Утерянное владычество

2015

Глава 3

Утерянное владычество

Этот мир был сотворен в соответствии с самым закон­ченным и мудрым планом» В нем не было ничего слу­чайного. Неисчислимые множества живых существ наблю­дали за процессом его сотворения. Непавшие жители других миров присоединили свои голоса к ангельскому хору, славившему Единого Творца. Им радостно было видеть пре­красные и совершенные творения Божьи; особенный восторг вызывал Едемский сад, «который был небесной обителью в миниатюре»1.

Управителем нового мира был поставлен Адам; он и его спутница Ева должны были заселить этот мир2.

Для Адама и Евы это были счастливые дни. Божест­венный свет окружал их. Счастливая пара радостно при­ветствовала своего Создателя, «Который в прохладе дня при­ходил для общения с ними». Прямо взирали они на Его славу, и ничто не разделяло их.

Частыми гостями в саду были и ангелы. Они наблю­дали, как заботливо и радостно Адам и Ева ухаживали за животными, виноградными лозами и цветами. Они слыша­ли «счастливое и беззаботное пение птиц», и сами часто начинали петь гимны славы и хвалы своему Творцу. Суббота всегда была особым днем, когда Адам и Ева вместе с анге­лами целиком посвящали себя служению Господу3.

Однако именно в это время сатане в последнем усилии удалось собрать своих сторонников, чтобы и в других возмутить дух против Бога и завоевать себе владычество. В Едемском саду было дерево познания добра и зла, которое служило проверкой послушания и любви к Богу не только для Адама и Евы, но и для обитателей других миров. Господь повелел даже не прикасаться к этому дереву. От исполнения этого Божьего повеления зависел их доступ к древу жизни, от чего, в свою очередь, зависела и продол­жительность самой жизни.

До указанного момента сатана уже попытался подчи­нить своему господству другие миры, однако их обитатели сохранили верность своему Творцу. У сатаны оставалась единственная возможность: обольстить Адама и Еву, отторг­нув их от Бога4 и низведя до того же отверженного состоя­ния, в котором находились падшие ангелы. Замысел сатаны был таков: «Существует план искупления. Если мы заставим человека впасть в грех и Бог дарует ему прощение, то вполне возможно, что Свое прощение Он даст и нам. Таким образом мы вновь обретем Божье благоволение»5.

Зная о планах сатаны. Господь призвал к Себе Своих ангелов и раскрыл перед ними Свой замысел того, как уберечь Адама и Еву от возможного зла. Господь решил послать на землю Своих вестников, которые должны были предупредить первых людей об опасности, грозящей со стороны дьявола.

Два ангела поторопились увидеться с Адамом и Евой, которые радостно встретили их в своем саду. Адам не скры­вал удовлетворения: «Здесь все так прекрасно! И нам так нравится ухаживать за нашим садом!»

Ева поддержала его: «Мы так счастливы и так благо­дарны Господу за все, чем Он одарил нас!»

Немного поколебавшись, Адам добавил: «От нас ожидается очень многое, но мы еще так мало знаем. Вы научите нас тому, о чем мы не ведаем?» Небесные вестники с радостью принялись рассказывать, как лучше ухаживать за садом и животными, мирно обитавшими в Едеме6.

Затем ангелы попросили Адама и Еву сесть в тени деревьев, чтобы поговорить на другую тему. «Есть некоторые

истины, которые вам следует знать, — начал один из анге­лов. — Царство Божье вечно. Отец, Сын и Дух Святой предвечно существовали, дав в определенный момент нача­ла мирам, установив принципы и законы их управления. Жизнь по Закону Божьему — есть жизнь, исполненная подлинного счастья. Люцифер противопоставил себя этому закону и в конце концов открыто восстал против Бога. Он затеял войну, которая привела к низвержению с небес и его, и его ангелов». Адам и Ева внимательно слушали слова ангелов: «Сатана делает все возможное, чтобы заставить прислушаться к нему, совратить и вас пойти за ним».

Ева не удержалась от восклицания: «Он не дождется от нас этого!»

«Не будь так уверена, — остановил ее один из анге­лов. — Люцифер обладает блестящим умом, и в его силах расставить самые хитроумные ловушки».

