода в основу своей жизни, учения и служения положила Библию - живое Слово Божье (сохранил Слово Мое) и поставила себе целью возродить Церковь по образу первоапостольского христианства, Господь доверил ей дело великой важности - евангелизацию народов земли. Поэтому Господь говорит ей: Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее. Эту открытую дверь для благовестия уже никакие вражьи силы не могли затворить.

В это время зародились Библейские общества, которые начали переводить Библию на все языки и диалекты мира. Свою основную задачу они видели в распространении Слова Божьего среди всех народов земли. Появились также и Миссионерские общества, посылающие миссионеров на все континенты для проповеди Евангелия среди язычников.

- Вольф: «В течение 24 лет, начиная с 1821 по 1845 г. Вольф путешествовал по различным странам. Он был в Африке, Египте, Абиссинии, Палестине, Сирии, Персии, Бухаре и Индии. Его подвергали палочным ударам, морили голодом, продали однажды как раба и трижды приговаривали к смертной казни... Когда его предостерегали чтобы он не шел невооруженным к диким, враждебно настроенным племенам, он обычно заявлял: «Что Он вооружен молитвой, ревностью ко Христу и доверием к Его помощи. Я также имею в сердце любовь к Богу и ближним и Библию в моих руках. Я чувствовал, что сила моя — в этой книге» (ВБ. 345.346).

- Уэсли: «Старался возвеличить и прославить закон... И в конце его долгой жизни — он прожил более 80 лет — число его приверженцев возросло до полмиллиона» (ВБ. 253).

- Цинцендорф, воодушевленный этим духом заявил: «Вся земля Господня и все души Его, поэтому я обязан всем». (БУ.1919 г).

Внезапно по всему миру начали открываться двери для благовестия. Вильям Торрей в 1793 г отправился в Индию, Роберт Моррисол — в 1807 году в Китай, Роберт Моффат в 1817 г — в Африку, за ним в 1841 г последовал Давид Ливингстон. В 1804 г начало свою деятельность Британское и иностранное Библейское общество, а в 1816 году — Американское. Это было начало великой миссионерской программы, которая должна была нести «вечное Евангелие всякому племени, колену, языку и народу»

Главным признаком Филадельфийской эпохи является обращение иудеев ко Христу "…Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя."

Послание Лаодикийской церкви (Отк. 3:14-22)

Последний исторический период Церкви, теплое христианство (этот период начался в начале 20-го века)

Лаодикия – народ, народная

3:14-22 "И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его."

В своих глазах христиане в Лаодикии считали себя богатыми и ни в чем не имеющими нужды, а не знали, что в очах Божьих они были несчастными, жалкими, нищими, слепыми и нагими. Поэтому Господь и обращается к таковым: будь ревностен и покайся.

В пророческом или историческом плане это послание символизирует последний период истории Церкви, который, как считает большинство богословов, начался с начала 20-го века.

Истинная, живая Церковь Христова в последнее время перед пришествием Христа состоит как бы из двух частей - филадельфийской части, верной Господу, ожидающей Его явления, которая показана в притче о десяти девах (Мтф. 25:1-13) под видом мудрых дев, с горящими светильниками и маслом в сосудах своих; и лаодикийской части, теплой, равнодушной, отягченной заботами житейскими (Лук. 21:34), которая показана в этой притче под видом неразумных дев, которые не имели масла в сосудах своих.

К моменту восхищения филадельфийская часть Церкви будет готовой и войдет дверью восхищения на брачный пир и двери затворятся (Мтф. 25:10), а лаодикийская часть окажется неготовой и будет извергнута из уст Господних (3:16), останется вне дверей.

Итог

Как ни печально духовное состояние Лаодикийской церкви, Христос не отказывается от нее. Он любит ее, обличает и хочет все исправить. Он призывает ее к покаянию и ревности. Им нужно раскаяться в этом грехе и ревновать о настоящих богатствах.

Христос призывает Лаодикийскую церковь к победе над своим «теплым» духовным состоянием и обещает ей, в случае победы, место с Собою на Своем престоле. Другими словами, Христос призывает охладевшую духовно Лаодикийскую церковь встать и из глубины своего падения подняться до высочайших вершин небесной славы. Возможно ли это? Да, возможно, ибо обетование Христа гласит: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем».

X