Ангелы еще раз обратили внимание первых людей на два особых дерева, росших в саду: дерево жизни и дерево познания добра и зла. Ангелы вновь напомнили Адаму, и Еве, что им запрещено подходить к древу познания и тем более вкушать плоды от него. Заметив, что люди начали испытывать некоторые опасения, ангелы успокоили их: «Не бойтесь. Господь не позволит сатане приблизиться к вам. Единственное место, где он, клеветник, может вступить с вами в общение, — это дерево познания добра и зла. Не подходите к нему — и вы избежите опасности. Всегда исполняйте законы Господа, будьте послушны и верны Ему, и вы будете иметь жизнь, исполненную вечной радости». Затем ангел предупредил: «Но любое непослушание с вашей стороны приведет к потере вашего счастливого положения. Из-за собственной беспечности вы можете оказаться в бездне отчаяния и греха».

Адам и Ева ответили: «Обещаем никогда не преступать Божьих заповедей. Исполнять Его волю всегда будет для нас величайшей радостью». И они запели песнь хвалы своему Творцу, к которой присоединились и небесные посланники7. Уже собираясь оставить своих земных друзей, ангелы сказали им на прощание: «Это испытание дается вам лишь временно. Если вы выдержите его сейчас, то вы и ваши дети достигнете достоинства и положения анге­лов. Тогда вы обретете бессмертие и будете вечно пребывать в безопасности. Вы сейчас должны выбрать: явить послу­шание или непослушание. Вам предоставлено преимуще­ство свободного выбора». Ангелы дали людям добрый совет: «Не оставляйте друг друга, и этим вы сможете защитить себя от соблазнов сатаны»8.

Вначале все шло хорошо. Адам и Ева были заняты своим садом и пребывали в состоянии полного покоя и счастья. Только Господу известно, как долго длилось это состояние: недели? месяцы? годы? Однако со временем ими овладело чувство самонадеянности и беспечности. Адам потерял былую бдительность, а Ева, переоценив себя, пришла к выводу, что она сама способна защитить себя. Забыв предостережения ангелов, она решила сама прогуляться по саду.

Однажды Ева изменила свой обычный маршрут и неожиданно для самой себя оказалась у запретного дерева. Сатана наконец-то получил возможность, которую он долго ждал. Здесь, у этого древа, в этом единственном месте, где он мог вступить в общение с человеком, сатана поспешил испытать на Еве силу обмана.

«Ева! Ева!» — позвал дьявол. Она остановилась и по­смотрела, откуда доносился этот приятный, располагающий голос. «Подойди сюда, давай поговорим с тобой», — мягко призывал сатана. Ева помедлила немного и пошла на голос. Он доносился с дерева познания добра и зла. В его ветвях она увидела одно из самых прекрасных и мудрых созданий, обитавших в саду, — блистающего, золотисто переливаю­щегося змея. Чудо! Он говорил, как человек! Все это так поразило Еву, что, сама того не желая, она вступила со змеем в разговор, не давая себе отчета в том, что общается с сатаной. С помощью чудесного перевоплощения сатана обманул первую женщину.

Непередаваемой была скорбь ангелов, увидевших, что их предостережения оказались напрасны. Указывая на пре­красный плод, змей предложил Еве: «Вкуси от этого чудесного плода. Он понравится тебе, он пойдет тебе на пользу». С тревогой ожидали ангелы ответа, который даст Ева. Исполнит ли она обещание, данное Богу, или нарушит Его запрет?9 Вместо того, чтобы бежать от искушения, Ева в нерешительности задержалась у дерева. «Господь сказал, что от всякого дерева в саду мы можем вкушать, но только не от этого. Если мы съедим его плод, мы умрем».

Заметив колебания Евы, змей предпринял последнюю, решительную попытку соблазнить ее: «Знай, что вы не умрете. Бог сказал о смерти только потому, что знает, если вы вкусите от этого плода, то станете такими же мудрыми, как и Он, и вам откроется то, что сейчас открыто лишь Ему».

Ева посмотрела на прекрасный плод, вдохнула его аромат и позволила себе поддаться на обман. Она взяла плод, все еще колеблясь, посмотрела на него и надкусила. Вкус его был так прекрасен, возникшие новые ощущения были так приятно возбуждающи, что она сорвала еще один и съела его. В состоянии душевного опьянения она нарвала как можно больше плодов и отправилась на поиски Адама, чтобы поделиться с ним этим чудом. Ева нашла супруга за работой.

«Адам! — воскликнула она. — Посмотри!» Адам обер­нулся к ней, и сердце у него упало. Он понял, что прои­зошло. Ева весело шла к нему, а он уже содрогался при мысли о том, что случится дальше: он знал, что слово Господне исполнится и он, Адам, потеряет свою спутницу.

«Ева, как ты могла! Разве ты не знаешь, чем это гро­зит!» — в ужасе закричал он. Адам совершенно потерял голову; он горячо любил Еву, и мысль потерять свою супру­гу была невыносима для него. Ему даже в голову не приш­ло, что Тот же Творец, Который дал ему Еву, может дать ему и другую жену, ибо эта согрешила. Полностью осознавая, что делает, Адам приблизился к Еве, взял из ее рук плод и съел его. Свершилось. Ева была обманута. Он, Адам, обманут не был. Он осознанно пожертвовал своим счастьем и сделал себя и своих детей пленниками греха. Вместо вечного счастья их ожидали мучения и смерть11.

Ангелы, не имевшие полномочий что-либо изменить, в глубокой скорби вернулись на небеса, и вскоре печальное известие о грехопадении разнеслось по всей Вселенной. «Умолкли радостные ангельские хоры. Небесные жители сбросили венцы, украшавшие их чела. В их сонме воца­рилась печаль. Небеса скорбели о разрушительной силе, которая вступала в свои права после свершившегося отступ­ления от Бога».

Адам и Ева оказались во власти сатаны. Приняв его законы, они стали его пленниками. Земля, дарованная когда-то Адаму во владычество Самим Творцом, перешла под другое управление: сатана назвал себя князем земли, своего нового царства". Вступив во владение, он в первую очередь пред­принял то, что считал осуществлением завоеванных прав: как властелин людей он должен представлять земных жителей на небесах. Однако, явившись пред Богом, сатана заявил о себе не как о защитнике людских дел, а скорее как об их обвинителе. Защитником же рода человеческого стал Сын Божий12.

Всем не терпелось узнать, как будет решена новая проблема. Судьбу человека должен был определить мирный совет. Напряженно, с надеждой ожидал весь ангельский сонм, к какому заключению придут Отец и Сын. Наконец взволнованное воинство успокоил Сын Божий, объявивший, что найден путь спасения человека и возвращения ему утраченного владычества. План искупления заключался в том, что Одна из Личностей Троицы принесет в жертву Свою жизнь вместо человека. С согласия Бога Отца Христос

готов отдать Свою жизнь; Он понесет на Себе наказание за грех, которого требовал Закон Божий13.

Для этого Сыну Божьему потребуется прийти на землю, воплотиться в человеческое обличье и пройти через мно­жество мук и скорбей. При этих словах ангелы бросились к стопам Христа: «Этого не должно случиться с Тобой! Возьми наши жизни вместо Своей!»

С любовью взирал Сын Божий на Свои создания, радуясь их бескорыстной готовности пожертвовать собой ради спасения человека. Но Он ясно объяснил, что никто из самых достойных ангелов не может дать выкуп даже за потерянную душу и стать спасителем человека. Жизнь ангелов принадлежит Господу, они не могут распоряжаться ею. Совершенное ангельское естество, соединенное со свободной волей человека, никогда не будет настолько ценным и возвышенным, каким является Закон Божий. Преступление было слишком велико! Примирение человека с Богом может быть совершено лишь с помощью посред­ника, во всем равного Богу и при этом являющегося носителем человеческой природы, которая в полной мере даст ему возможность изведать все искушения и испытания, каким подвергается человек, и быть способным помочь ему14.

Ангелы с трудом смогли понять план искупления. Им была абсолютно непонятна исходная точка: почему именно их Властелин и Повелитель должен вместо небесной славы облечься в земную нищету ради того, чтобы навсегда избавить человека от уз греха? Веками они вместе с жителя­ми других непавших миров могли бы обсуждать возвы­шенную тему — «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти...» Но им был незнаком грех, потому они не могли до конца прочувствовать, что это значит — быть абсолютно потерянным, потерянным без всякой надежды на спасение, и вдруг получить дар жизни, не платя за него никакой самой ничтожной платы и без всякого видимого основания15.

Исполненный святой скорби, Сын Божий попытался утешить и ободрить Своих ангелов. Он объяснил им, что Его смерть будет ценой для искупления многих и что только так можно уничтожить сатану, отпадение которого от Бога увлекло человека во власть смерти. Он призвал небесное воинство согласиться с планом Отца и возрадоваться тому, что Его смерть послужит примирению падшего человека с Богом. Сын Божий сообщил им и о том, что для них отведе­на важная роль в плане искупления, и они также будут вовлечены в его осуществление.

Слова Сына Божьего изменили настроение ангелов. Им открылось, что для них станет высокой честью и радостью быть утешением Сыну Божьему в Его страданиях, служить Ему, когда Он будет находиться на земле, совершая спасение человека. На ангелов возлагалась и еще одна обязанность: защищать тех, кому надлежит стать наследниками спасения, от влияния злых ангелов и рассеивать тьму, которой сатана всегда старается окружить праведников16.

«Тогда неизъяснимая радость наполнила небо». Вновь волшебные звуки зазвучали в небесных обителях, и ангель­ский хор громче обычного вознес хвалу Творцу. «Под сво­дами небесных чертогов прозвучали первые аккорды гимна, который должен был огласить вифлеемские холмы... Теперь еще сильнее, чем во время сотворения земли, было общее ликование "утренних звезд, когда все сыны Божий воскли­цали от радости"»17.

Однако одна мысль тревожила многих небесных жителей: что произойдет, если Адам и Ева вкусят от дерева жизни и станут воплощением бессмертного греха? Сатана понимал, как важно было дать бессмертие грешникам для укрепления своего владычества, и торопился привести своих пленников к дереву жизни.

Но в Своем всеведении Господь предусмотрел такой поворот событий и принял необходимые меры. Тем же самым ангелам, которые прежде должны были охранять Адама и Еву в Едемском саду. Он приказал закрыть доступ к вожделенному дереву, чтобы человек, «не простер... руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно».

Другие ангелы должны были выслать первых людей из райского сада. Ангелы, излучающие свет, принявший вид пламенных мечей, стали у врат сада, чтобы никогда уже не впустить туда виновную пару. Вход в чудесный дом, в котором находилось дерево жизни, отныне был закрыт для людей18.

Адам и Ева испытывали искреннее раскаяние в совер­шенном грехе, поэтому с верою приняли драгоценные Бо­жьи обетования и всецело положились на заслуги обе­щанного Спасителя. «Мы признаем нашу вину, — рыдали они. — Мы утеряли право быть счастливыми. Никогда больше мы не нарушим верности Тебе. Господи, позволь нам вернуться в дом, где мы были так счастливы!»

С великой печалью, но твердо Господь отказал им. Было слишком поздно. Природа первых людей уже была тронута грехом, как тлением, сила сопротивляться и противостоять злу была подорвана, и сатана имел теперь гораздо больше возможностей воздействовать на их души. Если Адам и Ева не смогли устоять перед искушением, обладая душой целомудренной, то отныне они тем более были открыты для греха.

И вот «покорно и с невыразимой печалью они прости­лись со своей прелестной родиной, оставив ее, чтобы жить на проклятой грехом земле. Прежде мягкий и устойчивый климат теперь изменился в худшую сторону, и сострада­тельный Господь сделал им одеяния из шкур», снятых с некогда любимых ими животных. Проходили дни и недели, и Адам и Ева увидели первые следы угасания жизни и знамения смерти: цветы увядали, листья опадали с деревьев. Принося жертвы, люди рыдали над невинными животными, и плач их был горше тех страданий, которые испытывали они позже при виде своих умерших близких19.

Но Адам и Ева не были оставлены без надежды. Чтобы утешить людей, Господь посылал к ним Своих ангелов. Через них люди узнали о той печали, которая воцарилась на небесах при известии о грехопадении. Но ангелы явились к ним и с радостной вестью — вестью о спасении, которое будет им даровано искупительной жертвой Сына Божьего. Людям открылось, что Господь не оставит их вечными плен­никами сатаны, но через Сына Своего вновь даст им жизнь вечную.

Узнав о спасительном плане, первые люди заново осознали святость и истинность Закона Божьего. Как никогда ранее, им открылась вся глубина их греха и его страшные последствия. Исполненные мучительного раскаяния, пони­мая, насколько высока плата за их преступление, в горячей молитве обратились они к Богу: «Пощади Сына, Господи! Дай целиком понести наказание нам и нашим детям! Почему Сын Божий должен страдать за то, что свершено не Им?»

Но ответ был неизменен: «Не все открыто вашему пониманию. В основании небес и всей Вселенной лежит Закон Божий, и потому жертвой за преступление не может быть жизнь не только человека, но и ангела. Только Сын Божий, Творец человека, может стать заместительной жертвой за него»20.

С момента изгнания жизнь первых людей измени­лась. В течение следующих нескольких столетий Адам со своей семьей жил и трудился за пределами Едемского сада. Дети его росли, обзаводились собственными семьями, и в своих детях, внуках, правнуках Адам все больше замечал, как беззаконие заполняет их сердца. Муки раскаяния становились для него все сильнее. Все, что только было в его силах, делал Адам, чтобы остановить ту волну греха, которую он сам когда-то поднял. Всем своим потомкам вплоть до девятого колена с горечью рассказывал он историю своего преступления, из-за которого он сам и его дети лишились райской обители. Откровения, полученные им от ангелов и от Самого Господа, Адам передавал следующим за ним поколениям, но не всегда его предостережения принимались с благодарностью. Чаще Адаму приходилось слышать лишь горькие упреки за то, что из-за него земля

стала вместилищем греха. Смиренно переносил он по­следствия собственного преступления. И если ранее сама мысль о смерти была невыносимой для него, то теперь, когда наступил миг расставания, он принял смерть как акт милосердия. Адам ушел из жизни, будучи твердо убежден в грядущем воскресении21.

Уже в начале своей земной жизни Адам и Ева прошли через тяжелое испытание — потерю двух своих сыновей. Каин, старший сын, убил Авеля, младшего. С юных лет носил Каин в своем сердце недовольство против Бога, считая, что Он слишком суров по отношению к его отцу, Адаму. Не воля Господа, но собственные устремления и желания определяли жизнь Каина. В противоположность ему Авель был исполнен послушания и потому пользовался благо­волением Божьим.

Напрасно пытался Авель убедить своего брата изменить отношение к своему Творцу. Ангел, посланный от Господа, также увещевал Каина следовать воле Божьей, убеждая, что только в этом случае будет принята жертва Каина. «Ты должен понять, — обращался ангел к Каину, — что Господь не может быть неправеден. Для Него ты и Авель одинаково дороги. Но ты, как старший сын, как первенец, должен являть собой пример для брата младшего. Неприятие твоей жертвы — это следствие твоего собственного непослу­шания».

Однако Каин не внял словам ангела и не пришел к Господу с покаянием. Ненависть его к Авелю возрастала с каждым днем, и в приступе ярости он убил своего брата22. Дерзко предстал Каин пред Богом, не выказав ни малейшего раскаяния, не испытав никаких угрызений совести. «Поща­див жизнь Каина, Бог показал всей Вселенной, к чему приводит безнаказанность». Каин был, однако, изгнан из своих земель и до конца своих дней носил на челе печать убийцы. «Пагубное воздействие Каина на его потомков при­вело к такому разложению, что вызвало уничтожение всего мира потопом»23.

Но были в жизни Адама и радостные периоды. К тому времени, когда он достиг среднего возраста — 622 лет, он имел потомков вплоть до пятого колена: Сиф, Енох, Каинан, Малелеил и Иаред продолжали его род. Адаму посчастливилось держать на руках и представителя шестого поколения — Еноха, которому предстояло прожить особую жизнь. С радостью наблюдал Адам, как из ребенка, Енох превращался в достойного сына, потом отца, желанного для многих друга, на каждом своем жизненной этапе возрастающего духовно. Спокойным счастьем наполнялось сердце Адама, когда он видел, как усерден Енох в молитве, как искренне послушен Богу, какую радость доставляет ему общение со своим Творцом.

Со вниманием и верой слушал Адам, как Енох рас­сказывал ему о видениях, дарованных Господом: «Я видел Сына Божьего, в конце времен нисшедшего на землю с тысячью и тьмою ангелов, чтобы искупить народ Свой из смерти и из власти сатаны».

Адама не стало за 57 лет до того, как Енох был взят на небо24, но праотцу всех людей удалось увидеть еще два последовавших за Енохом поколения: Мафусала и Ламеха — соответственно деда и отца Ноя.

Когда на свет появился Ной, со дня сотворения Адама прошло немногим более тысячи лет. К тому времени Господь увидел, «что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». «Земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями». Господь решил очистить землю потопом и через Своих ангелов избрал Ноя для предупреждения мира о грядущем бедствии. Ною было поведено выстроить ковчег, который должен был стать прибежищем для всех, кто пожелал бы спасения. Во время строительства Ной проповедовал прощение и спасение25.

Весть о грядущей катастрофе и возможности получить спасение Ной постарался донести до каждого. Свиде­тельством его веры в истинность Божьего слова был каждый

Удар молотка, которым он сколачивал ковчег в течение последующих 120 лет. Однако прислушались к нему очень немногие. И наоборот, у подавляющего числа людей неустанный труд преданных Богу работников вызывал насмешки.

Строительство ковчега подходило к концу, и Господь повелел Своим ангелам собрать лесных и полевых зверей. Крупнее и мелкие, свирепые и безобидные — все они были введены в ковчег: по две пары нечистых и по семь пар чистых животных. Небо потемнело от стай птиц; по две пары и до семь они также были впущены внутрь. Толпы людей взирали на то, как заселяется Ноев ковчег: у кого-то это вызывало лишь любопытство, у кого-то — страх26.

Наконец пришел день, когда сам Ной с сыновьями, а также и их жены вошли в ковчег — всего восемь человек из тысяч и тысяч населяющих землю. Внезапно люди увидели ангела, нисходящего на землю в свете славы и величия. Приблизившись к ковчегу, он плотно закрыл его дверь и вновь воспарил к небесам. Однако ничто не остановило насмешников: ни слова Ноя, ни вид животных, ищущих спасения в ковчеге, ни явление светоносного ангела. Они продолжали заниматься своими обыденными делами27.

Но вот прошла неделя, и потоп, о котором так давно предупреждали людей, обрушился на землю. Сорок дней низвергались потоки вод с небес, и сорок дней воды, заключенные в недрах земли, вырывались на ее поверхность. Все живые существа, населявшие землю, погибли. Разыг­равшаяся буря была так страшна, что сатана и его ангелы начали опасаться за свою жизнь.

Ковчег швыряло по волнам, сотрясая его до основания. Животные в страхе сбились в кучу, издавая испуганные крики. Полностью доверив Господу свои жизни. Ной и члены его семьи все это время пребывали в молитве, прося Творца не забыть их. И хотя ковчег плыл по бурным и стреми­тельным водам, его безопасности ничто не угрожало, так как Господь облек Своих ангелов особой миссией: охранять семью Ноя. Безопасность в каждый момент этих сорока разрушительных для всей земли дней была чудом, совер­шенным безграничной силой Божьей28.

Спустя семь месяцев после начала потопа ковчег прибило к горе Арарат, все еще окруженной водой. Прошло еще больше месяца, прежде чем Ною и его сыновьям удалось снять внутреннее покрытие, но массивную наружную дверь они открыть не могли. Минуло еще восемь недель, и наконец ангел, явившийся с небес, отворил дверь и позволил спасенным выйти наружу. Звери и птицы, больше года томившиеся в закрытом ковчеге, с радостью вышли на обновленную землю29.

А что же произошло с Едемским садом? Более шестисот лет оставался он на земле молчаливым свидетелем Божьей истины. Еще долго падшему человеку позволялось созерцать издали на обитель целомудрия и невинности, вход в кото­рую охранялся ангелами-стражами. Слава Божья по-прежнему обитала в Едеме. В течение почти девятисот лет Адам и его дети приходили на это дорогое им место, чтобы поклониться Господу и обновить свои обеты. Здесь прино­сили когда-то свои жертвы Авель и Каин. До тех пор, пока сад и его стражи были открыты человеческому взору, не могло появиться ни тени сомнения в Божественном присут­ствии, не могло зародиться ни малейшей доли скепти­цизма. Однако перед тем, как дать разыграться на земле потопу, Господь перенес Едемский сад на небеса, чтобы во всей красе и славе сохранить его до окончательной победы над грехом. После того, как зло будет низвержено, Едемский сад будет вновь восстановлен на земле еще в большей славе и величии, чем в начале.

Но в те далекие времена, до потопа, Сам Сын Божий часто являлся патриархам. Какая радостная возможность была открыта людям: общаться с Господом и Его ангелами лицом к лицу!30

X